Сироты богатые
На прошлой неделе в Перми обстоятельно и жарко обсудили дома, построенные для выросших сирот. Событие для нашего региона серьёзное. Нет, не обсуждение, конечно, а сам факт строительства такого количества социального жилья для конкретных людей. В Перми это семь домов, в крае — много больше.
Собственно, масштабы и стали катализатором обсуждения. Есть там аспекты технологические, но они вторичны. Главное, как кажется, вопрос социальный: концентрация выпускников детдомом в одном месте (в трёх, если быть точным), как говорят эксперты и даже некоторые главы муниципалитетов, может привести к образованию маргинальных «резерваций». Насколько это реально?
Проблема «социальных рисков компактного заселения»
Надо сказать, что от вопросов обеспечения жильём неимущих болела голова ещё у властей Древнего Египта и Афин. Но самый известный пример из такого рода экспериментов дал нам XX век и США: грандиозный проект «Прюит-Игоу», созданный в Сент-Луисе, штат Миссури, он же
Означает ли это, что социальное жильё строить вообще нельзя? Тем более, для детей-сирот, которым наша система предоставляет, мягко говоря, не очень много возможностей для нормальной подготовки к самостоятельной жизни и социальной адаптации? Я и сам, если честно, думал, что нужно идти путём выкупа площадей в уже построенном жилье, «размывая» льготников и «обычных». Но есть и другой взгляд. Относительно быстро снабдить этих людей жильём
И вот мне лично неясно: что лучше? Дать сиротам шанс быстро, но с повышенным риском социальных проблем, или сделать это много медленнее, уменьшая тем самым риски будущие, зато увеличивая риски сегодняшние.
У этой истории на самом деле есть один совершенно однозначный плюс. Раньше и проблемы такой не было, и обсуждать было нечего, поскольку жилья для выпускников детдомов не строили.
А теперь это жильё есть. И шансы можно считать.