Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Токсичное счастье: как позитивные городские фразы ведут нас к депрессии
Арт-объектов в Перми становится всё больше. Среди новых особо выделяются те, что в той или иной степени отсылают к «Счастью не за горами». Только за прошедшую осень появилось четыре таких «текстовых» объекта — один на многострадальной пермской набережной, другие три — на улице Маршала Рыбалко в Закамске. В каждом случае они транслируют позитивные мотивирующие сообщения, но Иван Козлов уверен, что у них есть и другая сторона — разумеется, мрачная и тлетворная. Об этом — в его очередной колонке.
На самом деле, Пермь
С текстом работал Александр Жунев и другие местные художники, много фраз-высказываний появилось в городе после подростковой арт-резиденции музея PERMM, временные фразы-объекты стали хорошим (по мнению организаторов) тоном на фестивальных площадках, слова «Тихо» и «Прах» поджидают нас на каждому углу, и так далее.
Не случайно именно в Перми появилась большая карта городских надписей
Поэтому не удивительно, что и мотив «Счастья не за горами» здесь прижился, оказался переосмыслен и растиражирован
Про «Счастье не за горами» мне уже не раз приходилось писать
Поэтому меня совершенно не трогает «Счастье не за горами» на коробках конфет, открытках или рулонах туалетной бумаги. Другое дело
И понятно же, что всё это вариация одной и той же идеи, хотя слова, буквы и форма исполнения могут быть разными. Примерно так же в буквосочетаниях «Казантип Корвалол» или «Бульбазавр Бенкендорф» мы безошибочно отгадаем, о каком английском актёре идёт речь, хотя ни одна буква может не совпадать с оригинальным именем. Так и здесь: если перед нами «Счастье», но объёмное и не красное, или плоское и красное, но не «Счастье»
Мне это засилье «Счастья» напоминает «1984» Оруэлла. Ничего более вульгарного, чем сравнения нашей действительности с Оруэллом, давно уже невозможно придумать, но я оправдываю себя тем, что сделать это применительно к текстовым арт-объектам никто, вроде бы, ещё не додумался. Так вот, помните, там была линейка продуктов «Победа», которая объединяла самый низкосортный ширпотреб? В одном из комментариев к роману можно прочесть следующее:
«Джин Победа
— по воспоминаниям писателя Джулиана Саймонса, во время войны в убогой столовой Би-би-си Оруэлл постоянно брал некое „синтетическое блюдо под названием „Пирог Победа“. Пышные названия убогих предметов откладываются в воображении писателя как характерная деталь быта в обнищавшем от войны государстве».
Мне кажется, с вездесущим «Счастьем» происходит похожая инверсия: знак давно уже конфликтует с означаемым. Нам всем нужны специальные волшебные очки, разоблачающие скрытый текст, как в фильме Джона Карпентера «They Live».
Год назад такие очки на нас надел художник Sad Face
Слушайте, как же я благодарен эпохе, в которой мне посчастливилось жить: любая модель поведения классифицирована, для каждой придуман свой собственный термин. Ещё двадцать лет назад нам бы пришлось потратить много слов, чтобы объяснить человеку, почему его манера изъясняться задевает и бесит, а теперь достаточно произнести слова «пассивная агрессия»
«Общественный призыв стремиться к счастью часто оказывается разрушительным для психического здоровья. В долгосрочной перспективе он грозит вылиться в депрессию и постоянную вину за свою грусть или раздражение. Токсичная позитивность вредит не только ее носителю, но и его друзьям. Когда человек делится своими трудностями, то не хочет услышать в ответ: „Не переживай, все наладится!“ или „Все пройдет, бывало и хуже“. Такие комментарии не сделают никого счастливее. Вы не поможете другу избавиться от страхов и проблем, бомбардируя его в мессенджере видео с забавными животными или мотивирующими цитатами».
Ну, насчёт видео с забавными животными я бы поспорил. А в остальном
Понятно, что в городе для всего есть место. Но, во-первых, с «муниципального» арта спрос повышенный. А во-вторых, хотелось бы всё же немного осмысленности, а не этой тошнотворной позитивной жвачки, но почему-то, чем больше её появляется в городе, тем меньше остается хоть сколько-нибудь содержательных фраз
Так что само по себе обилие текста ничего не говорит о наличии смысла. Скорее оно напоминает о синдроме Туретта, которым Пермь, похоже, страдает. Это ведь только благодаря масскульту принято считать, что синдром Туретта заключается в выкрикивании всякой нецензурщины, но в действительности это частный и редкий случай. Абсолютно не важно, что именно из вас вылетает
***
«Счастье» Бориса Матросова. Автор арт-объекта на пермской набережной
Подкаст: Иван Козлов о том, почему смерть стала главным словом паблик-арта
Рекомендуем почитать
Свой дом повышает показатели нацпроекта, но остаётся невыгодным для застройщиков. Нужен ли городу частный сектор?
Минстрой считает незаконным разрешение на строительство высотки рядом с ТЮЗом и требует его отозвать. Но городские чиновники не спешат этого делать
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. В Пермском крае за сутки зарегистрировано — 586 случаев, скончалось — 0 человек, поправилось — 342
В Перми завершено расследование дела о смерти женщины и ребёнка, которые погибли в машине в реке Мулянке
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+