Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
Уничтожение человечества или смена языка: Игорь Чубаров о насилии в цифровую эпоху
27 октября в рамках «Лектория ЦГК» в Центре городской культуры прошла лекция философа Игоря Чубарова под названием «Насилие в цифровую эпоху». Судя по отзывам слушателей, от лекции с таким названием они ожидали преимущественно актуальных тем: например, связанных с попытками государства регулировать интернет-среду. Однако Чубаров превзошёл ожидания слушателей, заговорив о куда более сложных и глобальных материях, периодически углубляясь то в лингвистику, то в откровенный киберпанк. Поэтому мы сочли нужным дополнить его лекцию довольно подробной беседой и публикуем в нашем материале и то, и другое.
Труднее всего формулировать вещи, которые кажутся самоочевидными, так что давайте начнём с формулировок: как вы определяете насилие?
Мне интересно, как трансформировалось насилие, куда оно переместилось и сохранилось ли оно в той виртуальной зоне, где физическое насилие вроде бы не предполагается.
То есть определение насилия
Если говорить о насилии в современной жизни, то оно никуда не исчезло. Войны изменили форму, но продолжаются. Люди оказываются жертвами, которые приносит мировое сообщество, оно приговаривает их к смерти и, по сути, развлекается за счёт этих смертей. И этот спектакль разыгрывается в медиа, обсуждается в соцсетях и СМИ. То есть насилие не исчезло, а вот зрителей у него стало больше, чем участников.
Вы так говорите «насилие никуда не исчезло», как будто бы это кем-то ожидалось. А разве ожидалось?
Сейчас, когда мы уже значительное время пожили в новой медийной реальности, эти надежды выглядят достаточно наивно.
Насилие, объектом которого выступает виртуальная сущность, тоже считается таковым?
Я не пытаюсь сказать, что это причина и следствие, но это срезы отношений к чужаку и к жертве насилия, и пока эти способы игры востребованы, это говорит только о природе человеческих отношений и о нынешнем состоянии человека как социального существа.
Вам не кажется, что эта логика опасно близка к той, руководствуясь которой, депутаты и прочие деятели полагают возможным считать видеоигры и фильмы причинами трагедий?
Но именно тот факт, что он так размножен и так широко обсуждается, заставляет задуматься о том, что это не какая-то системная проблема, проблема лежит совсем в другой плоскости. Для большого количества людей это лишь повод понаслаждаться темой, а серьёзного анализа никто не ведёт. Ведь реальные причины слишком очевидны до непристойности. Я имею в виду продолжающиеся реальные конфликты и войны, которые формируют и поколение, и привычки людей. И эти причины мало связаны с видеоиграми и фильмами.
Вернусь немного назад. Вы сделали вывод, что насилия стал количественно меньше. Это связано только с прекращением глобальных войн?
Меня заинтересовала идея критики насилия, которой вы занимаетесь. Я верно понимаю, что основной постулат этой идеи
Возможно, рано или поздно мы вернёмся к идее общественного самоуправления, где насилие не будет переведено в ранг вечного и безусловного. Проблема государства в том, что в рамках его институтов насилие оказывается неуничтожимым.
Но какова цель критики насилия? Придумать идеальное общественное устройство? Доказать путём измышлений, что насилие никому не нужно?
В разговоре о критике насилия фигура Вальтера Беньямина для меня является ключевой, потому что он, с одной стороны, патриарх новых медиа, а с другой стороны
Но идёт ли речь о языке как явлении? Нет. Речь лишь о языке, устроенном определённым образом. И с ним должна быть проведена какая-то работа. Он должен перейти в состояние новой организации. И мои утопические надежды связаны с тем, что переход к программированию, к языку кодов мог бы предложить этому миру альтернативу, в рамках которой мы могли бы не уничтожать друг друга, а получить удовольствие от усложнения, а не от уничтожения жизни.
Иначе говоря, решение проблемы насилие лежит даже не в социальном устройстве, а гораздо глубже?
Сейчас же, к сожалению, модели общества без насилия выглядят или очень сложными для понимания, или слишком вычурными. Здесь очень важно понять, что мы пребываем в ситуации между выживанием и преображением. В случае с преображением всегда есть шанс социальной смерти, и пойти на это никто не может.
Верно ли, что в принципе не существует сфер человеческого бытия, которые были бы лишены насилия полностью?
В этом смысле известные мне тексты, посвящённые критике насилия, не идут до конца, потому что конец этот страшен.
Есть ещё способ, который связан с обретением другого языка. Насилие можно зафиксировать и, если речь идёт о цифровом коде, мы можем в нём что-то поменять. Но для этого нужно, чтобы программисты
Развитие технологий могло бы привести к другому способу общения людей. Понимаю, что это звучит утопично, но из порочного круга хочется как-то вырываться.
Ну почему утопично. Класс программистов-энтузиастов, которые работали на благо сообщества, против бизнеса и корпораций и за свободу информации, в своё время сделал немало и занял место даже не в истории технологий, но в истории культуры.
***
#ПроектFAQ: Природа насилия. Потому что можно?
Рекомендуем почитать
Новое на сайте
В Перми на акции в поддержку Навального собралось более тысячи человек
В Перми начался митинг в поддержку Навального
ПермГорЭлектроТранс будет разделён на два предприятия
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+