Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Сегодня каждый, у кого есть смартфон, может снять свой собственный художественный фильм. Кое-кто пытается. А если под рукой зеркальный фотоаппарат? А если подойти к вопросу серьёзно и прикупить профессионального оборудования? Можно замахнуться на что-то действительно стоящее. Вот, например, в Перми есть люди, которые взяли и сняли криминально-мистический сериал.
Пермская киностудия «Green Image Studio» уже несколько лет снимает любительские кино. Последнее время студия работала над интернет-сериалом «Отдел 6». Его главный герой — сотрудник ФСБ — пытается распутать клубок загадочных происшествий. Премьера последнего, пятого, эпизода сериала состоялась в июне в киноцентре «Премьер». Об увлечении кино, заброшенных воинских частях и том, почему Пермь может стать русским Голливудом, мы поговорили с режиссёром, актёром и оператором «Green Image Studio» Константином Тупицыным.
Как появилась и с чего началась «Green Image Studio»?
— На первом курсе юрфака у моего друга появилась видеокамера, вот тогда мы и начали пробовать себя в кинематографе. Первым нашим фильмом было творческое домашнее задание по английскому языку. Нужно было что-то снять. И я решил снять кино. Оно было на английском языке, по рассказу Ирвина Шоу «Шорохи в бедламе». Длилось минут двадцать, причём со вставками из голливудских фильмов. Мы это сняли, смонтировали и показали на занятиях по английскому. Потом решили продолжать, и уже конкретно подсели на кинематограф. Каждый год снимали по короткометражке, и вскоре наш фильм «Свободный» взяли для трансляции по Пермскому кабельному каналу. К 2011 году мы сняли ещё 3 фильма, которые, к сожалению, так и не увидели свет. Первый, на мой взгляд, действительно хороший фильм, был пародией для Всероссийского конкурса пародий. Это был русский ремейк «Казино Рояль»... такой с русской душой и нашей тематикой. Сюжет повторял пролог того фильма — то, как Джеймс Бонд стал агентом 007. Ну, а буквально через пару лет мы начали работать над сериалом «Отдел 6».
Сколько всего у вас на данный момент картин в фильмографии?
— Четыре законченных проекта — три короткометражки и один сериал.
У членов студии нет профильного образования: режиссёрского, операторского, актёрского?
— Нет, мы не учились в профильных вузах. Мы сами всему учимся.
Насколько это трудно — всё постигать методом проб и ошибок? Не чувствовали необходимости в каком-то обучении?
— Конечно, мы посещаем различные мастер-классы, семинары, контактируем с кинодеятелями России. Изучаем литературу, материалы в интернете. Сейчас многие учатся дистанционно, так и мы постигаем кинодело. Но большая часть знаний приходит с опытом, на практике. Трудно не было, мы до сих пор работаем над собой, учимся, совершенствуемся. Я бы сказал, что это не трудно, а увлекательно. А когда трудно, тогда интереснее вдвойне разрешать какие-то сложные задачи. Это даёт очень ценный опыт!
Как и почему появилась идея снять сериал, причём на фантастическую тему?
— Мы на тот момент уже поснимали короткометражное кино и даже взялись за полнометражный фильм, который так и не закончили. Но сама идея возникла спонтанно. У нас тогда появилась новая камера, и мы решили её протестировать, но не просто природу поснимать, а снять какую-нибудь зарисовку, «этюд на ходу». Когда мы его сняли и смонтировали, решили доделать его до короткометражки. Досняв пару сцен, мы поняли, что работать в таком полуимпровизационном формате очень интересно. И тогда решили сделать из этой истории интернет-сериал, чтобы подольше поработать в этом формате. Нашей целью было не просто рассказать историю, а ещё самим поиграть в каждой серии с материалом, сюжетом и даже жанром. Кто смотрел сериал, подтвердит, что все серии разные.
Эта полистиличность — сознательное решение?
— Такой подход, действительно осознанное решение. Спонтанность присутствовала только при создании сюжета. Эти вводные пять серий, весь первый сезон, во многом были придуманы прямо на месте.
Значит, у вас не было единого сценария на все пять серий?
— Нет, но была концепция на четыре серии. Она была продумана, но без диалогов и какой-то конкретики. Диалоги некоторых сцен прописывались перед их съёмками. И мы, держа её в голове, сняли эти четыре эпизода — «вводных». Мы их так называли, потому что сериал называется «Отдел 6», а главный герой вступает в ряды этого подразделения только в последней серии. Можно сказать, что это у нас был целый пилотный сезон, а не пилотная серия, как обычно бывает на телевидении.
Не трудно было работать с таким сложным форматом, как фантастика?
— Что касается, например, компьютерной графики, то нет, потому что к тому моменту мы с партнёром уже достаточно хорошо начали разбираться в ней. Я считаю, что её мы довольно достойно сделали. Но какие-то заоблачные по сложности сцены мы не стали придумывать, потому что мы бы их и не осилили. В плане сюжета у нас всё было довольно просто. Концепция сразу была такая, что мы снимаем не что-то а-ля Джеймс Бонд, а более похожее на Джейсона Борна. В последнее время фильмы про шпионов более реалистичные — без шика, блеска. Наоборот, всё скромно, как в жизни. Шпионы — это ведь незаметные люди. Так и мы пытались показать скромненькие российские реалии. Конечно, мы многое придумали, потому что никто из нас в ФСБ не работал. У меня есть знакомые оттуда, с которыми я учился, но они особо не делятся информацией...
А настоящее ФСБ знает про ваш сериал?
— Я думаю, что не знает, и слава богу! Потому что Управление ФСБ у нас в Перми совсем в другом здании находится, чем то, где мы снимали. Это уже чисто наша выдумка — куда захотели, туда и поместили наше управление. И таких трюков в сериале много.
Как вы вообще подбирали места для съёмок? У вас в сериале довольно интересные локации: мосты, реки, заброшенные объекты...
— Мы живём в таком городе, где натуры для мистического сериала очень много. Вообще, в этом плане Пермь мне напоминает Лос-Анджелес. Ведь почему Голливуд выбрали центром кинематографа в Америке? Потому что на этой территории есть разная натура. Так и у нас в Перми есть места, похожие на степи, скалистые горы, тайга и прочие российские пейзажи. Относительно недалеко от района, где мы живём, есть заброшенные места. Есть даже целая заброшенная военная часть, на территории которой мы и снимали. Правда, нашли мы её совершенно случайно. Мы ездили в Закамск на поиски мест для съёмок и буквально наткнулись на брошенную военную часть.
Выходит, место продиктовало художественное решение?
— Оно дало пищу для фантазии. Мы на тот момент застопорились и думали, где же ещё можно поснимать, а главное что? А увидев это прекрасное место, мы сразу подумали: «Чернобыль!».
Для вас сейчас съёмки кино — это уже работа или хобби?
— Сейчас для меня это одна из трёх основных работ. Я юрист-консультант, актёр в «ЭКС-театре» и кино-видео-оператор. Всё равно есть на что-то нужно, и снимать кино тоже. Мы пока снимаем только на свои деньги, спонсоров и продюсеров у нас нет. От отсутствия бюджета, конечно, продукт немного страдает, но наши близкие друзья нам стараются помогать всем, чем только могут, — они замечательные люди! Ну, и сама натура и помещения для съёмок обычно имеют практически всё необходимое по части реквизита.
Получается, в связи с нехваткой ресурсов вам приходится как-то выкручиваться?
— Мы стараемся адаптироваться, потому что мы не можем что-то заказать или воссоздать. Мы и сюжет адаптируем, и наоборот — места под сюжет, как можем. Даже кадры в пятом эпизоде из Петербурга и Сочи, были сняты потому, что мы были там в тот момент по делам, по отдыху, и решили поснимать. Если бы мы так изначально задумывали, то, скорее всего, не смогли бы выехать.
Вы творческий процесс даже на отдыхе не прерываете?
— Конечно! Это же прекрасная возможность поснимать что-то интересное, а потом включить в свой проект.
Кажется, что вы прямо живёте этим проектом...
— Я бы так не сказал, потому что у нас есть другие фильмы, которые мы снимаем, но именно для этого фильма была такая возможность. В прошлом году мы с «ЭКС-театр» ездили в Петербург на мастер-классы. Но перед поездкой я сказал: «Давайте там что-то обязательно снимем, иначе я не поеду». И мы сняли сцену для новых эпизодов сериала, а потом решили вставить её в последний из вводных эпизодов. Ну, а в Сочи я ездил отдыхать ещё в 2013 году, и тоже сразу решил, что что-нибудь сниму для «Отдела...». Хотя я не знал, куда это потом пойдёт.
Вы театр упомянули, занимаетесь в какой-то труппе?
— В ПДНТ «Губерния» в этом году появился «ЭКС-театр», бывший театр «Красный цветок». И здесь мы уже достаточно активно работаем, ставим спектакли...
Коллектив студии влился в театр, или из театра пришли люди в киностудию?
— Я уже давно состою в этом театре и изначально пришёл туда не только для того, чтобы самому развиваться, но и дать возможность людям, которые там играют, сниматься в наших фильмах. Многие ребята, с которыми играем вместе в театре, снимались в наших картинах. Им самим это очень интересно и полезно для развития.
Как вам удалось организовать премьеру последней серии в киноцентре «Премьер»?
— Когда я смонтировал последнюю серию, то понял, что она получилась по нашим меркам очень масштабной. Она снималась в нескольких городах, и это очень эпично для такого скромного проекта. И я решил, что и премьера должна быть громкой. И мы начали искать возможность показать пятый эпизод.
В начале склонялись к варианту показа в нашем театре, и я позвонил своему другу Сергею Полищуку, просто спросить насчёт проектора, а он мне сказал: «Давай в „Премьере“ покажем!». Оказалось, он там работает и может помочь с организацией показа.
Я очень благодарен Судьбе, что она свела меня с этим человеком. Благодаря Сергею, мы смогли организовать двойную премьеру, потому что там был не только показ пятого эпизода «Отдела 6», но и фильма Максима Серебренникова «Отблеск», в котором я сыграл главную роль.
Это тоже картина вашей студии?
— Нет, у Максима своя компания, свои фильмы. Он позвал меня на одну из главных ролей, а потом предложил сделать двойную премьеру, чтобы и по деньгам было легче, и можно было два часа занять. Благодаря Максиму и Сергею мы премьеру организовали, и, по-моему, весьма успешно. Был полный зал — шестьдесят мест мы бронировали, и все они были заняты.
Какая была реакция зрителей?
— Хорошая. Мне понравилось, что зрители обсуждали. Для меня это всегда показательно, когда у зрителей возникают вопросы, и они очень бурно участвуют в обсуждении. Это хорошо, потому что если нет вопросов, значит, было не интересно. А если есть, значит, люди заинтересовались и хотят обсуждать, говорить об этом. И всегда, когда возникают вопросы, мы с удовольствием общаемся со зрителями, поясняем им что-то, прислушиваемся к их мнению.
Сериал живёт в интернете, и это своя специфика. Насколько «Отдел 6» популярен в сети, сколько просмотров, комментариев, лайков?
— С этим всё не очень хорошо, потому, что некому заниматься пиаром. Я какое-то время пытался заниматься этим, когда мы собирали деньги на новые эпизоды на платформе краундфайдинга «Boomstarter». Но одному это не под силу, нужна команда пиарщиков, мало-мальский бюджет. Мы пока не можем себе этого позволить и распространяем информацию о сериале, рекламируем его своими силами, чтобы как можно больше людей посмотрели на то, как снимается кино в Перми.
Но какие-то комментарии всё-таки есть?
— Комментарии есть. Сейчас читаю отзывы друзей и зрителей, кому я отправил в интернете новый эпизод, и тех, кто был на премьере. Они очень хвалят. Есть моменты, которые людям не очень нравятся, но это неизбежные издержки производства и частичной импровизационности. Всё-таки это наш пробный опыт работы с сериалом. Мы рады, что хвалят визуальный ряд, техническую сторону. Наш руководитель театра, сыгравший в пятом эпизоде одну из ролей, похвалил, сказал: «В принципе, всё стало понятнее и интереснее, и актёры в последнем эпизоде себя проявили». А ещё я лично горжусь, что у нас хорошая компьютерная графика получилась!
Вы упомянули любительский фильм другого режиссёра, а вообще в Перми много снимается таких картин? Это какая-то особенная сфера, и вы как-то общаетесь между собой?
— Буквально года полтора назад я стал тесно общаться с пермскими деятелями игрового кино и обмениваться с ними опытом. Меня несколько раз звали в другие проекты в качестве оператора и даже актёра. Сейчас Максим Серебренников начинает съёмки проекта «Изоляция», где у меня опять одна из главных ролей. Также меня позвали в качестве оператора-постановщика ещё в один сторонний короткометражный проект. Наши ребята — Дима Михайлов и Ольга Кель — тоже снимают фильмы, правда, не часто, но мы уже поработали вместе с ними. У нас в Перми много киношников, но очень хочется, чтобы они росли. Ведь в основном это операторы свадеб, промороликов и прочего. Но кино — это другое. Я уже одиннадцать лет в первую очередь занимаюсь кино, а не видеографией. У свадебного видео есть свои законы, у документального кино и сериалов свои, и их нужно постигать. В первую очередь на практике, для того чтобы кино в Перми развивалось и давало какие-то результаты. Этого я всем желаю, и нам в том числе.
Как думаете, почему в Перми столько людей снимают любительское кино? В чём их интерес?
— Сейчас технологии стали очень доступными. Любой человек может себе позволить простенькую видеокамеру или фотоаппарат и уже может начинать снимать кино. Можно даже арендовать видео-оборудование. Семь — восемь лет назад это было доступно только телеканалам и немногочисленным видеографам. У них были эти ресурсы, возможности, качественное оборудование, на которое можно снимать хорошее кино. Сейчас это может себе позволить чуть ли не каждый. Даже на айфон можно сейчас снимать кино. Сегодня во всём мировом кинематографе только дефицит идей и талантливых профессионалов. Короткометражек и видеороликов очень много, в интернете их миллионы, но хороших — единицы. Андрей Вилисов, известный в Перми кинодеятель, посвятил этому небольшую серию занятий этой весной. Но качественное кино может снимать не каждый. И хочется, чтобы такого кино в Перми было всё больше и больше.
А есть предпосылки для того, чтобы такое кино у нас появлялось?
— Думаю, да. Вообще, Пермь должна стать столицей кинематографа в России, как Лос-Анджелес в Америке. Потому что для этого есть все хотя бы природные предпосылки. Небоскрёбы можно ездить снимать в Москву или Америку, а всё остальное — здесь!
Какое планируете дальнейшее развитие своих проектов?
— Когда мы начинали, то занимались в основном лёгкими работами в жанре экшн или лёгкого фэнтези и приключений. Мы пробовали себя в драматическом ключе, но это было не очень интересно. А сейчас мы взрослеем, и наши интересы меняются, мы всё больше уходим во взрослое, даже немного артхаусное кино. Есть «Отдел 6», мейснтримовский проект, который всё равно пестрит артхаусом. Тем не менее это мейнстрим, потому что там спецэффекты, экшн и соответствующая визуализация. Прошлой осенью мы сняли картину «Икотка» — это исключительно драматический короткометражный фильм, специально на участие в кинофестивалях, там всё оригинальное: сюжет, сценарий, музыка. Снято это было так же на настоящую кинокамеру «BlackMagic», поэтому осталось его только доделать и пустить на фестивали.
Ещё у нас в планах как минимум два фестивальных проекта, которые мы скоро запустим в производство. А «для души» у нас есть фильм, который мы снимаем уже четвёртый год. Это фэнтези, оно называется «Кровь скитальца», по мотивам одноимённого романа Леонида Алёхина. Но фильм практически не похож на сам роман, сюжет у нас совершенно другой. Это постапокалиптическая сказка. Если мы его доделаем, то это будет нечто. Это тоже полумейстримовский, полуартхаусный проект, неординарный во всех отношениях.
***
Сериал «Отдел 6» и другие фильмы Green Image Studio вы можете посмотреть в сообществе студии ВКонтакте.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.