Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Пермские учёные, разработки, открытия.
Еско Шмоллер: Моя конечная цель — показать множественность человеческого опыта и множественность человеческих сущностей
Как Луна от Земли, так, наверное, отличается жизнь европейского человека, проживающего где-нибудь в Берлине, от жизни татарина-мусульманина из пермской глубинки. И в том, чтобы погрузиться в эту совсем незнакомую жизнь и попытаться увидеть мир другими глазами, с абсолютно иной, неожиданной точки зрения, есть момент удивительного приключения. В данном случае — научного.
Мой собеседник
До этого интервью я думала, что антропологи занимаются исключительно австралопитеками, неандертальцами и другими гоминидами. Оказывается, это не так?
Сложность ещё заключается в том, что от этнолога или этнографа в России ожидают, что он будет изучать культуру: как в ней отображается традиция, что-то из прошлого... Но в западной науке другое представление.
Если мы сравним российскую традицию и западную, то западная традиция в антропологии будет ближе к психологии или философии.
Таким образом, на Западе антропология
Попробую немного пояснить. Большинство современных антропологов говорят, что за теми феноменами, что мы изучаем, нет материального содержания
Я знаю, что несколько лет вы изучали в Узбекистане узбеков. В Пермском крае ваш научный интерес связан с татарами. Где проходит генеральная линия исследований?
Когда я приехал в Россию, мне было важно, чтобы то исследование, которым я буду заниматься здесь, было связано с предыдущим, потому что важно иметь экспертное знание в какой-то области. И, конечно, самым очевидным решением было бы изучать людей из Центральной Азии, которые живут здесь,
Но ведь и узбеки, и татары
А может ли наука ответить на вопрос: что делает татарина татарином?
В своём исследовании я занимаюсь только одним аспектом идентичности
Любопытно, чем отличается татарский ислам от других. У вас уже есть какие-то наблюдения, выводы?..
То, что мы называем традиционным исламом,
Можно привести пример?
Если мы посмотрим на «модернистский» ислам, то главную роль в нём играет арабский язык. Арабский язык
Мне больше интересен традиционный ислам, потому что это локальный феномен.
И тут я не могу не спросить: современный джихад, террористы-смертники, взрывы в городах... Это всё вытекает из природы «модернистского» ислама?
Когда мы смотрим на исламистов-модернистов, они могут быть в чём-то действительно радикальны, но это не будет иметь форму насилия.
Тогда какую форму это имеет?
Подобные настроения есть у пермских мусульман?
Какие у вас сложились впечатления о пермских татарах вообще?
Эти районы интересуют меня потому, что они находятся как бы между главными российскими исламскими центрами
Про место я сказал, остановлюсь на аспектах исследования. Меня интересует мобильность в исламе и его материальный аспект. Один из возможных исследовательских вопросов: как мусульманское знание перемещается из центра обучения исламу (Казань, Уфа) в провинциальные места, такие как Пермский край? В какой форме происходит перемещение
Далее... Люди по-разному выражают свою религиозность через материальное. Она, например, в том, как они одеваются. Или, скажем, носят ли они с собой чётки? На этом я тоже хочу сосредоточиться.
Вы уже начали получать ответы на свои вопросы?
У меня другой вопрос: все ли татары привержены исламу?
Скажем, в таком месте, как Барда, где примерно 96 % населения
Пару месяцев назад я представил свои наблюдения в нашем центре, и одна из моих коллег немного раскритиковала моё исследование, сказав, что те люди, которых я изучаю, абсолютно не репрезентативны: если посмотреть на татарское население в целом, то оно живёт так же, как их русские соседи. И это, конечно, правда. Но при этом мы должны понимать, что в обществе есть некие ниши, которые невидимы для большинства населения. Недавно я побывал на ежегодном форуме «Мусульманский мир», он проходил на Пермской ярмарке. И то, что я видел там, это не какой-то фольклор
Россия отличается от западноевропейских национальных государств тем, что она была империей. В определённом смысле Россия ею остаётся
Как вы собираете интересующую вас информацию
Вам комфортно жить рядом с пермскими татарами?
Люди здесь очень доброжелательные, открытые, с ними гораздо проще разговаривать, чем, допустим, с моими респондентами в Узбекистане. Важно понимать, что Узбекистан
В чём это проявляется?
Я могу рассказать про это историю. У меня в Узбекистане был хороший друг. Он сказал мне: «Когда мы с тобой только познакомились, я был уверен, что ты агент разведки какого-то западного государства, потому что нет и не может быть никакого другого объяснения всем твоим вопросам. Но теперь,
Наверное, в Узбекистане ислам более жёсткий, чем у местных татар?
Во времена Советского Союза?
Впрочем, «модернистский» ислам сохраняется и в Центральной Азии. Он там есть. Но в Узбекистане применяются очень серьёзные репрессивные меры против него, «модернистский» ислам сильно подавляется государством, потому что он воспринимается как угроза политической стабильности режима. В этом есть доля иронии, ведь президента Узбекистана зовут Ислам Каримов.
Хочу узнать реакцию антрополога на трамвайный анекдот. Он в следующем: если в трамвай, где едет немец, русский, кавказец и татарин, войдёт пьяный и начнёт безобразничать, то русский будет пьяного уговаривать, татарин не станет вмешиваться, немец остановит трамвай и вызовет полицию, а кавказец просто даст в зубы. О том, что люди разной этнической принадлежности в одной и той же ситуации ведут себя по-разному, у нас раньше существовало много забавных историй.
Рекомендуем почитать
Работа, искусственный интеллект и смерть. Семь книг о будущем
Новое на сайте
Была ли тревожная кнопка в Пермском университете? Почему так неэффективно сработала охрана во время нападения? Отвечает эксперт по безопасности
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+