Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Композитор Георг Фридрих Хаас: «У Моцарта не было микрофона — ему пришлось придумывать, как перекричать оркестр»
Концертная опера «Гиена» композитора Георга Фридриха Хааса и его жены Моллены Ли Уильямс-Хаас — одно из ключевых событий пермского Дягилевского фестиваля. «Гиена» — это история об избавления от алкогольной зависимости. Многие произведения Хааса исполняются в полной темноте. Интернет-журнал «Звезда» поговорил с создателями оперы о том, зачем это нужно и почему композитор — это зритель.
Центральная тема Дягилевского фестиваля в этом году
Георг Фридрих Хаас: Мне интересно работать с темнотой ещё с 1981 года. У меня есть опера, которую я написал о швейцарском художнике Адольфе Вёльфи. Он был психически болен и переполнен чувством вины. И в той опере я пытался представить человека, который хочет побороть это чувство вины и использует какие-то внешние импульсы, чтобы освободиться от него. Это не срабатывает. И чтобы сделать эту эмоциональную ситуацию совершенно ясной для аудитории, мне нужна была полная темнота.
Второй раз так отчётливо с самим явлением темноты я столкнулся, когда в 1994 году жил в маленьком домике в лесу. Было новолуние, я хотел прогуляться вечером. Вышел и подумал: «Нет, нужно обратно», но потом решил попробовать пройтись. И я был очень удивлен, когда понял, что мои ноги сами находят верную тропу. Нужно было пересечь овраг по маленькому мостику. В полной темноте. Это было самое интенсивное музыкальное переживание в моей жизни, потому что звук ручья в этом овраге менялся с каждым моим шагом, и я очень чётко его воспринимал. Потом я понял, что нужно отразить это в своей музыке. В этом есть логика: нашим предкам приходилось выживать в каменном веке в полнейшей темноте. У нас эта способность тоже есть, просто мы никогда её не используем. И меня очаровала такая возможность
Темнота, в которую погружаются зрители и исполнители
Георг Фридрих Хаас: Все зрители, с которыми я разговаривал, говорили, что пережили глубокое эмоциональное переживание. Мне кажется, это здорово. Но для меня как для композитора написать музыку, которая будет исполняться в полной темноте,
Есть разница, когда работаешь с камерным оркестром и симфоническим. В случае струнного квартета № 3 на фестивале мне хотелось привести музыкантов к ситуации, когда они могут общаться только звуками. Именно поэтому они распределены по четырём углам зала. Теперь они не могут общаться как обычно
Вы достаточно давно используете темноту как один из инструментов воздействия на зрителя. Что вам дал этот опыт?
Георг Фридрих Хаас: Насколько различается работа с камерным ансамблем и большим оркестром, где дирижёр организует всю работу. Это абсолютно разные вещи по организации и устройству. Может, это к вопросу о ситуации игры в темноте. Каждый оркестр реагирует по-разному. Это интересно с математической точки зрения. Если у нас есть две точки взаимодействия, можно провести одну линию, если три
Мне очень понравилось, что написал один из критиков о моей работе: «Те люди, которые привыкли подстраиваться и отдавать, не могут играть эту музыку». В этой ситуации (полной темноте) у вас должна быть такая солидарность, чтобы каждый чувствовал ответственность за то, что он делает, как будто он и есть единственный дирижёр.
Вы сейчас рассказали, как темнота действует на исполнение. Хотелось бы узнать ещё про зрителя. Вы говорили, что прослушивание похоже на медитацию...
Георг Фридрих Хаас: Я никогда не планирую реакцию зрителя, я работаю для музыкантов. Они уже работают для зрителей. Для меня было интенсивным переживанием проработать это чувство в полной темноте. Мне просто хотелось, чтобы у каждого человека была возможность почувствовать что-то такое. Но что именно
Отправная точка для «Гиены»
Георг Фридрих Хаас: Мы сейчас здесь слышим исполнение Моцарта (в это время шла трансляция оперы «Идоменей» на заводе имени Шпагина
Интенция, на самом деле, ровно такая же: эмоциональный рассказ вместе с музыкой. Только теперь между нами не стоит стеной бедное кричащее сопрано, которое пытается проорать все эти эмоции, чтобы его просто услышали
Опера посвящена зависимости?
Георг Фридрих Хаас: Нет, «Гиена»
В рассказе Моллены гиена
Георг Фридрих Хаас: Взаимодействие через музыку подразумевает, что композитор и исполнители выражаются настолько фундаментально абстрактным языком об очень глубоких эмоциональных переживаниях, что каждый слушатель способен пережить свой собственный опыт через восприятие такого произведения.
И если обратиться к примерам прошлого, то мой самый любимый композитор того времени
Моллена Ли Уильямс-Хаас: Попробую добавить конкретики. Я разговаривала с людьми, которые переживали депрессивные состояния, тревожность, насилие, и все они говорили мне, что в «Гиене» они услышали что-то своё, отражение своих переживаний, будучи людьми совершенно без каких-то конкретных ярко выраженных зависимостей. Например, одна женщина мне говорила, для неё гиена
Во многих интервью вы говорили о том, что для вас первостепенное значение имеет исследование звука как языка. Как вы к этому пришли?
Георг Фридрих Хаас: Когда я ещё учился, у меня был преподаватель, который часто говорил, что на самом деле новое в искусстве и той же музыке
И тот же самый композитор, который говорил нам это, говорил и то, что он пишет «для аудитории». Например, он писал оперы, где было прямо прописано: «Вот здесь у нас действие происходит на сцене, а здесь действуют зрители...» И специально для этих зрителей он совершенно осознанно писал очень глупую музыку, с намеренно упрощёнными мотивами. И я всё ещё вижу его сидящим за роялем и наигрывающим вот этим мотивчики с совершенно садистским выражением лица для своей «глупенькой аудитории». Я часто его спрашивал: «Почему вы говорите, что пишите для слушателя, если не уважаете его?» И он отвечал: «Это просто искусство». Но я искренне верю: если кто-то говорит, что «пишет для аудитории», но при этом не может писать о том, что для него глубоко важно, так он ставит себя выше своего слушателя. Потому что его позиция говорит: «Я должен корректно и ясно выражаться, чтобы глупенький зритель всё понял». Но поскольку я человек, и все мои зрители тоже люди, я верю: если напишу что-то, что смогу полюбить, кто-то тоже сможет полюбить это тоже, потому что я не умнее их.
Людовик XIV сказал: «Государство
Моллена, придерживаетесь ли вы такого же подхода, что зритель
Моллена Ли Уильямс-Хаас: В случае этой оперы
Рекомендуем почитать
Секс без людей, атомная бомба и бредовая работа. Подводим книжные итоги 2020 года
Хип-хоп как политика. Рассказываем, как рэперы реагируют на ситуацию в стране
Новое на сайте
В Перми учёные классического университета разработали проекты экологических парков в долинах Егошихи и Данилихи
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+