X

Подкасты

Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Представлено Дарьей Абатуровой

Дарья Абатурова: Если я вижу тему и она мне нравится, то мне хочется об этом поговорить

Документальный фильм «Дневник училки» пермского режиссёра Дарьи Абатуровой на прошлой неделе попал в рекомендательный список национальной кинопремии «Золотой орёл». Это большое достижение кажется ещё более удивительным, если учесть, что для режиссёра это дебютная картина: Дарья Абутурова только год назад закончила ПГИК по специальности «Режиссура кино и видео». Нам удалось поговорить с Дарьей о работе над фильмом «Дневник училки», возможных причинах его успеха и о том, как она пришла к такой профессии, как режиссёр документального кино.

Какие у тебя были первые ощущения после того, как ты узнала, что твой фильм попал в лонг-лист главной кинопремии страны?

— Это было приятно, неожиданно... Что ещё сказать... На самом деле я очень спокойно это восприняла, хотя и понимаю, что это очень круто для первого фильма.

А друзья или наставники поздравляли?

— Все друзья гордятся, репостят эту новость.

Как создавался сам фильм «Дневник училки»: как возникла идея и как шла работа над ним?

— Мне надо было снимать дипломную работу. Нужна была какая-то тема. Я её искала с третьего курса. Надо было, чтобы эта тема была очень актуальная, понятная, содержательная, чтобы в ней обязательно был конфликт. Ещё нужен был харизматичный герой. Вот это всё я долго не могла найти. Окончательно тему я утвердила в ноябре, а съёмки мне хотелось начать ещё в сентябре. И как только я приехала домой в Горнозаводск, поболтала с Алиной, и что-то меня дёрнуло сказать: «Давай про тебя фильм снимем». Она сказала: «Без проблем». Я позвонила своему мастеру, Рашиду Рафиковичу Давлетшину, и сказала: так, мол, и так. Он велел писать заявку. Я её написала в тот же вечер, и мне её одобрили.

Значит, героиня фильма — это твоя подруга?

— Мы с ней дружим с двух лет. Наши семьи дружат. Мы в садике были вместе и в школе. Поэтому снимать её было лёгко: она уже привыкла к тому, что я постоянно бегаю с камерой. Алина у меня уже снималась в игровых короткометражках. Проблема была в том, что она мне всё это уже рассказывала, и надо было её повторно вывести на этот же разговор. Ко мне приехали однокурсники и оператор, она рассказывала это им, я просто задавала какие-то дополнительные вопросы и вставляла реплики, чтобы вернуть её на эмоцию. На этом интервью весь фильм и держался. Её ученики тоже всё спокойно восприняли, потому что это моя школа, туда нас тоже с радостью пустили. Ведь мы с Алиной у нас в городе проводим различные мероприятия. Мы изначально планировали снимать, как она проводит что-то такое — «Зарницу» или «Цветные вечера». Но когда я поняла, что «Зарница» будет только летом, то стала снимать про школу. Школьники меня как раз по этим «Зарницам» и знают. Они думали о съёмках, что их так готовят к ЕГЭ, а то, что я хожу с микрофоном в руках, — это я ищу у них телефоны в карманах.

Получается, фильм снимался очень легко?

— Да, весь фильм мы отсняли за неделю. Мы это время были в школе, снимали детей, мероприятия. У Алины было желание сделать что-то про кино, и мы провели фестиваль «Вместе», где учили детей снимать фильмы. Как раз приехали мои однокурсники проводить лекции. На этом фестивале дети что-то снимали, а потом мы проводили просмотры. И вот за эту неделю мы и набрали весь основной материал. Ещё сделали досъёмки, когда ученики Алины выезжали на разные научно-исследовательские конференции. Но это не вошло в фильм, потому что материала и так было много.

Кадр из фильма Фото: kinopoisk.ru

Как ты думаешь, почему твой дебютный фильм так успешен? Ведь он уже получил несколько призов, а лонг-лист «Золотого орла» — это само по себе очень серьёзное достижение.

— Мне кажется, тут очень большая заслуга Алины, она сама по себе человек харизматичный и рассказывает о проблеме, о которой сейчас снимается мало фильмов. По крайней мере, я немного видела таких картин. Хотя я смотрела очень похожий документальный фильм — «Дебют Ильи Кокарева», он тоже ездит по фестивалям. Это кино про учителя английского языка. Самое интересное, что я про эту картину рассказала Алине, а его режиссёр рассказал про мой фильм своему герою, Алина с ним даже как-то «ВКонтакте» общалась. Я думаю, что успех есть как раз из-за того, что пока мало таких документальных фильмов, эту школьную тему особо не трогают.

А почему её не трогают?

— Наверное, потому что все гонятся за чем-то глобальным, более необычным. Даже недавно я смотрела на «Флаэртиане» фильмы у ВГИКовцев, они мне очень нравятся — они ездят куда-то на другой конец страны, там нашли фермера-американца. Они снимают в Крыму. А у меня таких ресурсов нет, и, в свою очередь, хотелось сделать что-то простое.

Стоп-кадр из фильма «Дневник училки»

Простота — залог успеха?

— Наверное. Я не люблю как-то сильно углубляться. Если я вижу тему и она мне нравится, то мне хочется об этом поговорить.

А как ты пришла к такой профессии, как режиссёр документального кино?

— У меня в семье одни инженеры и юристы, так что я сама не понимаю, как пришла к режиссуре. (Смеётся.) В детстве я пошла в театральный кружок — очень туда хотела попасть, и меня взяли, когда мне было десять лет, хоть и сказали, что я маленькая. В одиннадцать лет я поняла, что хочу быть не актрисой, а режиссёром. В двенадцать лет я в музыкальной школе поставила свой первый новогодний утренник. Уже молчу про то, что творилось в театральной студии, как мы там ставили номера и капустники. В семнадцать лет я поставила свой «Последний звонок», вообще без помощи учителей, вместе всё с той же Алиной. И после этого поехала учиться в пермский колледж культуры. Я очень благодарна ему, потому что, если бы в колледже за год обучения во мне не убили любовь к театру, я поступила бы потом на театральную режиссуру и жизнь моя сложилась бы совсем иначе.

То есть именно колледж определил твой выбор?

— У меня там был своеобразный мастер, после которой мне больше никогда не хотелось заниматься театром. Но были и очень хорошие педагоги, например, Елена Васильевна Малинина, которая давала много знаний и очень интересно рассказывала. И когда она узнала, что я хочу уходить из колледжа и больше не заниматься театром, то она мне сказала, что есть такая специальность в ПГИКе — «Режиссура кино и видео», — и что мне надо попробовать поступить туда, и даже дала мне контакты старшекурсников. Я пошла туда, и помню, что неделю просидела в Перми над книгами, вообще не выходя из дома, чтобы блестяще сдать экзамены. Потому что мои однокурсники знали, что если они не поступят, то пойдут учиться в любое другое место, а я понимала, что если не поступлю, то вернусь обратно в колледж доучиваться.

Кадр из фильма Фото: kinopoisk.ru

В прошлом году два пермских документальных фильма — «Старухи» Галины Красноборовой и «Варлам Шаламов. Опыт юноши» Павла Печёнкина — тоже входили в лонг-лист «Золотого орла». И в итоге фильм Печёнкина выиграл этот приз. Сейчас в списке твой фильм, и вообще снятые в Перми документальные картины часто номинируются на разные серьёзные награды. Ты, как молодой представитель этого направления, можешь сказать, в чём такая особенная сила пермского документального кино?

— Дело в том, что нас в институте учат классической манере съёмки. Всегда строго следят за тем, чтобы в произведении был конфликт. Это обязательное условие, я на фестивалях видела много фильмов, где этого нет. Ещё картина должна быть актуальной. И мы должны отдавать себе отчёт в том, для кого и о чём мы снимаем кино. И, пока мы не ответим на эти вопросы, нам не разрешают снимать фильм. Возможно, наше пермское кино как раз успешно из-за того, что мы придерживаемся этой классической манеры.

Эта манера создаёт определённую школу для режиссёров — нужно ответить на некоторые вопросы, прежде чем начать работать?

— Так должны работать все. Просто на фестивалях порой заметно, что фильмы бывают очень разные. А пермские картины похожи именно этими составляющими: наличием конфликта, наблюдениями. Нас стараются выводить на то, чтобы в фильме было больше именно наблюдения. На самом деле я не очень хорошо сделала, что весь фильм «Дневник училки» держится на интервью, но постаралась это как-то разбавить. Ещё нас заставляют чётко выражать свою мысль. Есть много фильмов, где всё завуалировано, и поэтому возникает ощущение, что режиссёр просто не отдавал себе отчёт в том, что он делает.

XII Международный фестиваль-практикум «Кинопроба» (Екатеринбург, декабрь 2015). Приз за лучший неигровой студенческий фильм Фото: Представлено Дарьей Абатуровой

У тебя есть какие-то планы насчёт следующего фильма?

— Я сейчас работаю на телевидении, и эта работа отнимает всё моё время. Но меня Павел Анатольевич Печёнкин пинает, а я всё ещё выбираю новую тему. Например, одна моя подруга находится в очень интересной ситуации. Она только-только закончила институт, и у неё в жизни сейчас разные любовные треугольники, новая работа и прочее. Я дала ей экшн-камеру, и она просто снимает всё, что с ней происходит, для того чтобы она сама могла в этом разобраться и можно было показать, как человек развивается в новых обстоятельствах. Может, из этого что-то получится, я попробую потом смонтировать. Вообще я люблю прямую речь, чтобы не я бегала за персонажем, а он сам разговаривал со мной через камеру. Ещё есть мысль продолжить фильм про Алину, потому что с ней сейчас тоже много всего интересного происходит.

В любом случае, ты хочешь продолжать снимать документальные фильмы?

— Да. Главной целью моих мастеров было привить любовь к документальному кино, и с ней они справились. Хотя мне сейчас на телевидении надо быстро думать, а нас приучали не торопиться.

XII Международный кинофестиваль «Победили вместе», приз за лучший дебют (Севастополь, май 2016) Фото: Представлено Дарьей Абатуровой

Если «Дневник училки» попадёт в номинанты «Золотого орла», то это будет означать, что тебя пригласят на церемонию вручения наград на «Мосфильме». Там соберутся все самые выдающиеся и известные люди современного российского кинематографа. И если, дай Бог, удастся попасть на эту церемонию, то тебе хотелось бы с кем-то из них поздороваться, перекинуться парой фраз, сфотографироваться?

— У меня нет дурацкой привычки фотографироваться с мэтрами российского кино. Я, как человек, который испытал на себе этот маленький кусочек славы, предпочитаю к ним не лезть, потому что я бы за такое просто убила. Мне никогда не хотелось оказаться в этой тусовке. Мне интереснее, например, ходить к ним на лекции, задавать вопросы там. А так, один на один, у меня пока потребности нет, я ещё до этого не доросла. Да и вопросов особенных у меня к ним нет. А о том, что хочется узнать, всё можно прочитать в прессе — их уже об этом кто-то уже спрашивал. Но просто так я к ним не подойду — маленькая ещё.

Новое на сайте

Пермская городская дума проголосовала за вручение Дмитрию Самойлову почётного знака

Полина Путякова

Суд арестовал юриста штаба Навального в Перми на пять суток

Максим Артамонов

«Это конфликт интересов». Жители Пролетарки собирают подписи под требованием к врио мэра Перми отозвать проект изменений ПЗЗ, позволяющий строительство 18-этажного дома

Полина Путякова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+