Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
Съёмочная команда молодости нашей. Какой получилась «Изнанка жестокости» — знаковый фильм пермских независимых кинематографистов
В Перми состоялся показ фильма «Изнанка жестокости». Сказать, что эта премьера была долгожданной — не сказать ничего. Ведь над картиной независимые киношники-энтузиасты работали больше пяти лет, но фильм определённо стоил ожиданий. Правда, тут есть некоторые оговорки, и понравится он явно далеко не всем зрителям.
О том, что такое «Изнанка жестокости», мы подробно рассказывали ещё четыре года назад, в репортаже со съёмок одной из сцен фильма. Но если вкратце, когда-то в Перми поклонники одной популярной книги решили снять по ней фанатский фильм-короткометражку. Но в итоге она разрослась до полнометражной картины с амбициями большого жанрового кино, работа над которой растянулась на пять лет. Десятки участников съёмочной группы, множество реквизита, несколько съёмочных локаций в Перми и крае, тонны энтузиазма молодых киношников, на котором всё это, собственно, и работало, без какого-либо бюджета (хотя, по прикидкам создателей, на «Изнанку...» за эти годы суммарно ушло более двух миллионов рублей их личных средств).
Благодаря масштабу работ, вложенным ресурсам и амбициям, «Изнанка жестокости» стала самым масштабным и практически флагманским проектом «Пермской кинолаборатории»
Так каким же вышел долгожданный первый полнометражный фильм пермских независимых кинематографистов? Насколько он стоил своих обещаний и ожиданий? Это прорыв и удача, или же аляповатая дилетантская поделка? На самом деле, ответить на эти вопросы довольно сложно. И сейчас попробуем разобраться, почему.
Начать стоит с основы
Действие фильма происходит в СССР, в 1985 году, в некоем Доме
Сюжет у «Изнанки...» получился интересным, оригинальным и цепляющим. Не зря сценарий писали целый год. В фильме очень яркие (порой во всех смыслах) персонажи со своими внятными характерами и мотивами. А в повествовании прекрасно сочетаются и переплетаются абсолютно противоположные чувства: любовь и ненависть, жестокость и нежность, радость и боль. Поэтому, несмотря на своё название, довольно жёсткие и даже страшные вещи, которые можно в ней увидеть, «Изнанка жестокости»
Во многом это получается ещё и потому, что съёмочной группе удалось создать своеобразную атмосферу Дома. В основном его сыграли коридоры и помещения второго корпуса ПГИКа, его же общежитие и ДДЮТ. Съёмочная группа с такой тщательностью подошла к обустройству локаций, насыщению его деталями и особенностями, что Дом и в правду кажется каким-то странным, посторонним местом, среди давящих стен которого возможны самые невероятные вещи
В эту атмосферу «Изнанка жестокости» кидает зрителя сразу, даже не пытаясь вовлечь его постепенно, чётко, толком, с расстановкой разъясняя, что почём в Доме. В это всё приходиться вникать самому. Порой во время просмотра кажется, что ты оказался на вечеринке, где все друг друга давно знают и всем весело, ощущения в целом классные. Но всё равно неуютно от того, что ты тут фактически чужой. Это добавляет колорита, но мешает пониманию происходящего. Не чтобы в нём можно запутаться, все основные сюжетные линии понятные и следить за ними нетрудно. Просто порой «Изнанка...» в этой своей внешней тщательности, не снабжённой никакими пояснениями, кажется перегруженной. Судя по всему, за многими объяснениями, вроде того, как и кто попадает в Изнанку, надо обращаться к книге, что для самостоятельного произведения, конечно, минус.
Также восприятию мешает очень рваный ритм всего фильма. То действие куда-то несётся, переполненное музыкой, движением, непонятными фразами и отличными операторскими и монтажными приёмами, то вдруг сменяется на сцены, в которых герои просто разговаривают. Очень долго разговаривают. И такие эпизоды не работают на то, чтобы дать передохнуть после активных событий. Они всё затягивают. Так что неудивительно, что фильм идёт почти два часа, а первая монтажная версия по продолжительности была вообще как мини-сериал (по словам режиссёра Льва Калимуллина, вырезать пришлось 60 % отснятого).
Выдержать эти два часа мешает и то, что актёрская игра разных участников часто колеблется в диапазоне от «Немедленно выдайте человеку „Оскара“» до «Лучше всего в этой сцене смотрелась дверь». Но главная проблема «Изнанки жестокости»
Так что если подходить к «Изнанке жестокости» с холодным носом, не зная контекста и его истории производства, то можно будет сказать, что, несмотря на все амбиции и масштаб и несомненные плюсы, фильм как произведение получился довольно странным. Это вроде как жанровое кино для широкого зрителя, но этот самый «широкий зритель» на нём, скорее всего, заскучает и уйдёт из зала (на премьерном показе такое было). На любом фестивале «Изнанку...», скорее всего, примут холодно, а критики справедливо растопчут. Но это если воспринимать этот фильм именно как жанровое кино для проката, фестивалей и критиков. Хотя у создателей были претензии именно на это, на самом деле «Изнанка жестокости» совсем про другое.
Этот фильм
По большому счёту, этот фильм в первую очередь про тех, кто его делал
На обсуждении после показа актриса Татьяна Жаркова, на курсе которой учился режиссёр фильма Лев Калимуллин и некоторые снимавшиеся там актёры, сказала, что у всех, кто делал «Изнанку...» теперь есть такая чудесная вещь, на которой они все теперь навсегда останутся такими молодыми и красивыми. Действительно, с момента съёмок прошло уже пять лет, и уже сейчас можно увидеть, как изменились всё причастные к съёмкам. Жизнь у всех складывается очень по-разному: кто-то работает в пермских театрах, а кто-то переехал в другие города и связал жизнь с кино. Самый яркий пример
Теперь у всех, кто делал «Изнанку жестокости», теперь есть такой артефакт, в котором запечатлена съёмочная команда их молодости и в котором заключены воспоминания о прошлом, может, светлом, а может, и не очень. Но явно пробуждающие чувство ностальгии по былым дням. А обычный зритель на этой вечеринке памяти и вправду немного чужой, но всё-таки очень желанный гость, с которым с радостью готовы поделиться теплотой и искренностью.
***
Читайте также: Репортаж со съёмок фильма «Изнанка жестокости»
«Ла-Ла Лэнд на Каме»
Истории с продолжением о независимом пермском кино
Интервью с актрисой Алёной Михайловой
Рекомендуем почитать
Сильные женщины, злые мужчины и верблюды. Гид по программе 21-й «Флаэртианы»
Новое на сайте
На этой неделе в Перми и Москве пройдёт «Эхо Флаэртианы»
Без QR-кода здесь не место. В Пермском крае непривитых оставят дома
В ИК-10 Пермского края погиб заключённый. Предположительно, ему отрезало голову на пилораме
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+