X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Кадр из фильма «Изнанка жестокости»
166статей
Рецензии

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Съёмочная команда молодости нашей. Какой получилась «Изнанка жестокости» — знаковый фильм пермских независимых кинематографистов

В Перми состоялся показ фильма «Изнанка жестокости». Сказать, что эта премьера была долгожданной — не сказать ничего. Ведь над картиной независимые киношники-энтузиасты работали больше пяти лет, но фильм определённо стоил ожиданий. Правда, тут есть некоторые оговорки, и понравится он явно далеко не всем зрителям.

О том, что такое «Изнанка жестокости», мы подробно рассказывали ещё четыре года назад, в репортаже со съёмок одной из сцен фильма. Но если вкратце, когда-то в Перми поклонники одной популярной книги решили снять по ней фанатский фильм-короткометражку. Но в итоге она разрослась до полнометражной картины с амбициями большого жанрового кино, работа над которой растянулась на пять лет. Десятки участников съёмочной группы, множество реквизита, несколько съёмочных локаций в Перми и крае, тонны энтузиазма молодых киношников, на котором всё это, собственно, и работало, без какого-либо бюджета (хотя, по прикидкам создателей, на «Изнанку...» за эти годы суммарно ушло более двух миллионов рублей их личных средств).

Благодаря масштабу работ, вложенным ресурсам и амбициям, «Изнанка жестокости» стала самым масштабным и практически флагманским проектом «Пермской кинолаборатории» — объединения независимых кинолюбителей, стремящихся делать жанровое кино, которых вместе свела взаимопомощь в производстве проектов. В том числе и «Изнанки...». Премьера тоже выдалась по-своему масштабной — фильм уже показали фанатам в четырёх других городах, а перед началом сеанса в Перми крутили тизеры других фильмов «Пермской кинолаборатории».

Фото: vk.com/iznankazhestokosti

Так каким же вышел долгожданный первый полнометражный фильм пермских независимых кинематографистов? Насколько он стоил своих обещаний и ожиданий? Это прорыв и удача, или же аляповатая дилетантская поделка? На самом деле, ответить на эти вопросы довольно сложно. И сейчас попробуем разобраться, почему.

Начать стоит с основы — сюжета фильма. Он, как уже говорилось, основан на одной популярной книге, которую создатели «Изнанки...» сейчас стараются не называть. Дело в том, что автор книги против любых экранизаций своего романа. Но поскольку «Изнанка жестокости» была лишь фанфиком, против этого фильма она ничего не имела. Сейчас она считает фильм профессиональной работой и поэтому просит свою книгу и себя в его контексте не упоминать.

Действие фильма происходит в СССР, в 1985 году, в некоем Доме — интернате для детей-инвалидов с настолько особенными порядками, что это, по сути, отдельный мир. Дети там делятся на жестоко враждующие группировки — Стаи, преподавателей и учителей зовут по кличкам, а ещё у Дома есть Изнанка — некий странный параллельный мир, где время идёт по-другому и куда могут попадать некоторые ученики. Главный герой — Монах (его играют три артиста, показывая героя в трёх разных возрастах), входит в самую миролюбивую Стаю Дома — Детей Цветов, хиппи распевающих песенки и призывающих к всеобщей любви. Монах не терпит царящих в интернате жестокости и насилия, и мечтает примирить и объединить вместе две его главные Стаи: держащих власть, пропитанных советской идеологией Детей Режима и стремящихся к власти разодетых Детей Запада. Мешает Монаху в достижении цели почти всё, он и его друзья переживают на этом пути ужасные потрясения и даже перерождения, и сам герой меняется даже слишком сильно.

Сюжет у «Изнанки...» получился интересным, оригинальным и цепляющим. Не зря сценарий писали целый год. В фильме очень яркие (порой во всех смыслах) персонажи со своими внятными характерами и мотивами. А в повествовании прекрасно сочетаются и переплетаются абсолютно противоположные чувства: любовь и ненависть, жестокость и нежность, радость и боль. Поэтому, несмотря на своё название, довольно жёсткие и даже страшные вещи, которые можно в ней увидеть, «Изнанка жестокости» — довольно светлый и тёплый по своему эмоциональному заряду фильм, несущий, несмотря ни на что, надежду на лучшее.

Фото: Кадр из фильма «Изнанка жестокости»

Во многом это получается ещё и потому, что съёмочной группе удалось создать своеобразную атмосферу Дома. В основном его сыграли коридоры и помещения второго корпуса ПГИКа, его же общежитие и ДДЮТ. Съёмочная группа с такой тщательностью подошла к обустройству локаций, насыщению его деталями и особенностями, что Дом и в правду кажется каким-то странным, посторонним местом, среди давящих стен которого возможны самые невероятные вещи — как прекрасные, так и ужасные.

Фото: Кадр из фильма «Изнанка жестокости»

В эту атмосферу «Изнанка жестокости» кидает зрителя сразу, даже не пытаясь вовлечь его постепенно, чётко, толком, с расстановкой разъясняя, что почём в Доме. В это всё приходиться вникать самому. Порой во время просмотра кажется, что ты оказался на вечеринке, где все друг друга давно знают и всем весело, ощущения в целом классные. Но всё равно неуютно от того, что ты тут фактически чужой. Это добавляет колорита, но мешает пониманию происходящего. Не чтобы в нём можно запутаться, все основные сюжетные линии понятные и следить за ними нетрудно. Просто порой «Изнанка...» в этой своей внешней тщательности, не снабжённой никакими пояснениями, кажется перегруженной. Судя по всему, за многими объяснениями, вроде того, как и кто попадает в Изнанку, надо обращаться к книге, что для самостоятельного произведения, конечно, минус.

Также восприятию мешает очень рваный ритм всего фильма. То действие куда-то несётся, переполненное музыкой, движением, непонятными фразами и отличными операторскими и монтажными приёмами, то вдруг сменяется на сцены, в которых герои просто разговаривают. Очень долго разговаривают. И такие эпизоды не работают на то, чтобы дать передохнуть после активных событий. Они всё затягивают. Так что неудивительно, что фильм идёт почти два часа, а первая монтажная версия по продолжительности была вообще как мини-сериал (по словам режиссёра Льва Калимуллина, вырезать пришлось 60 % отснятого).

Выдержать эти два часа мешает и то, что актёрская игра разных участников часто колеблется в диапазоне от «Немедленно выдайте человеку „Оскара“» до «Лучше всего в этой сцене смотрелась дверь». Но главная проблема «Изнанки жестокости» — это, конечно, техническое исполнение. Слишком часто видно, что единственное, в чём не было недостатка у съёмочной группы — так это в энтузиазме. А в остальном — самодеятельность, создание реквизита из того, что подвернулось, и некоторое неумение заметны невооружённым взглядом (про частые киноляпы, вроде радикально изменившихся за пару часов одних и тех же дверей, или попавших в кадр осветительных приборах говорить даже как-то нечестно). Самое чудовищное из этого — озвучка. Режиссёр фильма признаётся, что её пришлось переделывать, и что это было ошибкой. Героев в лучшем случае плохо слышно, а в худшем, как с одной из итераций Монаха, новый голос явно не соответствует персонажу, что порой смотрится даже комично.

Фото: Кадр из фильма «Изнанка жестокости»

Так что если подходить к «Изнанке жестокости» с холодным носом, не зная контекста и его истории производства, то можно будет сказать, что, несмотря на все амбиции и масштаб и несомненные плюсы, фильм как произведение получился довольно странным. Это вроде как жанровое кино для широкого зрителя, но этот самый «широкий зритель» на нём, скорее всего, заскучает и уйдёт из зала (на премьерном показе такое было). На любом фестивале «Изнанку...», скорее всего, примут холодно, а критики справедливо растопчут. Но это если воспринимать этот фильм именно как жанровое кино для проката, фестивалей и критиков. Хотя у создателей были претензии именно на это, на самом деле «Изнанка жестокости» совсем про другое.

Этот фильм — редчайшее для России явления паракинематографа. Дешёвое кино категории B, которое при неких обстоятельствах может стать культовым в кругах разной степени узости. Для того чтобы считаться культовым кино, у «Изнанки жестокости» есть все предпосылки. Ведь таким картинам прощают техническое несовершенство и любят либо за их полную отмороженность, либо за искренность и веру создателей в свой проект, которые отчётливо видны на экране. Последнего у «Изнанки...» хоть отбавляй.

Фото: Кадр из фильма «Изнанка жестокости»

По большому счёту, этот фильм в первую очередь про тех, кто его делал — в кадре и за ним (хотя это почти одни и те же люди) — про их молодость и мощное желание снять большое и интересное кино, несмотря ни на что. Именно из этой беспредельной силы и энергии молодости, а также веры в себя, и состоит «Изнанка жестокости». И со зрителем, готовым простить технические и прочие огрехи, фильм щедро делится этим чувствами задора, свежести, уверенности. Ощущением дружеского плеча и того, что всё в итоге получится.

Фото: Кадр из фильма «Изнанка жестокости»

На обсуждении после показа актриса Татьяна Жаркова, на курсе которой учился режиссёр фильма Лев Калимуллин и некоторые снимавшиеся там актёры, сказала, что у всех, кто делал «Изнанку...» теперь есть такая чудесная вещь, на которой они все теперь навсегда останутся такими молодыми и красивыми. Действительно, с момента съёмок прошло уже пять лет, и уже сейчас можно увидеть, как изменились всё причастные к съёмкам. Жизнь у всех складывается очень по-разному: кто-то работает в пермских театрах, а кто-то переехал в другие города и связал жизнь с кино. Самый яркий пример — это Алёна Михайлова. Это сейчас она знаменитость, прославленная ролями в сериалах «Чики» и «Водоворот». А во время съёмок «Изнанки...» она, как и большая часть каста, была студенткой института культуры. Сыграла в фильме второстепенную роль одной из Детей Цветов по имени Афродита. Здесь можно увидеть занятное совпадение с «Чиками», ведь именно «Афродитой» собирались назвать свой фитнесс-клуб героини сериала.

Теперь у всех, кто делал «Изнанку жестокости», теперь есть такой артефакт, в котором запечатлена съёмочная команда их молодости и в котором заключены воспоминания о прошлом, может, светлом, а может, и не очень. Но явно пробуждающие чувство ностальгии по былым дням. А обычный зритель на этой вечеринке памяти и вправду немного чужой, но всё-таки очень желанный гость, с которым с радостью готовы поделиться теплотой и искренностью.

***

Читайте также: Репортаж со съёмок фильма «Изнанка жестокости»

«Ла-Ла Лэнд на Каме» —что такое «Пермская кинолаборатория»

Истории с продолжением о независимом пермском кино

Интервью с актрисой Алёной Михайловой

Новое на сайте

Без QR-кода здесь не место. В Пермском крае непривитых оставят дома

Юрий Куроптев

В ИК-10 Пермского края погиб заключённый. Предположительно, ему отрезало голову на пилораме

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+