X

Новости

Сегодня
13:59 На Пасху автобусы и троллейбусы будут останавливаться рядом с городскими кладбищами
12:07 Городские власти отказались от строительства мечети около Центрального рынка
10:35 Власти Перми не планируют увеличивать долю учащихся в первую смену
Вчера
15:26 Пермский оперный и музыкальный колледж подписали соглашение о сотрудничестве. Студенты смогут участвовать в постановках театра
14:35 Перед зданием Заксобрания строят светомузыкальный фонтан
13:34 Пермь назвали самым удобным городом для автомобилистов. Объясняем, почему это не так
2 дня назад
16:36 Новый автобусный маршрут соединит Пермь-II и Речной вокзал. Его запустят в августе
11:09 Новым министром культуры Пермского края назначен Вячеслав Торчинский
08:01 Арт-проект «Чудо Чуди» в Центре городской культуры откроется лекторием о пермском зверином стиле

Вячеслав Торчинский: Терпеть не могу ремейки — ещё ни одного не видел, чтобы был лучше оригинала

Фото: Владимир Бикмаев

Начальник департамента культуры и молодёжной политики администрации Перми рассказал о своём отношении к проекту переноса зоопарка, перспективах «пермского Арбата» и о собственном будущем в статусе чиновника.

Пермь — культурная столица или нет?

— Честно сказать, я устал отвечать на этот вопрос. Считаю, что на него должен ответить тот, кто его задаёт. Сам для себя. Чего мы хотим: быть культурным городом? Культурной столицей? Или нет?

Проект «Культурная столица» — чисто маркетинговый проект. Родившийся в Европе, он ставил своей задачей вытягивать заштатные города на более высокий культурный уровень. Побудительная цель — амбициозная. Здесь путь важнее результата.

Скептицизм, который сегодня постоянно звучит при упоминании Перми как культурной столицы — нелюбовь нас самих к себе. Хотя и город у нас не самый худший, и не «ужас, ужас!» всё в нем. Нет предела для совершенства. И в Берлине с его хвалёным немецким «Орднунгом» есть кварталы, которые никакого отношения к порядку не имеют. А в Самаре достаточно пройтись по набережной Волги, чтобы понять, насколько здесь любят и ценят свой город, свою красавицу-реку. У жителей тут нет комплекса неполноценности. Мы же себя принижаем, легко соглашаемся быть на обочине жизни.

Как вы относитесь к «культурной революции» в Перми (в период которой, кстати, и стали возглавлять пермский департамент культуры)? Чувствуете ли свою ответственность за неё?

— Мое мнение: никакой «культурной революции» не было. Это лишь красивый образ. Сама идея сделать культуру движущим локомотивом развития края, центром притяжения не является оригинальной и революционной. Она не бесспорна: в половине случаев её реализация оборачивалась неудачей, результатом становились только финансовые расходы, а также внутренние конфликты в обществе. То есть это стандартная история, мы пошли по изъезженному пути.

Однако не могу назвать неудачным всё, что было тогда в пермской культуре. Кто-то получил интересный опыт, появились новые культурные практики, молодёжь потянулась к современному искусству. Но та ситуация не могла продолжаться бесконечно. А что делать дальше, никто не знал. Вывод: нельзя бросаться в крайности.

Если же говорить о личной ответственности, то её за саму идею я не беру на себя. А за то, что мы делали в ту пору, за реализованные проекты мне нисколько не стыдно.

Вернутся или нет прежние яркие фестивали, такие как «Белые ночи»?

— Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Такие фестивали, как «Белые ночи», — авторская вещь. Терпеть не могу ремейки — ещё ни одного не видел, который был бы лучше оригинала. Надо быть с ними поосторожней. А для будущих ярких фестивалей нужно появление новых авторов с новыми проектами. Ну, не оскудела же наша земля на таланты.

Мечта всех любителей музыки и профессионалов — открытие нового ультрасовременного концертного зала. Планирует ли городская администрация своё участие в решении этого вопроса?

— Финансово — нет. Подобные проекты — всегда уровень региона или даже федерации. Но в любом случае город участвует. Это, скажем, выделение земельного участка и т. п.

Такой зал Перми очень нужен. Однако его строительство — сложнейший вопрос. Благодаря своей штучности и массе предъявляемых современных требований, ему нужны высококлассные консультанты и специалисты на всех этапах создания.

Что будет с пермским зоопарком?

— Несомненно то, что он будет перенесён в другое место, у всех есть на это настрой и желание, есть средства. Куда? Вопрос с его расположением сейчас отрабатывается. Мне, к примеру, оптимальной видится территория парка Победы. Сейчас это НЕУХОЖЕННОЕ лесисто-болотистое пространство. Один к одному с тем, что было ещё недавно на месте Новосибирского зоопарка. Я не специалист, но видел, какие прекрасные условия можно создать для животных. И, конечно, для посетителей. К сожалению, наши оппоненты не могут понять: зоопарк облагораживает природную среду, в которой он размещён.

Хочу сказать тем, кто предлагает вообще ликвидировать в Перми зоопарк: кощунство потерять его сейчас, ведь его сохранили даже в годы войны. Коллекция зоопарка и в сегодняшних условиях входит в пятёрку лучших в стране. Хотя есть большие проблемы с её пополнением, так как условия не соответствуют нормам. В зоопарке ведётся активная работа с детьми, научная работа. У зоопарка даже в его стеснённой жизни более 200 тыс. посетителей в год. Он очень нужен пермякам, он должен быть.

А каковы перспективы «пермского Арбата»? Похоже, их совсем нет?

— Есть желание продолжить благоустройство пешеходной зоны. Сейчас формируется рабочая группа. Шагов по существу предстоит немного, они понятны, но тормозят правовые, организационные проблемы, которые не были решены сразу. Например, необходимость подъезда машин к зданиям с соседних улиц.

Второй квартал, до Сибирской, в плане тоже есть. Надо сказать, строители новостроек здесь стараются не выбиваться из стиля старинной улицы, там охранная зона. То есть городская власть от идеи благоустроенного «Арбата» не отказывается.

Сегодня актуальна тема профессионального воспитания и развития одарённых детей. Что предполагается делать в системе музыкального образования?

— Сначала хочется похвалиться и похвалить. Благодаря нескольким поколениям людей, работавших и работающих в этой сфере, мы сегодня имеем уникальную историю. Многие наши музыкальные школы — очень высокого уровня. Это всё про них: победы на престижных конкурсах, ежегодные поступления выпускников в столичные консерватории, стипендии Фондов Спивакова и Мацуева, участие в Олимпийском хоре и летних лагерях... У Перми здесь очень достойные позиции.

Однако у нас нет непрерывного музыкального образования. Сейчас обсуждается — хоть и робко — вопрос о специализированной музыкальной десятилетке. Профессионалы считают её важнейшим звеном в музобразовании.

Есть и другие проблемы. Нашим музыкальным школам не хватает залов, а многие из имеющихся не отвечают современным требованиям. Всё дороже стоит приобретение музыкальных инструментов. Ситуацию отчасти спасают краевые и федеральные гранты. Залы и инструменты — постоянная наша забота.

Недавно появился сайт «Пермь литературная». Насколько это интересно департаменту культуры? Это дело общественности или касается и власти?

— Этот проект реализован на грант города — выходит, власть не в стороне. Стартовая поддержка есть. Теперь дело авторов — а проект носит авторский характер, — чтобы сайт стал интересным, был оценён широкой аудиторией и занял своё место.

Когда деятельность наших художников заинтересует городские власти, когда мы найдём общий язык? Спасибо, конечно, за безвозмездное пользование мастерскими, но ведь даже с муниципальным выставочным залом мы вместе не работаем, каждый сам по себе.

— Думаю, про отсутствие «общего языка» — не совсем так. Город поддерживает творческие союзы, никого не обходит. Есть гранты — а сегодня это единственная форма финансирования общественных инициатив — конкурса «Город — это мы». Творческие союзы активно подают на них свои заявки. Но, чтобы получить такой грант, надо поработать.

Не хотите зайти в театр кукол? Предстанет картина: фойе голое, буфета нет, даже зеркало в туалете отсутствует. Не соответствует интерьер детскому театру. Понимают ли это в департаменте культуры?

— Туда я не только захожу, но и регулярно бываю на премьерах, прихожу по разным насущным вопросам. Там недавно сменилась команда. Что-то уже делается, но ещё больше — в планах. Конечно, и зеркало надо повесить обязательно, и интерьер наполнить жизнью. Есть и более объёмные по затратам работы. В прошлом году отремонтировали крышу — где сверху течёт, там искусство заканчивается. В дальнейшем предстоит серьёзный ремонт фасада.

Планируется ли развитие сети городских музеев? В других регионах они есть.

— Это моя мечта — городской музей. Есть и понимание того, что это огромная работа, требующая высокого профессионализма, больших финансовых и интеллектуальных затрат. Полезное для Перми дело! Ведь существуют города, как, скажем, Мышкин, которые благодаря музею привлекли к себе всеобщее внимание. Но прежде всего нужны идеи — гениальные, безумные, отвязные. Нужны такие же люди, которые думают не о деньгах, а о деле, как Леонард Постников например. Руками чиновников подобные музеи не создаются. Я готов всеми своими силами поддерживать штучных, инициативных энтузиастов музейного дела.

Какой культурный проект вы сами придумали и разработали?

— Никакой. Не буду себе что-то приписывать, хотя приходится вникать в каждый проект, поданный на грантовый конкурс или в департамент. Под утверждёнными стоят мои подписи, за них я ни на кого не перекладываю ответственность.

У городской культуры нет стратегии и тактики. Она подвластная и несамостоятельная. Согласны?

— Нет, не согласен.

Насколько велико давление соответствующей краевой власти?

— Никакого давления нет. Мы, муниципалитеты, достаточно автономны, тем более что у Перми ресурс побольше, чем у районов края. У нас с краевой властью партнёрские отношения. Есть общие вопросы, в которых мы коллеги. Есть общее понимание их. Нас в министерстве культуры слышат, нас там поддерживают. Двери открыты.

Как вы сами определяете: ваша работа творческая или хозяйственная?

— С точки зрения создания творческого продукта — нет, я его не создаю. Творческие вопросы — это территория творческих коллективов. У департамента же задача — обеспечить условия для творчества. Много тактических, причём неотложных, вопросов: ремонт крыш, замена труб, приобретение оборудования и т. п. У нас сотня объектов имущества, не считая 300 памятников, и они всё прибавляются.

Я обозначил бы свою работу как управленческую. А она (с точки зрения самой деятельности) тоже может быть творческой, как и любая другая, тем более когда имеешь дело с такой сферой, как культура и искусство.

Вы несколько раз, как сообщали СМИ, подавали заявление об уходе. Этот вопрос снят с повестки?

— С «повесткой» всё просто: у меня контракт, каждый год он заключается заново. И так уже пять лет. Решение принимает работодатель. Думаю, тем, кто испытывает зависть к чиновникам, стоит поразмыслить: так ли всё это завидно?

Вам интересны мнения горожан о вашей работе, которые они высказывают в сетях?

— Конечно. Порой читаю, стиснув зубы. Первое время в соцсетях даже пытался что-то комментировать, объяснять. Потом понял, что не надо, если только уточнить. Вот не буду чиновником, тогда и напишу. А сейчас должен соблюдать этические нормы.