Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Искусствовед Игорь Мартынов: Очень легко можем потерять экспонаты галереи из-за некомпетентности и неграмотности
Стоит экскурсионной группе чуть дольше задержаться в зале с коллекцией икон, как они начинают потрескивать. Никакой мистики, только физика — так древнее дерево реагирует на изменение температуры и влажности. Старинные работы чувствительны: когда выставочный зал Кировского художественного музея возвели из бетона, с икон начала осыпаться краска. Пришлось спешно убирать коллекцию в запасники.
Другой пример
Эти примеры помогают понять, сколь высокой может быть плата за ошибку при выборе нового места для галереи. Об этом, а также об истории установления авторства «Мадонны» и популярности «умного досуга» мы и поговорили с Игорем Мартыновым.
Прессинг визуального потока
По данным издания Harvard Business Review, в Москве сегодня насчитывается около 30 крупных лекториев. В день проводится 100 публичных просветительских событий. Лектории за последние пять лет стали модным и коммерчески успешным явлением. Входной билет на лекцию в столице
Влияет на интерес публики к темам нашего лектория и то, что общество, особенно молодое поколение, оказывается сегодня под жесточайшим прессингом визуального потока. Он не позволяет сформироваться интересу к классическим ценностям. Фундаментальные основания культуры
В этом смысле со школьным образованием сегодня происходит просто катастрофа. Мировоззрение детей формируется в виде пёстрой мозаичной матрицы. Занимаясь в течение 20 лет не только наукой, но и педагогикой, я с сожалением вижу катастрофическое падение интеллектуальной и эмоциональной культуры школьников и студентов. Знания поверхностные. Уже не говорю о том, что называют эмоциональной отзывчивостью! Ведь для знакомства юного человека с произведением искусства необходимо, чтобы у него возникло желание видеть и пытаться вступить в диалог с этим искусством.
А если говорить о взрослой аудитории?
Если говорить о масштабах аудитории, то неизбежно встаёт очень острая тема
Кроме того, столичные музеи собирают аншлаги на волне больших, дорогостоящих выставок так называемых «блокбастеров»: Караваджо, Айвазовский, Серов, Репин. Наш нынешний лекционный курс не связан с определённой экспозицией. Тем не менее, слушатели приходят. Считаю, что это результат той коммуникационной работы с публикой, которую проводит галерея регулярно.
То Речной вокзал, то «фантом» казармы
На первой лекции, посвящённой особенностям композиции живописи эпохи Ренессанса, вы рассказали историю установления авторства одной картины из коллекции западноевропейского искусства
У меня был опыт проведения экскурсий в залах коллекции икон. Не раз наблюдал: стоит чуть-чуть дольше задержаться в зале с группой, и становится слышно, как иконы начинают потрескивать. Ничего мистического в этом нет! Иконы реагируют на изменение температурно-влажностного режима. Поэтому керамические радиаторы на батареях в залах галереи висят не случайно. Иначе воздух в помещении моментально высушится, и пятисотлетние доски, на которых написаны произведения искусства, отреагируют быстро и весьма болезненно. Очень легко мы можем потерять экспонаты галереи из-за некомпетентности и неграмотности. Вот если сегодня на нас, хранителей коллекции галереи, надавить, как говорится, административным ресурсом, то музей столкнётся с большим количеством проблем.
Вы имеете в виду переезд галереи в другое здание?
Сейчас коллекция галереи находится в здании из кирпича. Нам предлагают переехать в строение из бетона. Известен прецедент строительства выставочного зала Кировского художественного музея. В советское время первый секретарь местного обкома, большой почитатель произведений искусства, пообещал построить новое здание для музея. Получилось, правда, не здание, а пристрой. Когда в новое помещение перенесли коллекцию иконописи, выяснилось, что она там находиться не может. Почему? Бетон активно впитывает влагу. И как только в новых залах кировского музея разместили иконы, с них стала осыпаться краска. Сотрудники музея были вынуждены убрать иконы в запасники, чтобы сохранить коллекцию, а в залах разместили только оклады икон.
Аналогичная ситуация возникает сейчас, когда перед нами ставится оперативная задача максимально быстро переехать из здания Спасо-Преображенского Собора то в бывший Речной вокзал, к порогу которого поднимается Кама во время паводка, то в сомнительный «фантом» реконструируемой казармы бывшего ракетного училища. Как сложится судьба коллекции Пермской художественной галереи, когда условия хранения произведений искусства со столетней историей вообще не принимаются во внимание? Кто администрирует эти вопросы?
По вашему мнению, существует ли сейчас хотя бы один приемлемый вариант для переезда галереи?
Только на примере одной картины можно убедиться, как непросто подобрать место для её экспонирования...
В 2015 году в рамках программы «Ночь музеев» мы провели необычную акцию на экспозиции голландского искусства, названную «Голландия в повороте на 360 градусов». Вместе с реставратором Константином Сусловым показали оборотные стороны картин, которые никогда не видят посетители музея. Перед ними на короткое время появились сложные жизненные метки судьбы произведения: надписи, этикетки и печати, рассказывающие о коллекционных странствиях, различные формы и типы паркетирования Паркетированиеспособ фиксирования деревянной основы живописи во время реставрационных работ
Чем уникальна «Мадонна» Андреа дель Сарто?
А когда началась история путаницы с авторством «Мадонны»?
Известно, что после революции, в 1920-30-е годы многие произведения искусства были национализированы государством. В советское время установился порядок, когда провинциальные музеи могли пополнять свои коллекции из государственных музейных фондов Москвы и Петербурга. В том числе, из фондов Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Именно таким образом многие произведения искусства попали в фонд Пермской галереи. «Мадонна» поступила в пермскую коллекцию в 1940 году из музейного фонда Эрмитажа как работа Андреа дель Сарто.
Во время Великой Отечественной войны и позднее, в 1950-60-х годах искусствоведы из столичных музеев помогали сотрудникам провинциальных художественных собраний атрибутировать работы. С помощью такой научной поддержки устанавливалось авторство произведений искусства, создавались описания сюжетов, истории работ. У провинциальных музеев появлялась возможность заявлять о своих коллекциях в авторитетных искусствоведческих изданиях и каталогах, выходить на новый уровень работы. В один из таких приездов специалист из Эрмитажа предложил сменить атрибуцию картины «Мадонна» и автором указывать Франчабиджо, а не Андреа дель Сарто. С чем это было связано, пока остаётся загадкой. Картина даёт интересные подсказки и подтверждения, что она была написана в 1510-е годы. Но атрибуция произведения искусства предполагает целую сумму подходов.
Каких именно?
Вторая важная составляющая
Ещё одна вещь, которую выявляет технологический анализ,
С этой точки зрения мы имеем дело с уникальной работой ещё и потому, что в ней использованы две техники живописи: темпера и масляная краска. Темперная живопись очень древняя, ею пользовались иконописцы, а позже художники эпохи Возрождения. Она старше масляной живописи. В процессе реставрации выяснилось, что «Мадонна» написана с использованием обеих техник. И это значительный аргумент в пользу авторства Андреа дель Сарто. Именно он среди мастеров флорентийской художественной школы активно осваивал технику масляной живописи. В его время это было новаторством. Известно, что многие художники стремились попасть в мастерскую дель Сарто, чтобы у него учиться. Техника работы с темперой предполагает очень быстрые реакции художника, поскольку быстро сохнет. Кроме того, она не позволяет одному слою краски просвечивать сквозь другой. А масло даёт этот эффект. И Андреа дель Сарто оценил эту возможность.
В этой работе отражается переходный период в истории развития живописи?
Есть ли ещё аргументы в пользу того, что «Мадонну» написал Андреа дель Сарто?
Что это значит?
Эта работа вошла в альбом собрания провинциальных музеев в 1970-е годы. Серию выпускало издательство «Советский художник». Однажды альбом попал на глаза искусствоведу, нашему соотечественнику, живущему в Америке. Он вспомнил, что видел фрагмент этой картины в одном из крупнейших музеев мира
Почему упоминается имя Джустиниани, а не автора?
Винченцо Джустиниани создал каталог произведений искусства из своей коллекции, в котором описание произведений сопровождалось их изображениями, выполненными в технике гравюры. В этом каталоге автором сюжета «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» указан художник Андреа дель Сарто. Сравнивая рисунок в каталоге Джустиниани и наше произведение, получаем документальное подтверждение того, что с большой долей вероятности в коллекции Пермской галереи находится та самая работа Андреа дель Сарто, которая считалась утерянной.
Искусство понимать искусство
Игорь Николаевич, если уже собран целый комплекс доказательств того, что «Мадонна» принадлежит кисти дель Сарто, то почему автором работы всё ещё значится Франчабиджо? Что необходимо сделать для атрибутирования картины?
Есть реставрационный паспорт, содержащий аргументы в пользу авторства Андреа дель Сарто, есть система доказательств информационного и стилистического порядка. Но пока она не обладает достаточной полнотой.
Кроме того, существует порядок установления атрибуции произведения искусства. Для того, чтобы внести какие-либо изменения в атрибутирование, необходим перечень документированных доказательств и решение Учёного совета художественной галереи.
«Мадонна»
Вот хотя бы один факт. Я уже упоминал, что фламандские мастера писали на досках, а не на холсте. И важно знать, что монополией на снабжение художников досками обладало государство. Понимая, что живописцы создают ценные произведения, которые несут славу не только им самим, но и их родине, государство заботилось о том, чтобы обеспечить художников достойным материалом. Поэтому если у предполагаемой работы XVII века, приписываемой самому Рембрандту, оборотная сторона доски обработана некачественно, с большой долей вероятности можно говорить, что это лишь имитация произведения немецкими художниками XVIII века.
Можно ли прогнозировать, когда «Мадонна» официально обретёт своего подлинного автора?
Почему это важно?
***
- Читайте также репортаж с презентации международного бюро Casson Mann Designers, на которой специалисты рассказали о возможности переезда галереи в комплекс зданий бывшего военного училища на улице Окулова, 4.
- Интервью с президентом Пермской государственной художественной галереи Надеждой Беляевой.
Рекомендуем почитать
Путешествия по городам, музеям, эпохам и нравам. Семь книг об Италии
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
В Перми начал работать сервис, который сообщает о публичных слушаниях. Его запустил градозащитник Денис Галицкий
С октября отменят бесплатные пересадки и льготы на пермских автобусах до аэропорта
В Пермской опере пройдёт благотворительный концерт в память о жертвах трагедии в ПГНИУ
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+