Студия Creative World: Каждая технология может быть использована как в пользу, так и во вред
Развитие технологий идёт семимильными шагами, и порой это продвижение вершат не только гиганты индустрии, но и маленькие компании. Сейчас из какого-нибудь небольшого стартапа вполне может вырасти настоящая революционная технология, навсегда меняющая наше представление об определённых вещах. Пермскую студию Creative World вполне можно представить такой компанией, поскольку участники этого молодого проекта всерьёз готовы менять представление людей о мире с помощью технологии CVR.
С помощью такой виртуальной реальности, действительно, можно оказаться где угодно, причём просто имея телефон с выходом в интернет. Мы поговорили об этой технологии с генеральным директором Creative World Сергеем Расторгуевым и сотрудником студии Ильёй Ознобишиным, но постепенно наш разговор от технических деталей перешёл к обсуждению перспектив самой настоящей революции для формата кино.
Что такое технология CVR вообще, и в чём её особенности?
Сергей Расторгуев: Технология CVR
Получается, технически всё просто
Сергей Расторгуев: На словах это просто. Но мы шли к этому около года. Саму камеру я разбирал сам, вручную
То есть профессиональная камера, которая продаётся в магазине, работает чуть хуже той, которую вы собрали вручную?
Сергей Расторгуев: Я бы не сказал, что Gear 360 профессиональная, она направлена на широкого потребителя. Это тоже самое, что сравнивать тот же Canon 650D, который считается больше любительской, чем профессиональной камерой, и Canon Mark 3, который пользователи тоже часто разбирают и модифицируют.
Эту сборку-разборку вы делали по какой-то инструкции?
Сергей Расторгуев: Есть определённые инструкции, но они все на английском. Эта технология частично из США, частично из Канады, частично из Японии. Из Японии конкретно линза, и сама инструкция по сборке. То есть она была на японском, и необходимо было её переводить. Сама технология довольно кустарная: половина инструкции была посвящена тому, что линзу необходимо привязывать верёвочкой за специальные дырки. Если линза отвалится, то, благодаря верёвочкам, она не упадёт далеко от камеры, потому что пока всё держится не очень хорошо. Пока мы смогли сделать хоть какую-то герметизацию, и разработали алгоритм, который позволяет весь контент производить всего лишь за неделю. Такой конвейер получился. Ведь технологии CVR
Значит, это настолько молодая технология, что всё делается на ощупь, на свой страх и риск?
Сергей Расторгуев: Да, всё именно так. Поэтому порой непонятно, как всё будет работать. У нас, к счастью, всё работает...
А чем отличаются съёмки на обычную и на VR-камеру?
Сергей Расторгуев: Когда снимаешь обычной 2D камерой, которая выдаёт просто статичную картинку, то необходимо её постоянно передвигать, как-то ставить, выбирать ракурсы, чтобы показать определённые детали. А VR-камера, на мой взгляд
VR-камера покажет всё целиком, и даже то, что происходит у тебя за спиной
Сами вы как узнали про эту технологию, и то, как с ней работать?
Сергей Расторгуев: Когда-то, давным-давно, мы познакомились с панорамной съёмкой на фотокамеру
Эти технологии настолько быстро развиваются?
Сергей Расторгуев: Технологии так быстро развиваются, что иногда пугаешься от мысли, что же будет через год! Ведь такая сложная технология смогла до нас добраться в столь короткие сроки.
Вы сказали, что этой технологией активно пользуется Russia Today, а в России есть ещё компании, которые этим занимаются?
Сергей Расторгуев: На мой взгляд, первыми в России были Russia Today, но они это сначала использовали на американских платформах, и потом уже принесли это сюда. В Москве есть несколько компаний, которые этим занимаются, но они тоже делают это на ощупь, как развлечение, и не подходят к этому серьёзно. Ещё в Белоруссии есть компания Wargaming.net, которая делает известную игру про танки, они тоже этой темой увлеклись, примерно в тоже время что и Russia Today. Они очень любят делать реконструкции военных событий и снимать их на VR-камеры. Одна из самых популярных
Илья Ознобишин: Насчёт российских компаний
Сергей Расторгуев: Да, там исключительно работы в духе «съёмка для Газпрома»
Как раз хотел спросить, на кого вы ориентируетесь и с кем работаете? Какие уже есть законченные проекты? Я вот видел ваш ролик с «Больших манёвров» на Хохловских холмах...
Сергей Расторгуев: Да, сейчас у нас основная работа была для краеведческого музея. Фактически мы с ними вместе проводили тестирование камеры. Соответственно, это была Хохловка, мы её полностью отсняли, сейчас она находится в работе. Материала от туда очень много. Мы там наснимали 3 часа VR-камерой, и выбираем самые лучшие моменты. На «Больших манёврах» мы тоже снимали, хотели сделать побольше, но получился такой тестовый ролик, потому что камера у нас одна, она стоит на штативе, а всё пошло не совсем по плану...
Илья Ознобишин: Там были небольшие технические неполадки в связи с тем, что реконструкция ведётся очень масштабно: взрывается пиротехника, бегут люди, буквально бросаясь в объектив камеры за двести тысяч.
Сергей Расторгуев: А поскольку у нас камера в единственном экземпляре, мы храним её как зеницу ока, держим в сейфе и доступ к ней ограниченный.
Илья Ознобишин: Мы собираемся её поставить на квадрокоптер, чтобы у нас было больше возможностей снимать подобные мероприятия, и люди могли всё увидеть. Но как показал опыт, с квадрокоптерами бывают сложности: один из коптеров, который там снимал на обычную камеру, чуть не сбили.
Сергей Расторгуев: Там его немного зацепило взрывной волной. Поэтому это пока связано с рисками...
Илья Ознобишин: Ведь защиты для камеры у нас нет.
Сергей Расторгуев: Да, нет защиты, поэтому проблематично снимать в дождь. Съёмку в дождь мы уже проводили для команды по американскому футболу «Steel Tigers». Там шёл матч, мы снимали в дождь, при этом камера не пострадала, хотя её аналоги никакой защиты от воды не имеют, но мы её хотя бы немного герметизировали при сборке, поэтому внутрь вода попасть не может. Единственное, что вода может немного повредить линзу. Сейчас мы работаем над чехлом, который не даст никаких искажений, но позволит снимать в любую погоду. Есть же непробиваемый чехол у GoPro, благодаря которому она с самолёта без повреждений падает. Тоже самое мы делаем и для VR-камеры.
Вы и аксессуары сами изобретаете?
Сергей Расторгуев: Да, мы это делаем для себя, а GoPro
Получается у VR довольно широкая сфера применения, от коммерции до культуры?
Сергей Расторгуев: Да, у нас компания довольно тесно связана с культурой, поскольку мы постоянно работаем со студентами института культуры, но и с коммерческим структурами тоже. Мы очень любим художественные фильмы, и мы также продумывали, как можно взять и привнести VR в художественное кино. Мы даже проводили постановочную съёмку на мечах. Ставили камеры в разных точках и снимали этот бой. Это тоже был эксперимент, ещё в июле, когда у нас только появилась камера.
Мы поняли, что если снимать художественный фильм на VR-камеру, то это получится не столько кино, сколько своеобразный театр. В чём отличие фильма от театра? В фильме нам показывают, куда смотреть, а в театре мы это сами выбираем, и за счёт этого получается такая многоуровневая сцена, можно смотреть куда угодно и везде могут происходить события. Фактически, VR-камера позволяет делать тоже самое. Камеру можно поставить в центре, и люди будут ходить вокруг неё. Это было бы здорово на массовых сценах. Мы с выпускником института культуры обсуждали, как было бы классно таким образом снять «Войну и мир». Ведь помимо того, что в этом романе есть мирная жизнь, там очень красочно и живо описаны сцены войны, от лица обычного солдата. Я считаю, что сейчас нет такой картины, которая полностью показывает этот эпичный масштаб. А VR-камера позволяет это сделать. Можно буквально оказаться в шкуре солдата, который находится на поле битвы
Это уже будет революция в кино, похлеще чем 3D...
Сергей Расторгуев: Мы уже размышляли по поводу фильма «Хардкор»
Илья Ознобишин: Нужны круговые кинотеатры с вращающимися креслами!
Сергей Расторгуев: Что-то такое есть на ВДНХ, но это развлечение. Второй вариант
Илья Ознобишин: Можно делать антракты, или всё-таки продумывать какие-то массивные сооружения, которые будут готовы показывать такое кино.
Сергей Расторгуев: Но это пока не сильно техничная индустрия. Мы тоже пока думаем, как это можно всё сделать.
Это же просто гигантские перспективы у этой технологии: изменение старых форматов, создание своей инфраструктуры...
Сергей Расторгуев: Мы надеемся, что сможем на это повлиять, задать правильный тон, поскольку как бы это пафосно не звучало, любую технологию можно использовать как в плюс, так и в минус. Если посмотреть в истории, то сначала VR появился в игровой индустрии ещё в 80-е у компании Nintendo. И тогда у них было немного неправильное позиционирование, и за счёт этого технология фактически погибла.
Илья Ознобишин: Там было очень много проблем, начиная от неправильного позиционирования приставки, заканчивая неправильным режимом цветопередачи
Сергей Расторгуев: Хотя деньги в это были вложены гигантские. Это, фактически, был виртуальный шлем, в который встраивалась приставка. Честно, не помню его названия, но у него были специфические красно-чёрные цвета. Это было достаточно футуристично, но на тот момент развитие технологий не позволяло передать ощущение присутствия, там были пиксели, качество графики было плохое.
Илья Ознобишин: Даже в японских телевизорах тогда всё это выглядело плохо. А сейчас, когда почти у каждого дома стоят огромные домашние кинотеатры, которые в начале 2000-х никто не мог себе позволить, кроме миллионеров, и у которых вычислительные мощности такие, о которых в 80-е и не думали? Сейчас ты просто берёшь свой телефон, который умнее всего, что было тогда, делаешь небольшую плашечку из картона под виртуальную реальность, надеваешь на глаза и всё! Ты где-то там, где задумал режиссёр...
Сергей Расторгуев: Всё равно технология пока далека от совершенства. Видны пиксели и так далее. Всё зависит от того, как они будут развиваться. Помните, телевизоры 3D с очками
Илья Ознобишин: Сейчас есть плюс даже от игровой индустрии, которая идёт семимильными шагами
Сергей Расторгуев: Индустрия осознала, что необходимо понимание, для какого сегмента нужна та или иная технология. Обычное 3D для просмотра дома не имеет особого смысла, лучше сходить в кинотеатр. Или те же самые компьютерные игры, у которых сейчас цель не отвлечь человека, а погрузить в свою уникальную вселенную, и рассказать свою уникальную историю. И эти технологии, которые изначально появляются в игровой индустрии (VR-шлемы тоже оттуда) призваны отправить человека в те места, куда он не может попасть. Он не может оказаться на Луне, защищая от кого-то Землю, в центре эпического сюжета на подобии Mass Effect (серия ролевых компьютерных игр в стиле «космической оперы»
Илья Ознобишин:...Побудить человека на что-то.
Сергей Расторгуев: Это, во-первых. А во-вторых, дают возможность упростить жизнь, сделать так, чтобы это всё было более доступно.
Значит, хорошая технология наоборот, делает жизнь только лучше?
Сергей Расторгуев: Да, этот как раз то, о чём мы говорили, что каждая технология может быть использована как в пользу, так и во вред. Наша задача