Немного скрипки в бегущем трамвае
Если вы регулярно пользуетесь таким видом общественного транспорта, как пермский трамвай, то эта история вполне могла бы произойти и с вами...
Декабрьским вечером на заснеженной остановке «Почтамт» вы садитесь в трамвай и привычным маршрутом едете домой. Как и остальные пассажиры, вы слегка замёрзли, чувствуете усталость и погружены в поток своих мыслей. Сквозь подтаявшие узоры инея вы наблюдаете, как за окном в привычной последовательности мимо проплывает здание Банка России, улица Горького, особняк Грибушина... Вот знакомый силуэт памятника Татищеву в Разгуляе. Здесь с 1929 года находился первый трамвайный парк Перми... Именно в этот момент сквозь дребезжание и монотонный стук колёс до вас доносится звук... скрипки. На ней играет молодой человек, вышедший на свободную переднюю площадку вагона. Незнакомая мелодия
Пьеса звучала ровно столько, сколько трамвай мчался вверх по дамбе до светофора. Скрипач опустил смычок, со скромной улыбкой поблагодарил пассажиров за внимание, убрал инструмент в футляр и прошёл по вагону с яркой вязаной шапкой, в которую слушатели импровизированного концерта поспешно бросали мелочь.
Именно такая история предшествовала знакомству «Звезды» с музыкантом Михаилом Витвицким и его другом, организатором творческого объединения «Рыба-В-Облаке», перкуссионистом Никитой Кумейко. Темой разговора стало явление уличной музыки и её пермские вариации.
Михаил Витвицкий: Для меня это скорее перформанс. Вообще, я учусь на юрфаке. Когда-то окончил музыкальную школу по классу скрипки, продолжаю играть не только на акустическом инструменте
Тому, кто чувствует себя музыкантом, необязательно получать аттестат консерватории. Человеку достаточно иметь музыку в себе и быть искренним. С помощью музыки можно разбудить в людях так называемое шестое чувство, сказать главное: кто мы есть. Особенно хорошо это получается в джемах. Я играю один. А вот Никита, помимо игры в группе, организует проекты, в которых участвуют музыканты, художники, танцовщики
Никита Кумейко: На фестивале «Белые ночи» мы организовали нечто подобное для жителей города. Мне нравится, когда музыканты играют, параллельно кто-то рисует, кто-то танцует. Это становится фоном жизни, на котором мы можем проявлять свою деятельность. Уличная музыка для этого и существует. Необязательно, чтобы слушатели стояли и смотрели на исполнителя, отдавали ему своё внимание полностью. Я считаю, что музыканты просто создают позитивную атмосферу вокруг себя. У людей, проходящих мимо, в этот момент появляются какие-нибудь приятные или нестандартные мысли, меняется настроение... Я играю интуитивную музыку на этнических инструментах. У каждого человека есть свой ритм. Он меняется чаще всего под воздействием внешних факторов. Вот я общаюсь с человеком, и мой ритм изменяется. Этот эффект хорошо знают барабанщики. И музыка на улице звучит именно для того, чтобы создавать единую волну, которую каждый способен почувствовать. Потому что мы все взаимосвязаны.
Н. К.: Уличный музыкант
М. В.: Я это называю «чистый человек». Тот, кто умеет быть собой.
М. В.: Для меня реакция людей
Когда человек реагирует так агрессивно, я понимаю, что это он от себя закрывается, от своей душевной боли бежит. Я тут только повод. Ведь музыкой можно в человеке Бога разбудить. И когда он увидит себя настоящего, то, скорее всего, расплачется. Не все к этому готовы.
М. В.: Считаю, что в мире нет места копированию, поэтому я исполняю только свои произведения.
М. В.: Если у меня есть свободное время, но нет свободных денежных средств, если дома сидеть скучно и хочется приключений, если я хочу испытать себя...
Н. К.: Смотря где. Профессия уличного музыканта легализована во многих странах. В Канаде и Великобритании, например, нужно получить лицензию, чтобы играть даже в подземном переходе...
М. В.: В нашем Парке им. Горького музыкантам тоже платили за то, что они играют там. По-моему, эта практика осталась до сих пор...
М. В.: Всё очень индивидуально. Нет никакого кодекса. Некоторым кондукторам и водителям может быть неприятно, что я играю. Поэтому я всегда сначала с улыбкой спрашиваю, не возражают ли они. Разрешают
Проблемы возникают, если в трамвай заходят ребята с гитарами в нетрезвом виде. Они зарабатывают себе на пиво и никого ни о чём не спрашивают. Поэтому кондукторы вынуждены с ними пререкаться, подписывать у начальства приказы против. Я считаю, что площадка, на которую ты выходишь, не столь важна. Будь это «Олимпийский» или вагон трамвая
М. В.: Нет, не знаю. Я бы сыграл что-нибудь особенное по этому случаю.
Н. К.: В первую очередь нужно понимание самими музыкантами своей роли. И, естественно, понимание слушателей, что уличная музыка другая, нежели в концертных залах. Если ты пришёл на концерт, то полностью отдаёшь своё внимание и время музыкантам. А на улице это необязательно.
М. В.:
Н. К.: Уличная музыка должна быть гармонична с той средой, в которой играет исполнитель. Для прохожего это должен быть сюрприз, чтобы остановиться, удивиться. Показательный пример дисгармонии
М. В.: В жизни идеала быть не может. В подземном переходе идеальный звук не воспринимается. Там нужно показывать только себя настоящего.
Н. К.: Другой же музыкант, который регулярно играет в метро, наверняка бы легко заработал те же 32 доллара одним только умением удивить. Это закон уместности.
М. В.: Дело не в запасе исполнительского багажа и даже не в профессиональных качествах, а в запасе энергии, которой музыкант делится с окружающими. Он должен быть достаточно чутким к настроению аудитории, чтобы интуитивно выбрать, что людям понравится слушать. Как правило, уличные музыканты
Н. К.: Мне кажется, важна уверенность
Н. К.: Оно в плотности. Раньше я думал иначе. Раньше мне казалось, что можно играть тихо, громко, выразительно или невыразительно. Сейчас я вкладываю энергию не в силу звука, а в его плотность.
М. В.: Создание своей группы
Читайте весь проект «Неочевидный 2014-й» в красивой вёрстке.