Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Что станет с фестивальной культурой в Перми после того, как «Белые ночи» заменили «Пермским калейдоскопом»? Рефлексия экспертов и организаторов.
Пермь фестивальная. Осмысление. Часть IV
Мы пытаемся понять, что происходит с фестивальным движением в нашем городе.
Только что завершился «Пермский калейдоскоп», который позиционировался краевым министерством культуры как главное событие лета. Одновременно с ним в городе появилось несколько других фестивалей, спроектированных и проведённых практически без участия властей. В июле планируется ещё один независимый проект
Мы составили несколько блоков вопросов и задали эти вопросы экспертам в области культуры. Нам уже ответили Рашид Габдуллин, генеральный директор Парка им. Горького, на чьей площадке прошёл «Пермский калейдоскоп», Надежда Агишева, руководитель фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция», и Игорь Гладнев, министр культуры Пермского края.
Теперь очередь за Ириной Шафранской, руководителем департамента менеджмента Высшей школы экономики в Перми.
Блок 1
Концептуальное отличие «Пермского калейдоскопа» от «Белых ночей»? Уместно ли сравнивать эти фестивали?
Сравнивать их с точки зрения преемственности нельзя, потому что это разные фестивали, разные продукты, разные бренды. Под брендом «Белых ночей» можно было продавать что-то глобальное, под «Пермским калейдоскопом»
А слабая сторона «Белых ночей» в том, что не всегда было понятно, как отбирают участников на фестиваль. И очень сложно было туда самозаявиться. Если сравнивать «Белые ночи» с фестивалем Redfest, который, кстати, во многом больший их преемник, то на Redfest смог попасть тот, кто хотел. А на «Белых ночах» был штаб, какой-то свой отбор... И были те, кто жаловался, так как было непонятно, по каким критериям отбирают участников.
Сильная сторона «Калейдоскопа»
Слабая сторона «Пермского калейдоскопа» в том, что у фестиваля нет образовательного компонента. Он не развивает. Он показывает то, что нам уже и так известно. Этот фестиваль просто поддерживает образ жизни прогулок выходного дня. В нём нет ничего нового. Нет того, что заставило бы горожан гордиться своим городом. После «Белых ночей» мы делали исследование, и была отмечена явная корреляция: фестиваль является у горожан поводом похвалиться своим городом перед кем-то. Они могли приехать в другой регион и сказать: «А у нас вот есть „Белые ночи“!» Про «Пермский калейдоскоп», как мне кажется, так говорить не будут, к сожалению.
Блок 2
Сопряжён ли фестиваль «Пермский калейдоскоп» с целями социально-экономического, культурного и прочих направлений развития края?
Фестиваль «Пермский калейдоскоп» возник в таком виде, потому что нет внятной культурной политики. Надо было занять чем-то жителей на летний период. А ведь сначала должны появиться цели, должна быть очевидна культурная политика, должно быть понятно
По событийному ряду «Пермский калейдоскоп» не сильно отличается от того, что и так происходит в Парке Горького. Там насыщенная программа, там много всего... Поэтому мне кажется, что этот фестиваль проходит незамеченным. Значительно более заметными получились Парад 9 Мая, карнавал на День города, Ледяной городок. А этот фестиваль слился с общим фоном.
Если говорить о социально-экономических задачах, то я, например, считаю, что «Белые ночи» были прекрасной площадкой для обкатки каких-то новых идей и продуктов. Как раз оттуда появился весь стрит-фуд у нас в городе. Вот эти маленькие, очень сейчас модные заведения, где лёгкая еда, где короткое меню. Это во многом пришли с фестивальной площадки, где стало понятно, что люди готовы есть какие-то вафли, пить кофе на ходу. Мне кажется, фестиваль должен быть местом обкатки бизнес-идей: и творческих, и продуктовых, и сервисных...
Если говорить об экономическом эффекте, связанном с туризмом, то я в него вообще не верю. Потому что для того, чтобы привезти туристов, фестиваль должен быть таким громким и уникальным, как, например, Дягилевский фестиваль. А когда мы имеем дело с городским фестивалем, то задачи завлечь туристов и не должно быть. Должна быть задача максимального вовлечения местных жителей. Пусть они придут, посмотрят, поучаствуют... Пусть они получат ещё один шанс, чтобы понять, как устроен и чем живёт их город.
Мне кажется, когда задумывался фестиваль «Пермский калейдоскоп», было принято решение: давайте заменим что-то большее чем-то меньшим. Экономическая ситуация сейчас не та, чтобы проводить трёхнедельные фестивали со звёздами. Уверена, что неправильной была сама попытка позиционировать «Пермский калейдоскоп» в качестве преемника «Белых ночей». Мне кажется, что тут просто как-то так сложилось, что на ивент-программу парка надели колпак фестиваля, зачем-то связав его с «Белыми ночами». А этого не стоило делать. Если бы министерство культуры внятно объяснило, почему мы отказываемся от «Белых ночей» и почему на их месте будет «Калейдоскоп», фестиваль бы только выиграл. А то сначала заявили, что мы отказываемся от «Белых ночей», сразу же, как грибы, выросли два фестиваля
Поэтому мне кажется, что «Пермский калейдоскоп» является отражением того, что культурной политики как рамок, в которых мы существуем, и принципов, на которые мы ориентируемся, нет. Есть какая-то ивент-политика. Мы выстраиваем в городе некий событийный ряд, и это неплохо. Но это не культурная политика. Это просто мероприятия, которые кого-то чем-то занимают. Но они не решают самой главной задачи культурной политики
Блок 3
Программирование фестиваля
Когда на «Белых ночах» мы смотрели программные документы фестиваля, мы хотели увидеть, какие ценности несёт в себе фестиваль, а потом пытались протестировать: воспринимают люди эти ценности или нет. И было интересно: какие-то ценности люди воспринимают, а какие-то не хотят. Например, ценность
В принципе, такую работу можно провести и по «Калейдоскопу». Но, возможно, у фестиваля и нет ещё никаких программных документов. У «Белых ночей» они тоже появились не с первого года. Однако у «Белых ночей» с самого начала была идея, которая выдерживалась все годы,
Я считаю, организаторы «Пермского калейдоскопа» не задумывались об уникальности фестиваля в контексте других фестивалей. Потому что всё, что было в его программе, уже было на «Белых ночах». А если и нет, то какие-то несущественные вещи. А что такое инновация? Это новинка, которая вокруг себя собирает коммерческую основу
И вообще... Мне кажется, на «Пермском калейдоскопе» учитывались в первую очередь не интересы потребителей, а интересы коллективов, которые могут выступить. И интересы парка с точки зрения его возможностей. Хотя я убеждена, что при создании культурного продукта ориентироваться на интересы только потребителя опасно, потому что потребитель не инновационен. Ведь на «Белых ночах» тоже не спрашивали потребителя. Там, очевидно, просто были кураторы, тонко чувствующие грань настроения и грань моды. И надо сказать, что альтернативно прошедший в выходные Redfest увёл на свою территорию всю креативную аудиторию. Это было очень хорошо видно по площадке, по наполнению. Даже при плохой погоде Redfest был переполнен людьми, а потом была куча положительных отзывов в соцсетях. Если мы говорим, кто удовлетворит потребности людей, то скорее Redfest, чем «Калейдоскоп». Что касается туристов. На «Белые ночи» тоже никогда не приезжало много туристов. Там считались туристами те, кто приехал в город из края. И есть большая вероятность, что эти люди приехали не только на фестиваль.
Фестиваль, нацеленный на туристов, должен быть совсем другим. У него должны быть другие точки притяжения. И это совсем другие деньги. Мне кажется, что идею фестиваля для туристов очень хорошо реализует Дягилевский фестиваль. Этот фестиваль привлекает ровно столько туристов, сколько вмещает пространство оперного. Он создаёт здоровый ажиотаж вокруг события. А что касается «Калейдоскопа»
Блок 4
Структура и управление фестивалем. Лидеры процесса
Как мне кажется, структура управления фестивалем должна быть такой. Должен быть некий агент, который собирает участников и разводит их по площадкам. В структуре управления необходим также сильный блок операционного менеджмента
Как выбирают участников? Я знаю, что там, где длинный опыт фестивальной деятельности, их выбирают на основе конкурсных заявок. Заявки оценивает комиссия, сформированная не из группы людей, которая заинтересована в проведении фестиваля, а из представителей городских сообществ. Поэтому надо на уровне министерства принципиально договориться о том, каким эти люди видят фестиваль. Если они говорят: мы авторитарные организаторы фестиваля, мы будем делать всё одни, сами и как нам нравится. Тогда, наверное, основной интересант (налогоплательщики) должен быть доволен. Если сюда включается какой-то бизнес (например, Парк Горького) и говорит, что мы делаем фестиваль совместно, появляются ещё его интересы. И должно быть понятно, как зайти тогда на эту площадку. Как ни крути, необходима конкуренция. Конкурсный отбор участников, комиссионное принятие решений, наличие сильной операционной части и отсутствие доминант в художественном руководстве. На мой взгляд, это главные принципы.
У «Белых ночей» был художественный руководитель
Что касается «Пермского калейдоскопа», то содержательным лидером там является, безусловно, министерство культуры. Лидером в части продвижения и реализации
Блок 5
Результаты и эффекты от фестиваля
Если мы говорим о количественном показателе, то здесь
Важно понять, повлиял ли «Пермский калейдоскоп» на восприятие города, досуга, досуговое поведение горожан. Изменилось ли это всё? Мне кажется, что нет. Но мы не сможем это проверить. Для оценки качества я бы запускала на площадки фестиваля социологов, чтобы они наблюдали за поведением горожан, как оно меняется. Потом я бы брала интервью у людей, которые побывали на фестивале. Важной метрикой является, хотят ли люди, чтобы фестиваль повторился.
Мне кажется, главное, что мы все должны сделать,
Можно положить в копилку ещё один положительный эффект. Стали возникать «партизанские» фестивали. Люди начали организовывать что-то своё, не требуя помощи у государства. Это, на мой взгляд, самый важный эффект. И министерству этим стоит грамотно воспользоваться.
Рекомендуем почитать
Разные дороги к дому. Документальный альманах «Вернувшийся домой» как максимально искренняя и трогательная реклама Пермского края
«Бомба замедленного действия». Пермский краевой суд отменил решение гордумы об установлении рекреационного назначения на бывшем полигоне ВКИУ
Минстрой считает незаконным разрешение на строительство высотки рядом с ТЮЗом и требует его отозвать. Но городские чиновники не спешат этого делать
Новое на сайте
В Перми впервые выступит пианистка Варвара Мягкова с программой «Священное и мирское»
В Перми сменился глава фонда «Городские проекты»
Рыжие, смелые и хитрые. Семь книг о лисах, оборотнях и их помощниках
Суд вынес предупреждение ЧОП, которое охраняло ПГНИУ в день стрельбы. Сотрудник вышел на работу без лицензии
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+