Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Евгений Майхровский и Игорь Штейн: Теперь цирку есть чему поучиться у театра
В конце ноября в Театре-Театре состоятся первые показы новой постановки Бориса Мильграма. Это будет мюзикл для всей семьи «Карлик Нос» по мотивам сказки Вильгельма Гауфа. По задумке режиссёра, спектакль должен стать этаким большим бродвейским мюзиклом в диснеевском стиле с цирковыми номерами, фокусами и превращениями. Чтобы подготовить все эти чудеса, для работы над спектаклем были привлечены именитые консультанты из сферы циркового искусства: иллюзионист Игорь Штейн и Народный артист РСФСР Евгений Майхровский — легендарный клоун Май.
Евгений Бернардович Майхровский, он же клоун Май
Как рассказывает программа «Легенды цирка», сам Евгений Майхровский и гуси, которых он умеет гипнотизировать, уже давно стали настоящим брендом российского цирка. Именно с этими птицами и связано приглашение Майхровского в качества консультанта для работы над спектаклем «Карлик Нос». Также в роли консультанта был приглашён иллюзионист, представитель старейшей цирковой династии Игорь Штейн. Нам удалось расспросить известных цирковых артистов о той работе, которую они делают для спектакля «Карлик Нос», а также немного узнать о проблемах современного российского цирка.
Евгений Майхровский: У нас два направления работы в спектакле «Карлик Нос». Это очень интересный спектакль, и мы оба с удовольствием работаем здесь. Этот спектакль наполнен различными цирковыми фантазиями, комическими и, больше того, сюрреалистическими. Очень интересно работать по сюжету, но, прежде всего, интересно работать с режиссёром, с художественным руководителем театра Борисом Леонидовичем Мильграмом. В его спектакле есть огромная выдумка. И не только в этом, мы знаем и другие его работы. Буквально вчера видели спектакль «Восемь женщин», и были приятно удивлены.
У «Карлика Носа» будет очень много выразительных средств: музыкальные, танцевальные, актёрское мастерство, пластика. И если переходить к нашей работе, то в ней возникла необходимость, поскольку дело связано с птицей. Грета, героиня спектакля, превращается в гусыню. И Борис Леонидович решил, что гусыня должна быть настоящей и живой. Хотя, по системе Станиславского, любое животное, выходящее на арену, сразу, мягко говоря, снижает возможности актёров.
Игорь Штейн: Оно всё внимание забирает на себя.
Евгений Майхровский: Даже не этим, а своей естественностью. Самое трудное для актёра
Игорь Штейн: Нет, ещё в Москве он позвонил мне, и вместе мы поехали выбирать иллюзионные трюки. Он сказал, что для спектакля нужны фокусы, но какие именно, не знает. Я предложил посмотреть все возможные. Мои друзья-фокусники держат иллюзионный магазин, мы приехали туда, и там уже выбирали реквизит, и я показывал, что с ним можно сделать. А сейчас уже готовлю артистов, чтобы они могли с этим реквизитом работать. Всё-таки там есть фокусы с огнём...
Евгений Майхровский: Не рекламируй, а то у театра проблемы будут с пожарными (смеётся)!
Игорь Штейн: Там будут и светящиеся фонарики, фокусы с открытым огнём. В принципе, мы быстро репетируем, ведь главное
Игорь Штейн: Да, конечно.
Евгений Майхровский: Та же самая история с гусыней. Мне надо передать актёрам определённые приёмы, найденные мной в процессе работы с птицами в цирке. Тут нужно уметь положить её на руку, как бы готовя к еде, чтобы она лежала лапки врозь, клюв вниз, словно засыпая. И Марат (Мударисов
Для того, чтобы подойти к животному и заставить его делать то, что нужно не ему, а актёру или режиссёру, надо обладать огромным терпением и вниманием. И, конечно, в этом помогут только регулярные репетиции и общение с животным. Это в буквальном смысле превращение актёрской пластики
Евгений Майхровский: Когда я приезжал месяца два назад, этот гусь ходил по театру самостоятельно. И пока, тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, он является героем и единственным исполнителем. Но я сразу поставил задачу, что нужен дублёр, как и любому актёру. Вот у главного героя, Карлика Носа, тоже дублёр есть. И так же должно быть с гусем, ведь мало ли что может произойти. Он очень важный персонаж для спектакля, без него не обойтись, и всё должно быть очень профессионально.
Игорь Штейн: Мне понравилось, что на репетициях гусь, который тут уже давно, реагирует на реплики. Актёр разговаривает, а тот в ответ или крылья распустит, или крякнет что-то в тему. То есть он не просто сам по себе.
Евгений Майхровский: Я хочу отметить, пользуясь случаем, высокий уровень актёров и тех людей, которые с ними работают
Евгений Майхровский: Это мюзикл, но очень эксцентричный и трюковой. Артисты не только танцуют и поют, но и прыгают и жонглируют. И у них глаза горят. Я отметил интересную вещь: все работники театра здесь живут какой-то одной жизнью. Тут всё схвачено, я на многих репетициях присутствовал и видел, как идёт этот процесс. Теперь цирку есть чему поучиться у театра.
Евгений Майхровский: Стираются. Я большой поклонник актёрского мастерства, которое лежит в основе профессии. Чем бы потом не наслаивался артист, не набирал танцевально-музыкально, технических, спортивных и трюковых качеств, основа, конечно, это актёрское мастерство. И я вижу, что здесь очень высокий уровень. Говорю не только как актёр высшей категории, но и как театральный критик
Игорь Штейн: Я очень люблю театр, и это не первый, а пятый спектакль, в который меня приглашают консультантом, и я с удовольствием всегда приезжаю. Здесь я в первый раз, и мне очень нравится.
Евгений Майхровский: Мне тоже есть с чем сравнивать. Я недавно, два года назад, работал с театром Российской армии, меня приглашали в спектакль, где Лариса Голубкина, с которой мы в очень хороших отношениях, играет главную роль, тоже связанную с цирком. Потом работал в Питере, в театре Комиссаржевской, там просили провести мастер-класс для спектакля «Сон в летнюю ночь».
Евгений Майхровский: Как критик я присоединяюсь ко многим моим коллегам, которые говорят, что сейчас буквально, извините за это выражение, мордуют классику. Есть много претензий к этому. Вот в «Литературной газете» (это моя любимая газета, я её регулярно читаю), недавно была статья Гафта, который просто возмущён теми средствами, которые используются в театре. Но должен с гордостью сказать то, что всегда говорю журналистам про цирк: у нас святое искусство. У нас не ругаются матом и не раздеваются догола, а в театре это бывает. У нас просто молодые, красивые люди, исполняющие красивые трюки, которые неподвластны простым людям. Но я считаю, что наше цирковое искусство находится в загоне, как ни странно.
Евгений Майхровский: Скажу вам просто
Министерство культуры, на мой взгляд, уделяет недостаточно внимания цирковым программам. Да, строят новые цирки и ремонтируют старые. Это нужно, но что там показывать? Пока мы живём старым багажом, а зритель это хорошо чувствует. И спасает только фантазия актёров. Ещё есть прокат
И если перейти к театру, то дело в том, что театр получает гораздо больше помощи от Министерства культуры и от правительства, нежели «Росгосцирк». Вот это моя боль. И я рад за театр, но у них тоже есть свои проблемы. Но когда я вижу, какие постановки, какие люди играют роли, какое количество обслуживающего персонала в театрах, то это просто несравнимо. У нас в цирке всё сокращается. Сокращаются штатные единицы, сокращаются служащие, ассистенты по животным. Я не знаю, сокращается что-то в театре или нет, но тут достаточно много людей, чтобы решить те проблемы, которые сейчас стоят перед театром любого города. Мы дружим с театрами во всех городах, где бываем с гастролями, и не только когда помогаем в каких-то консультациях для спектаклей. Просто дружим с актёрами
Игорь Штейн: Да, в ещё 1883 году мой прадедушка начал работать иллюзию. А другие основатели династии
И я вам больше скажу, когда началась война, мои дедушка и бабушка работали в Минске, с лошадьми. У них там была группа в девять лошадей
Евгений Майхровский: Дополню ещё одну вещь: во время войны вышел приказ Сталина, что снабжение цирка должно быть на уровне военных эшелонов. Цирку тогда было уделено огромное внимание.
Игорь Штейн: Другой мой дедушка, был связан с иллюзией, он работал под псевдонимом Боско. Во время блокады он остался в Ленинграде, и в 1942 году погиб от голода. Хотя во многих книгах о нём описана его волшебная палочка, которую ему подарил Луначарский с формулировкой: «За заслуги в развитии иллюзионного искусства в СССР». И эта большая волшебная палочка лежит в Петербургском цирковом музее. А так у меня вся семья в цирке. Дядя работал директором Ярославского цирка, до этого он был жонглёром. Мама жонглёр, потом работала с лошадьми. Тётя жонглёр, брат тоже жонглёр. У меня сейчас подрастают двое детей, и дочка тоже видит себя в цирке. Мы как-то работали в Латинской Америке, ей тогда было два с половиной года. У меня друг, ковёрный, просто вынес её на руках в эпилоге, когда выходят все артисты. Она вышла, зал на восемь тысяч человек битком. Ей говорят: «Маши!», она помахала рукой. Когда мы оттуда вышли, сказала: «Мама, папа, купите мне платье и корону, я буду выходить в эпилоге». И она уже лазила в иллюзионный аппарат на детских спектаклях и новогодних представлениях, когда там персонажи
Игорь Штейн: Да, но сейчас много династий ушло. Время такое, что, наверное, легче не в цирке. Очень многие уехали за границу. Потому что советский и русский цирк, я не побоюсь этого слова,
Евгений Майхровский: В знаменитом Cirque du Soleil 80 % артистов
Игорь Штейн: Есть такой Народный артист Вячеслав Черниевский, я считаю, что он самый лучший акробат. Его артисты берут золото на всех цирковых конкурсах мира. Ребята такие трюки делают, что просто удивительно. И он периодически уходит в Cirque du Soleil денежку заработать, потому что там дороже. Его приглашают, он что-то подсказывает, потому что он настоящий мастер. Наш цирк самый лучший, в этом я нисколько не сомневаюсь.
Евгений Майхровский: Это касается и работы с животными, несмотря на проблемы с «зелёными». У нас, конечно же, школа дрессуры сильная, начиная с Дурова, Рубана или Бугримовой и Назаровой
А что касается моей семьи, то в 2014 году отметили столетие нашей династии, уже пять поколений. Самый старший в нашей династии
Рекомендуем почитать
Космонавты в стране чудес и говорящие коты на Пролетарке. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших в разгар пандемии
Новое на сайте
В Пермском крае с начала пандемии коронавирусом заболели 38 651 человек. Смотрите все данные в динамике
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+