5 неожиданных вопросов сотрудникам книжных магазинов
В преддверии книжной распродажи издательства Ad Marginem в «Пиотровском», мы решили задать неудобные вопросы сотрудникам книжных магазинов и не придумали ничего лучше, чем поговорить с теми, кто работает в «Пиотровском» в Перми и Екатеринбурге. На вопросы о деньгах, переработанных горящих рукописях и авторском бессмертии отвечают Константин Колобов (Екатеринбург), Сергей Панин и Дмитрий Устинов (Пермь).
1. Почему книги так дорого стоят? Складывается впечатление, что книги искусственно превращают в часть элитарного потребления
Константин Колобов: Жизнь в России вообще дорожает с обескураживающей скоростью
Сергей Панин: Такое впечатление действительно создаётся. Если говорить о новинках, то мне видится так: с уходом типографий на коммерческую основу и самоокупаемость в 1990-х наступил книжный бум, который не мог закончиться ничем иным, кроме пресыщения. Упадок интереса к книге начался именно с этого. Теперь книгу может издать любой автор, нужно лишь найти средства. Печатники завышают цены, оптовики занижают, цена мало- и средне-тиражного издания резко вырастает, а тиражи падают.
В СССР миллионными издавали даже никому не известных товарищей
Дмитрий Устинов: Сегодняшняя дороговизна книг обусловлена как общей ухудшающейся экономической ситуацией в стране, так и отсутствием внятной государственной программы в сфере развития книжной культуры, финансовой поддержки и так далее.
2. Эпоха литературных журналов навсегда прошла? Сколько можно назвать печатных журналов, в которых сейчас публикуют художественные произведения? Почему их резко стало настолько мало?
Сергей: Эпоха литературных журналов была связана с невозможностью вовремя прочесть интересное или актуальное. При обильном разнообразном рынке это
Константин: Во-первых, умерла практика подписки, в том числе из-за качества работы Почты России. Во-вторых, всё ушло в сеть в качестве пабликов в соцсетях и бесчисленного количества интернет-зинов, которые находят своего читателя в количествах, сопоставимых с аудиторией подписки какого-нибудь условного литературного журнала в его лучшие годы. В третьих, спрос и интерес к художественной литературе, в особенности современной, не так высок, чтобы прокормить издание толстого литературного журнала.
Насчёт «навсегда» я ничего сказать не могу, но сейчас литературный журнал приказал долго жить. Есть, правда, счастливые исключения. Например, философский журнал «Логос»
3. Как вы относитесь к печати произведений, созданных для других носителей — избранные блоги LiveJournal, карточки Льва Рубинштейна, тексты Гребенщикова, карточки «Медузы» и т. д.?
Константин: Бумага всё стерпит, как говорится. Я бы не стал ставить в один ряд эти тексты
Сергей: Книжно можно издать что угодно, это имеет смысл при наличии интереса. Часть текстовых технологий при книжном воспроизводстве теряют аутентичность (особенно связанные с визуализацией или нелинейным ходом развития), часть
4. Как влияет распространение электронных книг на количество новых бумажных? Могут ли электронные впоследствии заменить печатные?
Сергей: Заменить не смогут по причине большей комфортности чтения бумажных носителей. Детские книги, особенно для малышей
Константин: Прекрасно влияет. Чем больше книг издается и покупается, тем лучше, независимо от формата. Это вопрос из серии «заменит ли мотоцикл велосипед?» Почему одно должно заменить другое?
Дмитрий: Это два разных рынка. Качественная научно-популярная литература, книги по философии, социологии, истории лучше усваиваются и запоминаются при чтении с бумаги (данные исследований). Читать Иммануила Канта с экрана вряд ли разумно.
5. Как вы относитесь к тому, что в больших книжных маркетах часто продают и конфеты, и сувенирные ручки, и календари?
Константин: В обоих «Пиотровских» продается некоторое количество канцелярки, в том числе с логотипом магазина. У книг довольно низкая маржа, поэтому приходится деверсифицировать бизнес, ничего угрожающего основам святой чистоты книготорговли я в этом не вижу. Здесь вопрос скорее в том, как продают и что продают
Сергей: Сетевые книжные на сопутствующей продукции делают свою основную выручку. Это неизбежный спутник книжной торговли. Просто в независимых магазинах можно подходить к этому избирательно, можно создавать некий общий стиль, атмосферность, где органично соседствуют книги и нечто иное.
***
- Читайте также: городской путеводитель от «Звезды» по книжным магазинам Перми.
- Интервью с владельцами книжного магазина «Пиотровский».
- Об особенностях работы с книгами и общении с библиофилами Иван Козлов побеседовал с работниками букинистических магазинов.