Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Пермские орнитологи определили виды птиц, наиболее опасных для самолётов
Учёные Пермского университета в течение года проводили исследования на территории двух российских аэропортов. Сейчас орнитолог и эколог Роман Харин и инженер-эколог Михаил Колодкин составляют список рекомендаций для работников аэропортов по предотвращению столкновения птиц и самолётов.
В городах Игарка и Сургут орнитологи исследовали территорию аэропортов в радиусе 15 км. Учёные определяли характер орнитологической обстановки на аэродроме и выявляли условия, способствующие скоплению птиц. Экологи изучили направление и интенсивность перемещений птиц, их видовой состав и особенности поведения, высоты перелетов, численность и другие параметры. Исследование проводили двумя способами: наблюдением за птицами на специальных пунктах и проведением маршрутного учёта.
«Чем больше скорость и высота самолета, тем выше опасность любых столкновений. При этом наиболее критичными являются моменты взлёта и посадки. Наибольшую опасность для полётов птицы представляют в конце лета
— в это время появляется большое количество молодняка, имеющего небольшой индивидуальный опыт. Кроме того, в это время молодые птицы склонны образовывать скопления и совершать кочевки. Таким же опасным является период сезонных миграций весной и осенью, когда птицы совершают массовые перемещения»,— рассказал Роман Харин.
Для исследователей важно было выявить видовой состав птиц, посещающих аэропорт и прилегающую к нему территорию. Особое внимание уделялось факторам, способствующим скоплению птиц и их привлечению на территорию аэропорта. Одной из главных проблем может стать близость к аэропортам различных хозяйственных объектов и городских свалок, где образуются большие скопления птиц, отмечают экологи. Местные особенности ландшафта, близость к аэропортам водных объектов и другие факторы также могут способствовать концентрации птиц и влиять на интенсивность сезонных миграций.
Учёные ПГНИУ, основываясь на полученных данных, помогут работникам аэропортов подобрать наиболее эффективные мероприятия по снижению вероятности столкновения птиц с самолетами на территории аэропортов. Сейчас они предложили начать биотехнические мероприятия по формированию растительного покрова на территории аэропорта. Для уменьшения привлекательности территории аэропортов для птиц скашивают траву и осушают водоемы. Кроме этого, существуют и другие способы отпугивания птиц в аэропортах. Например, акустические, когда крики бедствия (тревожные голоса) различных видов птиц отгоняют «гостей». Птиц отпугивают пиротехникой, бликами специальных каруселей с зеркалами, а в некоторых аэропортах держат ручных хищных птиц.
В Пермском крае наибольшую опасность для самолётов представляют птицы из семейства чайковых, чей вес, в зависимости от вида, колеблется от 500 до 1000 граммов и которые могут образовывать крупные скопления. Опасность могут представлять мелкие стайные воробьиноообразные, голуби, дневные хищники, утки и врановые.
- С 1990 по 2006 год во всем мире погибли более 260 человек из-за столкновения в воздухе пассажирских рейсов с птицами по данным специализированного издания Aviation Week & Space Technology, причем заметная часть из них выполняла полеты на небольших частных самолетах.
- Авиакомпании по всему миру тратят в общей сложности около 650 миллионов долларов на устранение повреждений, которые самолеты получают от столкновений с птицами. Несколько дней назад компания «Аэрофлот» подала в суд на томский аэропорт, потребовав компенсации за поврежденный птицами самолет.
***
Интервью с орнитологом, доктором биологических наук Александром Ивановичем Шепелем
История о молодом пермском учёном, который уехал работать на Ямал.
Рекомендуем почитать
Была ли тревожная кнопка в Пермском университете? Почему так неэффективно сработала охрана во время нападения? Отвечает эксперт по безопасности
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае
Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+