X

Новости

Вчера
2 дня назад
03 апреля 2020
02 апреля 2020
Фото: Тихонов Эдуард

Дневник X Дягилевского фестиваля. День 11 — «День тишины». Концерт Каролин Видман (скрипка) и Симона Леппера (фортепиано)

Фото: Тихонов Эдвард

Предпоследний концерт Дягилевского фестиваля прошёл в Органном зале. Тишина звучала совершенно по-особому от людей, для которых она имеет обострённое значение.

Звук

Когда скрипка заиграла первое произведение, возникло ощущение, что звук разрезал зал Органного пополам. Разрезал тишину. И потом продолжал дробить воздушный массив: всё первое отделение — постукиванием, щёлканьем, стоном, завыванием. Музыка, ищущая ритм, складывающаяся в целое из мельчайших, но очень острых деталей.

Первое отделение сильно контрастировало со вторым — как разбитое стекло и небо. Вторая часть — гораздо более понятная и мелодичная. Первая часть — постоянное напряжение и разреженный звук. Музыка, то ли погружающая вглубь самого себя, то ли наоборот, заставляющая выйти за пределы своего сознания и посмотреть на себя со стороны. Аплодисменты звучали неудобно и не к месту, возвращая из этого странного пространства «вне/внутри» обратно в концертный зал.

Фото: Тихонов Эдуард

Тишина

Долгожданная, лёгкая, тяжёлая, густая, пронзительная. Музыканты подарили залу удивительную возможность почувствовать молчание, которое не хотелось прерывать. Публика погружалась в него и старалась удержать как можно дольше. Заполнить его аплодисментами означало потерять красоту и смысл всего концерта — тишина была в программе, она была продолжением музыки и аккомпанементом реальности.

В интервью пресс-службе Дягилевского фестиваля музыканты рассказали о своих отношениях с молчанием.

Каролин Видман:

Тишина — это та же музыка, а не её противоположность. Они не могут существовать друг без друга, и они не противоречат друг другу.

Симон Леппер:

Я пристрастился к тишине. Мне нравится находить её в сельской местности, в городах и особенно в концертных залах. Когда ты аккомпанирующий пианист, то часто ты именно тот, кому выпадает привилегия нарушить тишину в начале музыкального произведения и вернуть аудиторию обратно в молчание в финале пьесы. Без тишины музыка не имела бы такой своей власти.

Фото: Тихонов Эдуард

Люди

Аншлаг. «Браво» с задних рядов. Аплодисменты стоя. Удивительно одно — насколько разные состояния бывают у публики, несмотря на почти одинаковую лояльную реакцию каждого концерта. Вечер Каролин Видман и Симона Леппера — вечер, когда зал прислушивался к каждому звуку, шороху скрипки, капельным постукиваниям рояля.

В такие моменты устремлённого внимания очень любопытно, о чём думает аудитория? Замечаем поворот головой женщины с восхищённо-блестящими глазами к мужчине, который спал всё первое отделение и отчаянно боролся с дремотой второе. Взгляд женщины остановился на его лице и, не получив ответного восхищения, отправился путешествовать по сцене и двум фигурам на ней дальше. Это, наверное, самая яркая параллель состояния аудитории вечера.

Фото: Тихонов Эдуард

Программа

I отделение

Арнольд Шёнберг (1874 — 1951)
Фантазия для скрипки с фортепиано, op. 47

Кристиан Мейсон (р. 1984)
Learning Self Modulation

II отделение

Мортон Фельдман (1926 — 1987)
Spring of Chosroes

Роберт Шуман (1810 — 1856)
Соната для скрипки и фортепиано № 2 ре минор, ор. 121

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь