X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Антон Завьялов

Дягилевский фестиваль. День 8 — «День исканий». Концерт Le Poème Harmonique

Фото: Антон Завьялов

Музыкальная субстанция не имеет однородности и не монотонна: в одних местах она становится плотной, тяжёлой и душной, в других — истончается до самой высокой стеклянной нотки, которую берёт солистка Le Poème Harmonique.

Если вы сомневались, что машина времени существует, то вам срочно нужно побывать на таком вечере: куртуазная эпоха напоминает о себе в каждом движении смычка по басовой скрипке, в каждом глубоком вздохе хориста и в шелесте, и мягком гуле в зале. Если закрыть глаза, можно не заметить, как солистка открывает дверь в бельэтаже и начинает петь оттуда: звук переходит в стерео-форму, напоминая о духовных мессах, звучащих в храмах XVII века.

Фото: Антон Завьялов

Le Poème Harmonique играют на инструментах, которые уже наверняка стоят кое-где в музеях. Для того чтобы реконструировать звуки эпохи позднего Возрождения, требуются именно они: предки виолончели, предшественники тромбона, фагота, лютни или вообще не имеющие аналогов среди современных инструментов (на сайте Дягилевского фестиваля есть полных список старинных инструментов).

Чтобы в этот вечер мы могли насладиться сладкими звуками барочной музыки, задолго до концерта проходили серьёзные поисковые, исследовательские работы: дирижёр оркестра Le Poème Harmonique Венсан Дюместр говорит о том, что партитуры растворились во времени — их приходится реконструировать и писать заново, изучив тонкое устройство симеотических и музыкальных кодов эпохи барокко.

Фото: Антон Завьялов

Венсан Дюместр:

— С эпохой барокко нас разделяет 400 лет. В этом временном периоде существуют «теневые» зоны. С одной стороны, мы погружаемся и исполняем музыку, с другой — это занимает большую скрупулёзную исследовательскую работу. Очень трудно найти написанные партитуры той эпохи. Их очень мало — мы имеем всего 10 % из того, что было создано. Огромная часть произведений просто исчезла. Какая-то часть была плохо записана — приходится импровизировать. Поэтому сегодня для честного музыканта очень важен поиск и расшифровка кодов, каким образом должно звучать произведение. Это свобода в определённых рамках — нужно знать коды искусства и эпохи.

Фото: Антон Завьялов

Обсуждение концерта прошло в дискуссионной форме, гости высказывали свои мысли по поводу представления. Отметили обволакивающие минорные моменты, этническое начало, объёмность и естественность звучания, несмотря на то что такая музыка предназначена для церковного исполнения. Пожаловались на усталость в финале, «хотелось немножечко прилечь», но всё равно громко захлопали, когда Венсан Дюместр неожиданно вошёл в фестивальный павильон. Он выглядел очень счастливым, немного взволнованным. Говорил о сотрудничестве с musicAeterna, в которых он совершенно влюблён, шутил о произведениях, исполненных на «бис» (целых два), продлившее усталое наслаждение ещё почти на полчаса.

Новое на сайте

Прикамский бизнес-омбудсмен попросил губернатора смягчить режим QR-кодов для фитнес-клубов

Максим Артамонов

В Перми за сутки: 569 случаев заболевания коронавирусом. В России: 32 196. В мире: 448 891

Сергей Якупов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+