X

Подкасты

Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Лиза Петрова

Проводники реальности

Через несколько дней, 16 сентября, откроется XVI Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». Этой информацией владеют многие читатели новостей. Но что сегодня стоит за названием, которое двадцать лет назад мало кто умел выговаривать? «Флаэртиана» выросла из разряда форумов, где раз в год можно увидеть программу авторского документального кино. Это не её размер. Какой — её? Фестиваль стал социальным феноменом, развивающей и образовательной средой для людей, мыслящих самостоятельно, и тех, кто приходит этому научиться. Как это измерить? Причём тут кино? И почему «Флаэртиану» уверенно можно назвать пермским Оксфордом?

Разобраться и объяснить всё это, как оказалось, непросто. О фестивале написано множество текстов, гидов, снято достаточно сюжетов, в которых приводятся факты, цифры и мнения экспертов. И всё равно актуальность и драгоценность «Флаэртианы» далеко не всем очевидна. Потому что по пути, который прокладывает команда создателей «Флаэртианы», ещё никто не проходил.

Предлагаю читателям триптих, посвящённый флаэртианским открытиям. Первая его часть — попытка найти образ структуры фестиваля и увидеть сущность «Флаэртианы» с разных ракурсов. Вторая и третья части обзора исследуют одно из ведущих направлений работы «флаэртианцев» — медиаобразовательные и медиапсихологические практики.

Коснуться жизни

«Come and hold my hand, I wanna contact the living» (Подойди и возьми меня за руку, я хочу прикоснуться к жизни).

В двух строчках песни Робби Уильямса уместилось настроение поколений, выросших с гаджетами в руках. Впечатлений так много, но как отличить в множащихся виртуальных мирах свою собственную реальность?

Именно дети, по словам руководителя отдела медиаобразования «Пермкино» Ольги Ахмедзяновой, однажды во время обсуждения фильма первыми заговорили о различиях между игровым и документальным кино, о недоверии к постановочным фильмам и интересе к документальным. Значит ли это, что зрители предпочитают документалистику? Это ли причина, по которой залы киноцентра «Премьер» с каждым годом становятся всё более вместительными? В 2015 году по официальным данным общее число посетителей «Флаэртианы» составило 12 621 человек.

Президент фестиваля, создатель «Флаэртианы» Павел Печёнкин отвечает, что интерес зрителей вызывает не документалистика, а сама жизнь посредством документального кино.

Фото: Тимур Абасов

Павел Печёнкин, режиссёр, президент фестиваля «Флаэртиана»:

Фильм в данном случае выступает как инструмент изучения жизни и, прежде всего, самого себя. Когда я мечтал стать режиссёром, я не думал об этом. Когда стал снимать сам, думал о кино. Но после появления «Флаэртианы», когда был проведён четвёртый фестиваль, я вдруг понял, что мы изобрели эффективную гуманитарную технологию. Она помогает человеку открывать самого себя и мир вокруг. То есть, формирует личность. И я бы в обязательном порядке всем рекомендовал учиться снимать документальное кино.

Парадоксальность в том, что большинство проектов «Флаэртианы» учат не столько снимать, сколько смотреть кино. На воспитание профессионального зрителя направлены многие практики фестиваля: занятия в школе медиаобразования, дискуссии, мастер-классы, тематические киноклубы, фотовыставки, экскурсии, медиафорум. В рамках фестиваля «Вуз-Флаэртиана» — курс для студентов гуманитарных факультетов Пермского государственного университета «Письмо и мышление», проект «Doc. Урок. Губаха», проведение медиауроков для школьников совместно с преподавателями, развитие системы тьюторского сопровождения и так далее. Причём пермскими площадками эти практики не ограничиваются. Медиаобразовательные методики уже внедрены в Чусовом, Губахе и Березниках. Наконец, впервые этим летом в новом детском лагере «Нечайка» была проведена киносмена — дети смотрели кино, обсуждали и сами снимали. В этом году и программа фестиваля «Флаэртиана» расширилась и проводится в двух городах — Перми и Губахе.

Чем больше практик, тем больше участников «Флаэртианы».

Павел Печёнкин:

Для того чтобы иметь за душой что-то своё, что ты можешь сказать людям, необходимо владеть языком. Нужна выработка языка. Проще выучить китайский, чем освоить язык кино. Искусство — это преодоление собственной немоты. Человеку так сложно пробиться сквозь корку своих табу, условностей, ограничений, личностных комплексов. «Господи, мне удалось что-то своё сказать!» — это момент целеполагания, поворот судьбы.

«Сказать что-то своё» — близко к ощущению contact the living. Но для этого необходимо сначала научиться мыслить независимо, уметь выражать свои идеи, критически анализировать любую тему, выстраивать аргументацию, систематизировать свои знания, владеть культурными кодами.

Если увидеть, что эти задачи сосредоточены в центре деятельности «Флаэртианы», то и цели каждого из субпроектов фестиваля проясняются. А разные направления работы, которыми руководит Павел Печёнкин, можно представить в виде концентрических круговых волн. У них единая сердцевина, но разная длина окружности, масштаб.

Круги «Флаэртианы»

По словам Павла Печёнкина, он сформулировал главную задачу «Флаэртианы» шесть лет назад, когда в структуре кинокомпании «Пермкино» был создан отдел медиаобразования во главе с Ольгой Ахмедзяновой. Базовым проектом, вокруг которого выстраивались остальные, организаторы называют «Пермскую синематеку», созданную десять лет назад.

Павел Печёнкин:

Сейчас я говорю вполне уверенно: «Пермская синематека» — это главное, что мы сделали. Всё остальное — «да, но...».

А что это — «всё остальное»? Представим себе «Флаэртиану» как концентрические волны социальной сети, расходящиеся от своего центра всё дальше и дальше. Дополнят образ формулировки из первых уст — какие смыслы создатели проектов в них вкладывают.

Киностудия «Новый курс» сосредоточивает в себе профессиональную деятельность в сфере кинематографии. Здесь снимается кино.

Павел Печёнкин:

Молодому человеку в его становлении необходимы герои. По какому пути идти? Как выполнить невыполнимую для остальных задачу, которую ты перед собой поставил? Вот для чего стоит снимать документальное кино. Это очень чётко и относительно коротко сформулированное высказывание, которое помогает правильно понимать жизнь. А те люди, которые пытаются снимать такое кино, занимаются непрерывным тестированием самого себя.

Следующий круг — деятельность пермской школы медиаобразования и фестиваль «Вуз-Флаэртиана».

Владимир Береснев Фото: Тимур Абасов

Владимир Береснев, куратор проекта «Вуз-Флаэртиана»:

Воспитание человека невозможно без переживания проблемного опыта. Документальное кино предоставляет много подобного материала. Наш формат — это фильмы, в которых есть некий конфликт, где обозначена какая-то социальная проблема. Как большая литература, — это преимущественно трагедия и драма, — так и серьёзное документальное кино снимается не ради развлечения. Знакомить подростков и молодёжь с драматическим опытом лучше всего через фильмы. Это самая яркая по воздействию и при этом легко воспринимаемая форма.

Интересный вопрос, который возникает при знакомстве с практиками медиаобразования, — как можно измерить то влияние, которое документальное кино оказывает на зрителя. Не в этом ли истоки непонимания уникальности работы, которую делает команда Печёнкина? Методики медиаобразования опираются на научные разработки в области философии, филологии, лингвистики и психологии. Как рассказала Ольга Ахмедзянова, с первого года она сотрудничает со специалистом в области медиапсихологии Денисом Смирновым. В развёрнутом интервью (скоро на сайте) он рассказал, как измеряются личностные изменения под влиянием кино, как устроены психологические практики при взаимодействии с фильмом и что такое медиа с точки зрения психологии.

Денис Смирнов, заведующий лабораторией психологии образования и медиапсихологии ПГГПУ, доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук:

Я начал работу в направлении медиапсихологии ещё в 1990-х годах, сотрудничая с фондом «Нанук». Наблюдая за дискуссиями в студенческом киноклубе, находил психологические закономерности личностных изменений в процессе просмотра документального кино. Воздействие «Флаэртианы» на человека колоссально, оно намного глубже, чем разовый просмотр фильма. Фестиваль длится неделю, за это время зрители просматривают как минимум несколько, а то и десяток картин. Влияние оказывают различные коммуникативные формы психологической работы до и после просмотра кино. В течение короткого отрезка времени трудно зафиксировать изменения личностных свойств. Эти свойства могут не изменяться в течение полугода. Но процесс этих внутренних изменений будет продолжаться. Эффект преображения отсрочен во времени. Именно так влияет на человека кино.

Фото: Лиза Петрова

В этом году в Перми был открыт детский лагерь «Нечайка». Одну из четырёх смен — «Снимаем кино. Играем в кино» — организовала режиссёр киностудии «Новый курс» Ольга Аверкиева. Дети осваивали навыки сценариста, режиссёра, актёра, звукооператора. За 21 день сняли 146 фильмов, 20 новостных репортажей о жизни лагеря, 50 короткометражек и 5 мультфильмов. В лагере работала школа анимации, проходили просмотры документальных фильмов, дискуссии и мастер-классы. Это был первый опыт, и в следующем году «Нечайка» тоже войдёт в круги «Флаэртианы».

Методика медиаобразования применима к любой теме и любому событию и, что важно, чиста от идеологий. Кино открывает уникальную возможность без назидания и насилия в виде интерактивного общения донести до детей и подростков основы этики гуманизма. Практики медиаобразования формируют умение мыслить самостоятельно, что необходимо для дальнейшего самообразования.

Фото: Лиза Петрова

И наибольший круг —ежегодный фестиваль документального кино. Его программа делится на три части: международный, национальный и студенческий конкурсы фильмов. В течение недели зрители могут увидеть лучшие фильмы, снятые в мире, России и Перми за прошедший год.

Фестиваль занимает место главного события года. Здесь концентрируются все смыслы и принципы разветвлённой «Флаэртианы». Программа охватывает весь широкий спектр флаэртианских направлений, начиная от фильмов, снятых детьми в «Нечайке», заканчивая мастер-классом немецкого культуролога, публициста Зигфрида Леверенца.

Внешние круги

По странному устройству жизни внимание общественности привлекают не сами достижения, а громкие признания этих достижений. Желательно извне, из столиц. Когда в январе 2016 года Павлу Печёнкину вручили премию Национальной академии кинематографистов «Золотой орёл» за документальный фильм «Варлам Шаламов. Опыт юноши», это событие имело резонанс в Перми. И хотя организаторы флаэртианских проектов (их в команде около 30 человек) пока лишь надеются на понимание глубины замыслов и потенциала, который несут эти проекты для края, поддержку на государственном уровне фестиваль получает.

Фото: Тимур Абасов

Ирина Ивенских, заместитель председателя правительства Пермского края по вопросам образования, культуры, спорта и туризма:

— Международный фестиваль «Флаэртиана» стал планомерно развивающимся явлением, которое придаёт знаковую известность региону. Это бренд края, тепло принятый мировым профессиональным сообществом кинематографистов и зрителями. Показателем этого можно считать небывалое количество заявок — 700 фильмов, присланных в этом году на международный конкурс из Германии, Новой Зеландии, Йемена, Сирии, Мексики, Франции и других стран.

От лица Правительства Пермского края скажу, что мы трепетно относимся к фестивалю, каждый год увеличивая финансирование его потребностей. Пять основных проектов «Флаэртианы» финансируются из разных источников. Это бюджеты Министерства культуры Российской Федерации, краевого министерства культуры, регионального подразделения Союза кинематографистов России, администрации Перми и частные инвестиции. В 2015 году объём финансирования фестиваля составлял 3 млн 600 тысяч рублей, в этом году выделено 4 млн рублей. В бюджете на 2017 год и дальнейшие два года запланировано увеличение бюджета до 5 млн рублей. Подчеркну особую значимость медиаобразовательных проектов «Флаэртианы», направленных на развитие уникальных методик, внедрение документального кино в образовательный процесс.

Интерес к флаэртианскому движению за рубежом есть не только в среде документалистов. В прошлом году куратор «Вуз-Флаэртианы» Владимир Береснев был приглашён с программой фестиваля в Кливленд (графство Боливар, штат Миссисипи, США) и колледж Св. Антония в Оксфорде (Великобритания). За рубежом документальное кино рассматривается как возможность увидеть российскую жизнь вне политики. По мнению Владимира Береснева, авторские документальные фильмы становятся проводником правды. Режиссёры снимают то, что для них важно и интересно, по велению сердца и ума, а не на заказ.

Куратор фестиваля «Вуз-Флаэртиана» Владимир Береснев в колледже Св. Антония Оксфордского университета.

Упоминание об Оксфорде возвращает к центральной задаче «Флаэртианы» — созданию среды, в которой люди любого возраста могут формировать независимое сознание и становиться режиссёрами своей жизни. И тут есть две параллели.

Классический университет Оксфорда знаменит своей системой тьюторского сопровождения, которая существует в английском образовании с XIV века. В Перми эти методики примерно с 2010 года начали активно внедрять педагоги, сотрудничающие с отделом медиаобразования «Пермкино».

В учебных программах Оксфорда основным образовательным инструментом стало эссе. Ради того чтобы научиться его писать, студенты поступают именно в этот университет. Потому что жанр эссе поддаётся только самостоятельно мыслящим. Если человек научится писать эссе, он научится любым другим наукам.

Пермские студенты трёх гуманитарных факультетов ПГНИУ, участвующие в фестивале «Вуз-Флаэртиана», тоже пишут эссе после прохождения курса «Письмо и мышление». Только, в отличие от Оксфорда, пермские студенты обучаются этому важнейшему в гуманитарном образовании навыку бесплатно, обсуждая кино. Подробнее об этом — в следующий раз.

***

  • Читайте также несколько интервью «Звезды» с Павлом Печёнкиным: посвящённое 25-летию пермской киностудии «Новый курс», «метафизическое» интервью в преддверии церемонии вручения национальной кинонаграды «Золотой Орёл», и о том, как мы вписываемся в общую картину мирового документального кино.

Новое на сайте

Коронавирусный дайджест. Пермь: выявлено — 159 случаев, умерло — 8 человек, поправилось — 201

Сергей Якупов

Студентка Пермского Политеха разработала экоматериал, которым можно утеплять жильё

Максим Артамонов

Официальная статистика по коронавирусу в Пермском крае: зарегистрировано — 165 случаев, умерло — 6 человек, выздоровело — 307

Сергей Якупов

«Девочке в шаре всё нипочём» и ещё шесть книг о женщинах и женском

Аня Чащухина
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+