X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Иван Козлов
Прогулка

Камские берега. Часть 1: левый берег

Как мы уже писали в предыдущем материале, большой экскурсионный цикл на «Звезде» заканчивается. Это, конечно, не значит, что тексты подобного формата совсем перестанут выходить — потому что ну кто вам ещё расскажет о безвестных городских закоулках, если не мы? Но появляться они будут нерегулярно и по случаю: ведь, с одной стороны, городское пространство неисчерпаемо, а с другой — поставить некую символическую точку все же необходимо. И для того, чтобы сделать это, Иван Козлов приберег две экскурсии по Камскому побережью.

Действительно, в прошлый раз мы закончили на слишком уж печальной ноте, а в финале мне бы все же хотелось добавить немного красоты. Берега Камы для этого отлично подходят. Ведь есть же устоявшееся в городе (и далеко не беспочвенное) мнение о том, что горожане буквально отрезаны от своей реки — Каму отделяет от города железная дорога, и несмотря на то, что электрички по ней больше не ходят, легче попасть к реке пока не стало — для этого нужно преобразовывать ландшафт и искать новые инженерные и архитектурные решения.

Однако Кама не так уж недоступна, как кажется — ведь, в конце концов, не ограничена же она одной только многострадальной пермской набережной. Выше и ниже по течению немало интересных мест, зная о которых, можно попасть к воде. И мы начнём с самого популярного из них — с небольшого причала за кампусом ПГНИУ, промзоной и мукомольным заводом. Случайных людей редко сюда заносит, а вот студентам (во всяком случае, тем из них, кому достает любопытства изучить прилежащие к универу кварталы) этот причал хорошо известен. Попасть сюда просто — достаточно пройти улицу Данщина до конца и миновать проходные Мукомольного завода.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Вот так выглядит участок берега выше по течению — между Мукомольным заводом и территорией Порта Пермь, за которым начинается привычная нам набережная. Однажды меня пустили на башню элеватора, и с нее открылся такой вид:

Фото: Иван Козлов

На эту часть берега попасть сложновато — придется петлять в лабиринте промзон за ПГНИУ. Но всё равно не факт, что удастся оказаться на берегу — территория, на которой стоит маленький зеленый дебаркадер, редко бывает открыта. Пять лет назад мне повезло, а сейчас нет: всё на замке. К устью речки Данилихи по-прежнему нельзя пройти, и очень жаль — в начале десятых годов глухой забор перегородил дорогу к ней, а заодно и к котельной завода Дзержинского, к круглой кирпичной насосной станции и к газгольдерам. Интересное и красивое было место. Ну что ж, повешу тут хотя бы фотку дебаркадера пятилетней давности, а вам повторять эту часть маршрута не рекомендую.

Фото: Иван Козлов

Итак, мы все еще на причале за Мукомольным, но в свете вышесказанного двинем не верх по течению, а вниз — к железнодорожному мосту:

Фото: Иван Козлов

На выходе можно увидеть пару граффити. Странно, что их тут так мало: место глухое, бетонные заборы есть — что еще нужно?

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Попасть к мосту можно двумя способами: подняться на улицу Дзержинского и идти по ней или же продолжить путь по улице Набережной. Дзержинского, честно сказать, поинтереснее, но на ней я бывал, а на Набережной еще не был — к тому же, она к реке поближе. Правда, выйти к воде все равно не удастся — по обе стороны от улицы тянутся бетонные заборы промзон и бывших территорий ЗиД. Лет десять назад с этим было проще, и я с компанией ходил исследовать какие-то заброшенные цеха, которые теперь кажутся мне скучнейшими — ну типа вот. С тех пор на территории навели порядок, ну и ладно. Всё равно делать там было нечего, пейзаж был примерно таким.

Фото: Иван Козлов

Параллельно улице проложена железнодорожная колея, но по ней идти не только скучно, но еще и неудобно:

Фото: Иван Козлов

В общем, ну ее к черту, эту улицу Набережную. Нужно свернуть на Дзержинского (это можно будет сделать возле клуба «Мичурин») и дальше идти уже по ней. Довольно скоро улица резко свернет направо, упершись в железнодорожную насыпь. До жд-моста уже недалеко.

Фото: Иван Козлов

Улица Дзержинского выведет в небольшой частный сектор, в котором и закончится. К воде нам тут помешает выйти забор, который огораживает несколько старых частных домиков — надо сказать, неплохое место выбрали их хозяева.

Фото: Иван Козлов

Вдоль берега идет все та же железнодорожная ветка, которая соединяет здешние промзоны.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

А вот дальше мне как-то не повезло. Несколько лет назад я спокойно проходил по этой ветке до микрорайона «Красный октябрь» — это ведь только по насыпи ходить нельзя, потому что там стоит караульная будка, из которой дежурные по громкоговорителю предупреждают всех, что проход по мосту закрыт. А под ним пройти вполне можно. Но в этот раз мне на пути встретилась стая собак — в иных обстоятельствах я бы может и значения не придал, но меня не так давно кусали в Гарцах, и ужасные раны (душевные, конечно) пока еще не зажили. Поэтому я от греха подальше повернул назад. Ну ничего страшного — подробная экскурсия по участку берега за мостом выходила осенью прошлого года, когда я подробно рассказывал про «Красный октябрь».

Фото: Иван Козлов

Это, по-моему, была одна из лучших экскурсий ever, так что с удовольствием дам ссылку на неё. Ближе к концу текста там как раз будут кадры камского побережья на там участке, что нас интересует — старый причал в тумане, маленький железнодорожный мостик и прочие красоты. А упирается этот участок в Заостровку — точнее, в улицу Красина и в территорию Порта Пермь. Когда-то на самой границе порта стоял кран, на который можно было забраться и сделать такие красивые кадры:

Фото: Иван Козлов

Но сейчас кран то ли разобрали, то ли отогнали. Гравийный завод, который виднеется в левой части кадра, придется обогнуть, ненадолго заглянув в Заостровку — по улицам Красина и Маяковского, а затем по улице Есенина. Так мы окажется у забора порта и у старой водонапорной башни — и это, пожалуй, одно из самых красивых мест в округе. Даже несмотря на то, что свободного выхода к реке нет и здесь — да бог с ней уже, смотрите лучше, как вокруг здорово:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Мне кажется, если вы не любите портовые краны, то у вас нет сердца. Я бы здесь прогулочную зону организовал — только мрачный бетонный забор стоило бы заменить на что-то более современное и проницаемое.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

На самом деле, я делал эту экскурсию в два захода. Сначала пофотографировал порт днём, а спустя сутки вернулся под вечер (на автобусе № 47 можно доехать из Балатово прямо до портовой проходной) и не пожалел:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Но на этом экскурсия не заканчивается — по улице Фоминской можно дойти от порта до Красавинского моста. Пару километров придется прошагать мимо закрытых территорий СНТ и промзон — тут, впрочем, несколько более живописно, чем на улице Набережной.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Вблизи моста улица Фоминская внезапно становится улицей с красивым названием Берег Камы, и она приведет нас в одноимённый микрорайон — тут как раз конечная остановка сорок седьмого автобуса. Микрорайон не очень любопытный, он состоит в основном из частных домов. Из достопримечательностей тут разве что рында — а это раритет, на весь город их уже и пяти штук не наберётся.

Фото: Иван Козлов

Зато здесь наконец-то можно выйти к реке — не даром микрорайон так называется.

Фото: Иван Козлов

С берега открывается вид на Красавинский мост:

Фото: Иван Козлов

Это, наверное, единственный домик в здешних кварталах, который показался мне интересным:

Фото: Иван Козлов

На мост можно подняться — хотя очевидно, что на праздные прогулки он не рассчитан. И лестница, и пешеходная дорожка засыпаны снегом пополам с грязью — пешеходы тут нечасто появляются.

Фото: Иван Козлов

Зато с моста можно будет взглянуть на микрорайон — с расстояния он даже симпатичнее, чем вблизи:

Фото: Иван Козлов

Вид на правый берег и Водники:

Фото: Иван Козлов

Ниже по течению идти не было смысла — мы бы до самых Нижних Муллов не нашли ничего интересного. Вот разве что вдалеке за микрорайоном можно различить огромного металлического кузнечика — установку для просеивания грунта. Лет пятнадцать назад к ней можно было подойти вплотную (что я однажды и сделал, вот так это выглядит вблизи), но сейчас территория закрыта.

Фото: Иван Козлов

Так что лучше дождаться следующего автобуса № 47 и уехать в город. А я пошёл по Красавинскому — впереди ведь ещё рассказ про правый берег.

Фото: Иван Козлов

Рекомендуем почитать

«Бомба замедленного действия». Пермский краевой суд отменил решение гордумы об установлении рекреационного назначения на бывшем полигоне ВКИУ

Полина Путякова

Новое на сайте

На Сhange.org собирают подписи под требованием признать российские выборы несостоявшимися из-за многочисленных нарушений

Максим Артамонов

В Перми суд оправдал Ольгу Муравьёву. Чиновницу обвиняли в гибели женщины, которую загрызли собаки

Максим Артамонов

Коронавирусный дайджест. Что нужно знать о ситуации с коронавирусом на сегодня в Перми, России и во всём мире

Сергей Якупов

В Пермской гордуме будет пять депутатов от КПРФ, а в Законодательном собрании — 11. Это в два раза больше, чем в предыдущих созывах

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+