Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
Железная заноза, или как новый фильм Юрия Быкова «Завод» доказывает, что он самый крутой режиссёр в России
То, о чём так долго мечтали российские киноманы, свершилось! В прокат вышел долгожданный фильм «Завод» Юрия Быкова, пожалуй, самого неоднозначного и одиозного нашего современного режиссёра. Его прошлые фильм «Майор» и «Дурак» в прокате собрали чуть больше чем ничего, но их всё равно любит «простой зритель» за прямоту, жанровость и остросоциальность, и ровно за это же недолюбливает’просвещённая публика». И в «Заводе» Быков только обостряет все эти основные черты своего творчества, и выглядит это, с одной стороны, несуразно, а с другой — очень круто.
Сюжет «Завода» довольно прост, если привести его в кратком описании: рабочим на отсталом заводе железобетонных изделий где-то в провинции зарплату сначала задерживали, а потом вообще объявили, что владелец предприятия олигарх Калугин (Андрей Смоляков), местный царёк, его банкротит, а деньги рабочие получат в течение полугода. Может быть. Сурового работягу Седого (Денис Шведов), когда-то потерявшего глаз на неназванной войне, это не устраивает, и он подбивает своих коллег по цеху
Но когда ночью на завод (настоящий московский завод ЖБИ), где Седой и компания удерживают Калугина с выкупом и своими подчинёнными, приезжает начальник службы безопасности олигарха Туман (Владислав Абашин), всё вдруг идёт не по плану. И, в лучших традициях голливудских фильмов, после того, как при таких криминальных раскладах план летит к чёрту, начинается напряжённая мексиканская дуэль между рабочими, охранниками и ментами. Стрельба и трупы в таком замесе неизбежны.
За довольно простой фабулой в «Заводе» скрывается сверхнапряжённый триллер с примесью детектива по форме и социальная драма на злобу дня по сути. Но работают эти элементы очень по-разному. Если говорить о чисто ремесленной, сюжетной, постановочной и визуальной части, то «Завод» необычайно хорош. Несмотря на то, что это, по сути, авторское кино, Юрий Быков в очередной раз доказывает, что он чуть ли не лучше всех в России на данный момент умеет делать настоящее, качественное жанровое кино. Ведь используя многие шаблоны криминального жанра и даже повторяя уже использованные в прошлых фильмах приёмы, режиссёр создаёт совершенно новое произведение. Сильное, злое, брутальное, захватывающее и интригующее.
Первые десять минут фильма сделаны просто блестяще. Потому что через пару диалогов и визуал (оператор Владимир Ушаков), насыщенный несвойственным нашему кино бережным и кропотливым вниманием к мелочам, мы узнаём о героях ВСЁ что, о них надо знать: кто они такие, чем они отличаются и в чём их мотивация. Абсолютно все, даже второстепенные персонажи отлично прописаны и также отлично сыгранны очень колоритными актёрами. Особенно удачно показано интеллектуальное и физическое противостояние Седого и Тумана, в ходе которого они плавно проникаются друг к другу чем-то вроде понимания, почти как герои Аль Пачино и Роберта Де Ниро в «Схватке» Майкла Манна.
Седой и Туман практически «зеркалят» друг друга: они оба
Само же противостояние героев проработано, поставлено и показано с почти ювелирной точностью и филигранностью. События нагнетают напряжение и саспенс постепенно, грамотно мотая нервы, пока обстановка не раскаляется до предела и не разрешится великолепной схваткой в стенах завода. Пожалуй, эта экшн-сцена
Глядя на то, как с ремесленной точки зрения почти безупречен «Завод», становится понятно, почему Юрия Быкова так ценят на западе. Ведь премьера «Завода» состоялась на фестивале в Торонто, его фильмы купил для показа Netflix, а по сюжету «Майора» в США даже сняли сериал. Всё дело в том, что Быков умеет упаковывать в абсолютно западные рамки мастерства чисто наш колорит и социалочку. И вот как раз с последним у «Завода» всё не очень хорошо.
Ведь когда герои (преимущественно Седой и Калугин) начинают говорить о проблемах, то начинается вот эта вся патетика о том, что разворовали страну, жить невозможно, кругом нищета и разруха, обычному человеку не пробиться, «почему у тебя есть, а у меня нет», «где справедливость? А нет её». И нельзя сказать, что слова неправильные, всё сказано по делу, но пафосно и банально настолько, что становится даже как-то неловко. А при разговорах о бедах родины продуманные и сложные персонажи вдруг превращаются в мужиков с плаката «Не хватайся за оголённый провод».
Не добавляет социального напряжения и то, что Калугин в фильме нужен только для этих речей. Андрей Смоляков как всегда хорош, но играть ему почти нечего, потому что в основном его героя достают из заводской подсобки, чтобы выслушать очередную пафосную тираду Седого. Даже то, почему Калугин
Вот тут бы подытожить, глубокомысленно и высокопарно указать, что Быков с момента выхода «Дурака» слишком уверовал в свой разоблачительный пафос, заигрался и запутался, что портит фильм. А вот если бы этих монологов о несправедливости не было, и режиссёр остался бы в рамках круторого криминального триллера, то всё было бы замечательно. Но я так не сделаю.
Отечественная критика любит переводить минусы произведений в их плюсы, и я хочу сделать так же и сказать, что такое грубое несовершенство «Завода»
Вообще удивительно, как в наше время уловок, экивоков и иронии Юрий Быков не боится быть суровым, крепким и прямым, как рельса. Не уходит в метафоры и символизм, а режет правду матку вот так грубо, на живую, выводя в качестве героев простых, запутавшихся и несчастных, оттого легко узнаваемых мужиков. Где вы ещё сейчас такое увидите? Вот поэтому Юрий Быков
Сейчас у Быкова в работе фильм «Сторож», и после него он может вообще покинуть режиссуру. Хочется верить, что это будет лишь перерыв, ведь должен же кто-то сажать нам всем железные занозы, и продолжать верить в свои идеалы.