X

Новости

2 дня назад
15:03 В пермских интернатах для умственно отсталых детей появятся тренеры по заботе
14:46 Пермский марафон набирает спортивных волонтёров. Рассказываем, как им стать
10:05 Взгляд в долину Егошихи. Новый арт-объект «Экологии пространства» появился за музеем PERMM
09:47 В Перми возобновится строительство дома на склоне у реки Егошиха. Застройщик утверждает, что уже продал треть квартир
30 августа 2018
11:40 На Пермском марафоне будут работать 11 пейсмейкеров. На длинных дистанциях лидирующие бегуны зададут нужный темп
11:26 «Мама в декрете, которая продаёт косметику или печёт торты». В Перми нарисовали среднестатистический портрет фрилансера
29 августа 2018

«Чем больше в себе копаешься, тем больше понимаешь, что ты так себе». Художник Александр Кошелев и подсознание

Фото: Диана Корсакова

В арт-пространстве «Котельная» (бывшая котельная табачного завода «Астра») открылась персональная выставка Александра Кошелева. Теперь в Тополевом переулке будут дымить заводы бессознательного ещё целый сентябрь. Мы поговорили с художником о психологическом устройстве человека, лирическом концептуализме и смысле документации.

«Нетерпеливый художник» — это уже третья выставка Александра. Концептуально это продолжение ещё самой первой — «Художник и обстоятельства» в Доме Грузчика. В этот раз методы те же, но акценты другие:

«Мне интереснее всего то, что человек живёт каким-то образом: принимает решения, поступки совершает, у него есть мысли, рассуждения, картина мира... И часто кажется, что всё это контролируемо, потому что увязано между собой и подчиняется какой-то выбранной им логике. Но на самом деле в человеке гораздо больше всего происходит, о чём он сам не знает».

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

«Все эти процессы подсознательные. Человек даже не догадывается о них, а они как подводная часть айсберга. Всё это гораздо сильнее определяет его жизнь в целом — и мне интересно эти процессы узнавать, анализировать, распознавать. Потому что вот человеку кажется, что он любит красный цвет, потому что он радостный. А на самом деле в детстве он видел, как кого-то застрелили, и это повлияло на его восприятие цвета. Грубо говоря. То есть какие-то очень далёкие вещи влияют на человека, и мне интересно их раскрывать: страх, неуверенность или, наоборот, желание сказать что-то новое... Человек думает, что это случайности. А всё идёт откуда-то из глубины, в которую мне и интересно заглянуть».

Фрагмент работы Александра Кошелева Фото: Диана Корсакова
Фрагмент работы Александра Кошелева Фото: Диана Корсакова

Александр Кошелев в 2016 году первый раз в жизни пошёл на пленер, не взяв с собой ничего. Тогда же и появились его первые арт-объекты, которые он фотографировал и выставлял в «Инстраграме». Вообще, большая часть самых ранних работ не сохранилась, кроме как в инсте: что-то безвозвратно уплыло по реке, что-то осталось в лесу...

«Был кризис, как у всех бывает: очень много неожиданных и острых переживаний — и я просто начал что-то делать. До этого я занимался „традиционными“ вещами, ходил на пленер — и это всё очень длительно так, спокойно: сидишь, пишешь речку. А тут просто задача другая: есть какая-то очень острая эмоция, её нужно резко обозначить. Вот как песок ветром надувает, и его нужно постоянно убирать».

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

«И это как-то стимулировало искать новые ходы творческие — так я придумал лирический концептуализм. Сначала текст появился, потом я начал с ним совмещать графику. Но ни текст, ни графика по отдельности смысла особого не имеют, а вместе что-то появляется. Позже появились и какие-то более иллюстративные вещи, и без текста, но смысл-то такой, что ещё зрителя захотелось во всё это втянуть, чтобы он какую-то отгадку дал через свой взгляд. Чтобы и ему было место, а не так, что „я написал картину — созерцайте“. Тут, получается, вторая часть — „участвуйте“»

Фото: Диана Корсакова

«У зрителя свои эмоции, переживания... — и на первых выставках, сколько терпения хватало, проводил экскурсии и многих спрашивал: „Вот объясните мне смысл этих работ?“ Все всё понимали по-своему, объясняли так, что я иногда и не рассказывал, что сам хотел сказать. Зрителей затягивало в какую-то свою реальность — и они там нормально существовали. Вот мне и понравилось, и я решил продолжать».

Фото: Диана Корсакова

Александр очень тщательно и качественно документирует не только процесс создания арт-объектов, но и их уже самостоятельную жизнь. Через его страницы в соцсетях можно реально посмотреть, что пережили его работы, отданные на волю судьбы. Но в этом-то и суть — зафиксировать следы судьбы на этих объектах.

Александр Кошелев Фото: Диана Корсакова

«Мне вообще важно документировать какие-то ключевые моменты. И у меня дома много разных памятных объектов по периодам. Со школы ещё. В такой-то стране что-то произошло, и я привёз какую-то фиговину. Это просто помогает тебя отправлять в то время. Ты анализируешь, какой был тогда и каким стал сейчас. Например, для этого.

А что касается арт-объектов — это просто важности придаёт. Потому что когда человек пришёл один раз, увидел в середине зала какую-то фиговину, и для него история этого объекта так и заканчивается: непонятно, что вложено в него. А через документацию есть возможность рассказать. Не всегда надо подробно это делать. Но этот процесс как раз помогает понять, что жизнь идёт — и её ход можно проследить в создании и жизни этих же объектов. У всего какой-то результат есть, как и у внутренних процессов, которые мы часто не замечаем. Через этот объект процесс как бы выносится».

На самом деле темы, что исследует Александр, интересно пересекаются с популярным сейчас курсом на осознанность, изучение психологии и социальную реабилитацию врачевателей души (точнее, тех, кто к ним обращается). Сам он начал изучать этот огромный бэкграунд подсознательного после того, как в один из особенно жёстких кризисов после развода почувствовал его прямо у себя за спиной, а заодно и у людей рядом. С этого всё и началось.

Александр Кошелев Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

А потом появились методы исследования: интуитивные пленеры, изучение диссертаций по психологии, лирический концептуализм, работа с психологом и над самим собой, создание арт-объектов, выставки... — а там уже подключился и зритель.

«Это вообще всё сложно. Одно осознаёшь — его другое заменяет, потому что в человеке вообще очень много всего. И до конца жизни всё это раскопать, мне кажется, нереально. Нельзя себя мерить категориями прекрасного: „ах, мир такой несправедливый, а я буду хороший — и все будут хорошими“. Реальность-то совсем другая. И даже у человека, который так рассуждает, мотивы совсем другие, просто он их прячет. И чем больше в себе копаешься, тем больше понимаешь, что ты так себе. Но чем раньше ты это поймёшь, тем класснее будет жить. Ты сможешь хоть как-то этими процессами управлять».

Александр Кошелев Фото: Диана Корсакова
Арт-объект Александра Кошелева Фото: Диана Корсакова

***

  • Выставка Александра Кошелева в арт-пространстве «Котельная» (Советская, 64) будет работать до 23 сентября.