«Чем больше в себе копаешься, тем больше понимаешь, что ты так себе». Художник Александр Кошелев и подсознание
В арт-пространстве «Котельная» (бывшая котельная табачного завода «Астра») открылась персональная выставка Александра Кошелева. Теперь в Тополевом переулке будут дымить заводы бессознательного ещё целый сентябрь. Мы поговорили с художником о психологическом устройстве человека, лирическом концептуализме и смысле документации.
«Нетерпеливый художник»
«Мне интереснее всего то, что человек живёт каким-то образом: принимает решения, поступки совершает, у него есть мысли, рассуждения, картина мира... И часто кажется, что всё это контролируемо, потому что увязано между собой и подчиняется какой-то выбранной им логике. Но на самом деле в человеке гораздо больше всего происходит, о чём он сам не знает».
«Все эти процессы подсознательные. Человек даже не догадывается о них, а они как подводная часть айсберга. Всё это гораздо сильнее определяет его жизнь в целом
— и мне интересно эти процессы узнавать, анализировать, распознавать. Потому что вот человеку кажется, что он любит красный цвет, потому что он радостный. А на самом деле в детстве он видел, как кого-то застрелили, и это повлияло на его восприятие цвета. Грубо говоря. То есть какие-то очень далёкие вещи влияют на человека, и мне интересно их раскрывать: страх, неуверенность или, наоборот, желание сказать что-то новое... Человек думает, что это случайности. А всё идёт откуда-то из глубины, в которую мне и интересно заглянуть».
Александр Кошелев в 2016 году первый раз в жизни пошёл на пленер, не взяв с собой ничего. Тогда же и появились его первые арт-объекты, которые он фотографировал и выставлял в «Инстраграме». Вообще, большая часть самых ранних работ не сохранилась, кроме как в инсте: что-то безвозвратно уплыло по реке, что-то осталось в лесу...
«Был кризис, как у всех бывает: очень много неожиданных и острых переживаний
— и я просто начал что-то делать. До этого я занимался „традиционными“ вещами, ходил на пленер— и это всё очень длительно так, спокойно: сидишь, пишешь речку. А тут просто задача другая: есть какая-то очень острая эмоция, её нужно резко обозначить. Вот как песок ветром надувает, и его нужно постоянно убирать».
«И это как-то стимулировало искать новые ходы творческие
— так я придумал лирический концептуализм. Сначала текст появился, потом я начал с ним совмещать графику. Но ни текст, ни графика по отдельности смысла особого не имеют, а вместе что-то появляется. Позже появились и какие-то более иллюстративные вещи, и без текста, но смысл-то такой, что ещё зрителя захотелось во всё это втянуть, чтобы он какую-то отгадку дал через свой взгляд. Чтобы и ему было место, а не так, что „я написал картину— созерцайте“. Тут, получается, вторая часть— „участвуйте“»
«У зрителя свои эмоции, переживания...
— и на первых выставках, сколько терпения хватало, проводил экскурсии и многих спрашивал: „Вот объясните мне смысл этих работ?“ Все всё понимали по-своему, объясняли так, что я иногда и не рассказывал, что сам хотел сказать. Зрителей затягивало в какую-то свою реальность— и они там нормально существовали. Вот мне и понравилось, и я решил продолжать».
Александр очень тщательно и качественно документирует не только процесс создания арт-объектов, но и их уже самостоятельную жизнь. Через его страницы в соцсетях можно реально посмотреть, что пережили его работы, отданные на волю судьбы. Но в этом-то и суть
«Мне вообще важно документировать какие-то ключевые моменты. И у меня дома много разных памятных объектов по периодам. Со школы ещё. В такой-то стране что-то произошло, и я привёз какую-то фиговину. Это просто помогает тебя отправлять в то время. Ты анализируешь, какой был тогда и каким стал сейчас. Например, для этого.
А что касается арт-объектов
— это просто важности придаёт. Потому что когда человек пришёл один раз, увидел в середине зала какую-то фиговину, и для него история этого объекта так и заканчивается: непонятно, что вложено в него. А через документацию есть возможность рассказать. Не всегда надо подробно это делать. Но этот процесс как раз помогает понять, что жизнь идёт— и её ход можно проследить в создании и жизни этих же объектов. У всего какой-то результат есть, как и у внутренних процессов, которые мы часто не замечаем. Через этот объект процесс как бы выносится».
На самом деле темы, что исследует Александр, интересно пересекаются с популярным сейчас курсом на осознанность, изучение психологии и социальную реабилитацию врачевателей души (точнее, тех, кто к ним обращается). Сам он начал изучать этот огромный бэкграунд подсознательного после того, как в один из особенно жёстких кризисов после развода почувствовал его прямо у себя за спиной, а заодно и у людей рядом. С этого всё и началось.
А потом появились методы исследования: интуитивные пленеры, изучение диссертаций по психологии, лирический концептуализм, работа с психологом и над самим собой, создание арт-объектов, выставки...
«Это вообще всё сложно. Одно осознаёшь
— его другое заменяет, потому что в человеке вообще очень много всего. И до конца жизни всё это раскопать, мне кажется, нереально. Нельзя себя мерить категориями прекрасного: „ах, мир такой несправедливый, а я буду хороший— и все будут хорошими“. Реальность-то совсем другая. И даже у человека, который так рассуждает, мотивы совсем другие, просто он их прячет. И чем больше в себе копаешься, тем больше понимаешь, что ты так себе. Но чем раньше ты это поймёшь, тем класснее будет жить. Ты сможешь хоть как-то этими процессами управлять».
***
- Выставка Александра Кошелева в арт-пространстве «Котельная» (Советская, 64) будет работать до 23 сентября.