Первое испытание губернатора. Почему с новым местом для оперного театра могут возникнуть проблемы
В начале марта Максим Решетников принял неожиданное и стремительное решение о судьбе одного из самых запутанных проектов Перми — нового здания Театра оперы и балета. Второй корпус собираются строить в пятом квартале: на участке, ограниченном улицами Монастырская, Окулова, Попова и Осинская. На своей пресс-конференции глава региона это решение однозначно подтвердил. Врио губернатора действует фактически в стиле Македонского: не вдаваясь в многолетние хитросплетения, рубит узел. Александру Великому, как известно, всё удалось, но в пермском варианте меч может и застрять.
Как из под земли
Всего за месяц до принятого решения в числе рассматриваемых вариантов размещения нового здания пятого квартала не было. В частности, после очередной встречи руководства театра, членов краевого правительства и архитекторов в начале февраля об этом говорил Виктор Воженников в комментариях пермским СМИ:
«Обсудили возможные площадки строительства новой сцены, сегодня их три: в микрорайоне Разгуляй, на территории бывшей кондитерской фабрики на ул. Петропавловская, на эспланаде (участок, где сейчас находится ледовый городок). От варианта возведения пристроя к существующему зданию театра решено было отказаться».
В этом раскладе безусловным фаворитом выглядела площадка на Разгуляе: участок принадлежит муниципалитету, площадь достаточна, старый центр подразумевает дальнейшее развитие территории в зоне реки Егошихи и постепенную реновацию и интеграцию этого района в культурно-музейный центр города. Площадки на эспланаде и Петропавловской выглядели техническими соперниками. Однако, против размещения здания на Разгуляе выступили представители театра. Причём до сих пор не понятно, чем именно им не понравился участок: официальных заявлений не было, а в частных комментариях говорилось о «неблагоустроенной территории вокруг» да о том, что «здание здесь не будет смотреться».
Точную дату появления нового варианта установить сложно. Скорее всего, это произошло 14 февраля на рабочем совещании у Максима Решетникова, на котором руководство театра предложило вернуться к старому проекту Дэвида Чипперфильда, под который нужно подыскать адекватную площадку на берегу реки. И вот уже в официальных сообщениях вариантов размещения нового здания становится четыре. Ещё через неделю архитектурное бюро Дэвида Чипперфильда любезно соглашается вернуться к проекту пермского театра и приехать в Пермь. Прогулка архитекторов по городу закончилась тем, что директор немецкого офиса Мартин Райхерт, главный архитектор Александр Шварц и его заместитель Ронан Бёрк сочли площадку, ограниченную улицами Попова, Окулова, Осинской и Монастырской, наиболее подходящей. Архитектурное бюро взялось разработать эскизы, Максим Решетников поручил срочно создать рабочую группу для выработки техзадания, ориентируясь на землю в пятом квартале.
Чей земля?
Главная проблема пятого квартала
Через несколько лет «Проспект» представил новый вариант застройки
Начиная с осени 2015 года года, мэрия непрерывно судится с ООО «Авенида», оспаривая положения договора аренды участка и право собственности на недострой. Дом застройщик уже отстоял, суд закрепил за компанией и право аренды.
Кроме того, в квартале есть два частных жилых дома с участками в 16 и 4,5 сотки.
Надо сказать, что участок в пятом квартале по праву считается одним из самых привлекательных в Перми, а значит, очень дорогим. По неофициальным данным, только на расселение участка застройщики потратили около 200 миллионов рублей.
Единственный способ быстро уладить все вопросы правового статуса земель в пятом квартале
Под стук колес
У пятого квартала есть и ещё две неприятных особенности. Как известно, под обрывом проходит железная дорога. С точки зрения законодательства, охранная зона c запретом строительства составляет 100 метров от путей при наличии защиты от шума (50 метров). Согласно предварительным эскизам здания, «воткнуть» его на участок с соблюдением закона можно, только прижав фасад к проезжей части улицы Монастырской. Но не эта проблема главная: вибрация от проходящих поездов
Вторая неприятная деталь
При чём здесь Чипперфильд?
Проект David Chipperfield Architects Пермский край в своё время купил за неприличные 300 миллионов рублей. Но это был вариант пристроя, и его признали непригодным к реализации. По заявлениям руководства театра, бюро Чипперфильда якобы берётся переработать проект под новый участок. Сколько это ещё будет стоить и кто будет платить
Если привести это письмо к текущей ситуации, это означает, что если работы по изготовлению проектной документации строительства здания поручить кому-то другому, а не «КБ высотных и подземных сооружений», то с заплаченными деньгами придётся попрощаться.
Вариант с размещением театра на берегу Камы в пятом квартале выглядит безусловно привлекательным на словах и в эскизах. Его принятие сулит вполне понятные дивиденды самому театру, владельцам земли и собственности и даже немецко-английским архитекторам. Но реализация этого варианта совершенно точно удорожает строительство на сумму покупаемой земли, дополнительной защиты здания от шума и вибрации железной дороги. Кроме того, проект сулит риски остановки на любой стадии из за неуступчивости других сторон (будь то пермские застройщики или РЖД). Окончательное решение вместе с ответственностью ложится лично на Максима Решетникова. Судя по всему, театр, наряду с выборами, становится первым серьёзным вызовом губернатору.
***
- Во время пресс-конференции врио губернатора Максим Решетников заявил, что проект переезда Пермской художественной галереи в здание по ул. Окулова, 4 будет пересмотрен.
- Пермские экологи призывают нового главу региона отказаться от проекта строительства нового зоопарка в микрорайоне Нагорный.