X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: kino-teatr.ru

Своя-чужая «Территория». Как сериал ТНТ по коми-пермяцким мифам радует и разочаровывает одновременно

Сериал «Территория» канала ТНТ неожиданно оказался довольно неоднозначным. Даже странно видеть, как не самый замысловатый хоррор о героях, путешествующих по мистическим коми-пермяцким дебрям, буквально делит аудиторию надвое. С одной стороны — восторженные отзывы зрителей, неплохая оценка на «Кинопоиске» и очень высокие телевизионные рейтинги. С другой — холодный приём у критиков и недовольство местных жителей тем, как показаны там реалии нашего региона. Григорий Ноговицын попытался разобраться, кто же из них прав. И пришёл к странному выводу, что правы по-своему все. Потому что этот сериал как радует, так и разочаровывает.

Дисклеймер: в этой рецензии есть спойлеры.

В нашем подкасте, где мы с актёрами, снявшимися в «Территории», обсуждали этот сериал, мы упоминали, что историй о путешествиях городских людей в мистической и загадочной провинциальной глуши на нашем телевидении больше, чем белок в лесу. «Шахта», «Отряд», «Лапси», «Тайны города Эн», «Мёртвое озеро», да та же снятая у нас под Губахой «Чёрная река». Опять же на ТНТ буквально за месяц до «Территории» вышел сериал «Игра на выживание», где группа городских превозмогает в глуши, где творится какая-то загадочная чертовщина. В таком ряду легко затеряться. Но у «Территории» есть серьёзные конкурентные преимущества перед остальными сериалами о провинциальной мистике.

Своя

Самое важное из конкурентных преимуществ «Территории» — это атмосфера. Путешествие главного героя сериала Егора Чудинова (Глеб Калюжный) вместе с его дядей Колей (Андрей Мерзликин) и случайно прибившимися к ним студентками-филологами Надей (Ася Чистякова) и Таней (Ксения Отинова) по дебрям коми-пермяцкой территории, в поисках пропавших родителей, вышло очень колоритным, насыщенным и в меру экзотичным. Если прочие сериалы, схожие по сюжету, по своей атмосфере и способам нагнетания страха удивительно похожи друг на друга и порой слишком явно косят либо под «Твин Пикс», либо «Настоящего детектива», то «Территория» уже предлагает что-то оригинальное и самобытное.

Фото: kino-teatr.ru

Самое главное, что удалось сделать режиссёру Игорю Твердохлебову, сценаристке Анастасии Самойловой, оператору Янису Андреевсу, художницам Марии Турской и Ольге Галинской, а также всей остальной съёмочной группе, так это показать то, что герои «Территории» во время своего путешествия фактически оказываются в другом мире. Мире, похожем на обычную, пусть и очень красивую, глушь.

Но эта похожесть обманчива. Ведь на самом деле на этой территории ведьмы и шаманы, порча и злые духи, кровавые ритуалы и бесы, вселяющиеся в людей — это всё не бабкины сказки, а реальность. И в этой реальности герои сталкиваются с особыми коми-пермяцкими и чудскими колдунами (как добрыми, так и злыми), и бесами, а конкретно с икоткой — вселяющимся в людей колдовским паразитом, буквально ведьминым ребёнком, дарующим ясновидение, но забирающим жизнь.

Фото: kino-teatr.ru

Этот мир древней, особой местной магии в «Территории» выглядит очень живым и пугающим. Во многом этого удалось достичь благодаря тому, что снимали сериал почти в экстремальных условиях, у нас на севере, забравшись туда всей съёмочной командой на четыре месяца. А не как обычно бывает в нашем кино, когда тайгу снимают где-то в лесах неподалёку от Москвы или Питера. Отлично снятые виды прикамской природы — горы, реки, леса, деревни сами по себе несут такой мощный заряд аутентичности, притягательности и какой-то потусторонней энергии, что он легко прорывается даже сквозь опостылевший уже тёмно-синий светофильтр и сам по себе задаёт одновременно гнетущий и чарующий тон.

Фото: kino-teatr.ru

С жанровой составляющей всё тоже неплохо. «Территория» хорошо работает как смесь этно-хоррора и роуд-муви. Герои постоянно куда-то идут и подвергаются жуткой, неведомой угрозе, пришедшей из коми-пермяцкого фольклора. Будь то упрямый колдун во главе толпы религиозных фанатиков, кровожадный и неумолимый медвежий шаман или одержимость главной героини икоткой. За всех персонажей действительно переживаешь и надеешься, что они обязательно выберутся из очередной смертельно опасной передряги.

Фото: vk.com/good_story_media
Фото: vk.com/good_story_media

Неплохо показанные межличностные отношения тоже способствуют сопереживанию. Тут лучше всего удались (хотя если честно, они только в этом плане и удались) пара сюжетных линий. Первая — это странноватая любовь между колдуньей-отшельницей Шурой в исполнении Клавдии Коршуновой и её мужем — суровым участковым Костей, которого сыграл любимый актёр Андрея Звягинцева Алексей Розин (кстати, в «Левиафане» он тоже носил китель мента из глубинки). Вторая — это постепенно развивающиеся и крепнущие в испытаниях отношения между Егором и Таней. Последнюю сыграла пермская актриса Ксения Отинова, и её героиня — чуть ли не лучшее, что есть в этом сериале. Настолько сильным и ярким получился образ — маленькая девочка со взглядом и характером волчицы, способная, не потеряв ни грамма уверенности и рассудка, пережить почти всё. Даже жуткие припадки икотки.

Ксения Отинова Фото: kino-teatr.ru

Может быть, на том, что Отинова выглядит в этих страшных обстоятельствах естественнее всех остальных, сказывается то, что она — единственная коми-пермячка среди актёров, играющих центральные роли. Да, актёров из Перми и национального Коми-Пермяцкого театра в сериале хватает. Но они в основном на втором плане. К сожалению, мы пока живём в такой реальности, что приходится радоваться и удивляться просто самому факту, что сериал по коми-пермяцким мифам снимали на севере Пермского края, а на роль коми-пермячки позвали коми-пермячку.

Ну и, конечно же, тому, что в эфире федерального канала зазвучал коми-пермяцкий язык. Пусть и с сильным акцентом. Это всё равно, без шуток, достижение. Ведь, кажется, что слово Кудымкар за всю историю российского телевидения не произнесли столько раз с экрана, сколько раз его упомянули в первые десять минут первой серии «Территории». На этом всё, что можно сказать об этом сериале хорошего. Этого немало. Но вот проблем у него тоже хватает с избытком, правда не все они так заметны.

Артисты «Территории» на премьере сериала в Перми Фото: vk.com/perm.cinema

Чужая

Одна из главных проблем сериала «Территории» связана с её же главным достоинством — уникальной атмосферой. Вернее тем, что сериал не даёт толком в эту самую атмосферу погрузиться. Ведь действие постоянно куда-то несётся, толком ни на чём не сосредотачиваясь. Да, отдельные точки этой гонки по-своему пугают, но лишь отдельные. Поэтому возникает ощущение некой рваности и несобранности всего действия. Нарративно «Территория» работает почти как аттракцион, в котором на вагонетке надо ехать по тоннелю страха. Причём ехать очень быстро, прерываясь лишь на очередной скример. Во время просмотра иногда хочется крикнуть: «Сериал, погоди! Успокойся, сядь на пенёк, посмотри, какая красота вокруг! Выпей чаю и съешь ещё этих посикунчиков с пистиками. Испугаться очередной мифологической бабайки ты всегда успеешь». Но нет, «Территория» очень торопится как можно быстрее пугаться и пугать.

Фото: kino-teatr.ru

Делает она это, как уже сказано, неплохо. К сожалению, это достигается тем, что все жанровые элементы тут выкручены до предела. Если лес — то мрачный; если деревня — то полная выродков-мутантов; если первые встречные — то обязательно жестокие бандиты; если приютившая уставших путников старушка — то непременно жуткая ведьма. Кстати, то, что героям сериала на каждом шагу попадаются колдуны и ведьмы — тоже такой себе ход. Он очень сильно размывает ощущение потусторонности. Трудно удивляться магии, когда кажется, что где-то под Кудымкаром работает целое ПТУ для колдунов и шаманов (туда, видимо принимают тех, кто по деньгам не потянул Хогвартс), выпускники которого разъехались по всему округу.

Фото: kino-teatr.ru

Иногда из этого перебора получаются действительно пробирающие сцены, вроде первого приступа икотки перед толпой линчевателей. Но порой это нагнетание достигает разумного предела и из пугающего превращается в смехотворное. Вот ты искренне переживал за героев, но следует очередной этап аттракциона, и ты уже смеёшься и думаешь, что почти весь сюжет сериала идеально укладывается в шутку из фильма «ДМБ-002»: «Мы должны как можно скорее покинуть деревню Какино, ибо она населена религиозными маньяками».

У скорости, с которой мчится действие, есть и несомненный плюс — она не оставляет времени задуматься о том, что сюжет «Территории» просто кишит глупостями и несуразицами. Самая значительная из них, это заготовленный для финала «вотэтоповорот». Твист действительно эффектный, но после него возникает слишком много вопросов. Главный из них — как это куча сильных и страшных колдунов не разглядела кровожадного шамана-злодея, хотя он ходил у них под носом, и от его ауры должно за версту разить чёрной магией.

Фото: kino-teatr.ru

Последняя серия вообще очень показательна в плане того, как устроен весь сериал. Там есть саспенс, нагнетание, ужасы, она держит в напряжении. Но при этом там есть сцена, где злодей буквально проговаривает свою экспозицию и очень слабенькую мотивацию. А сам финал разочаровывает, потому что вся история в конечном итоге оказывается, почти буквально, «сном собаки». «Территория» заканчивается фактически ничем, обесценивая весь пройденный героями путь, пережитые ими мучения и принесённые жертвы.

Наверное, всё дело в том, что сериал идёт всего семь серий вместо обычных восьми. Вкупе с тем, как они быстро несутся, ощущение какой-то скомканности только усиливается. Кажется, «Территории» остро не хватает именно одной серии, чтобы как следует раскрыть все сюжетные линии, персонажей и просто добавить размеренности происходящему.

Ну а теперь, наконец-то, то, ради чего многие открыли этот текст — пояснение: чего же создатели сериала сделали с коми-пермяцкими мифами и легендами такого, что вызывает негодование части аудитории? На самом деле с ними не сдали ничего криминального. Просто весь фольклор в «Территории» поместили в поле жанровых условностей, которые, как уже говорилось, здесь жутко гипертрофированы.

Фото: Кадр из сериала «Территория»

Создатели явно в курсе что икотка — это ни разу не адский демон, чёрт-те что вытворяющий с носителем, а тихая сущность, которая разве что матерится, пьёт, говорит чужим голосом да помогает людям находить пропажи. Это всё рассказывают буквально в первой же сцене первой серии! Но в угоду жанра всё превращают в вариацию «Изгоняющего дьявола». Отсюда же и дикие истории про вышедшую к людям чудь и их магию, целая деревня староверов-вырожденцев, больше похожих на мутантов из Fallout, казни с помощью пня и задницы (не спрашивайте) и тому подобное.

К сожалению, коми-пермяцкие мифы и легенды в «Территории» не обдуманы, не отрефлексированы и не поданы как-то интересно, как, например, у того же Алексея Иванова (к его «Сердцу Пармы» в сериале прямая отсылка). Хотя он тоже накрутил с три короба и навыдумывал всяких хумляльтов, но Иванов хотя бы отталкивался от этих историй, вдохновлялся ими и грамотно на их основе выстраивал эпос. Подчинял жанр фольклору. Тут же фольклор подчинён жанру. Сделано это с благой целью, но не очень грамотно.

Получается, что «Территория» — это похвальная попытка побороться с дикой колониальностью нашего кино, проявлением которого и являются бесчисленные сериалы про региональную жуть. Но вместо того, чтобы бороться со злом, этот сериал к нему примыкает, пусть и невольно. Несмотря на все искренние усилия создателей и их героическую съёмочную экспедицию к чёрту на рога, в «Территории» чувствуется взгляд чужака и туриста на коми-пермяцкие особенности. Это и вызывает отторжение. Действительно неприятно, когда посторонние люди на свой лад переиначивают то, что тебе близко, причём делают это, толком не разобравшись и не очень ладно.

Фото: kino-teatr.ru

Правда, всех этих этно-культурных тонкостей не поймут вне Пермского края. Хотя, судя по отзывам в соцсетях, многие и в Прикамье этого не понимают, и из сериала узнают о том, что такое икотка. Да и все описанные выше серьёзные проблемы с нарративом тоже помешают не каждому. Ведь несмотря на них, «Территорию» интересно смотреть. Это всё равно весьма оригинальный и цепляющий сериал. Не самый лучший из отечественных, но точно стоящий выше среднего и заслуживающий свою положительную оценку на «Кинопоиске».

Вот и получается, что для одних «Территория» — своя. Их сериал порадует интересным, динамичным в меру пугающим и экзотичным приключением, которому за доставленные эмоции многое можно простить. Для других «Территория» — чужая. Их сериал разочарует своим не самым тщательным и продуманным подходом к той теме и мифологии, которую он затрагивает. Причём делает это, натворив в сюжете кучу странных глупостей.

Самое интересное, что по-своему будут правы и те, и другие. От «Территории» действительно можно получать удовольствие, а можно её возненавидеть. И в том, и в другом случае есть за что. Правда, немного обидно от того, что кажется, будто при немного другом подходе «Территория» могла бы стать своей вообще для всех.

***

Читайте также: Как отреагировали коми-пермяки на первые серии «Территории»

Слушайте наш подкаст с участием пермских актёров, которые снимались в сериале «Территория»

Читайте обзор сериалов, снятых в Пермском крае

Статью об актёре Михаиле Орлове, исполняющем в «Территории» одну из ролей

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+