Обводим носорога. Как слабовидящие дети изучают историю культуры
— Сначала ничего не было¸ был только океан и было небо. И в этом небе летала утка. Или гагара. В общем, водоплавающая птица. Летала-летала и устала. Присесть ей было негде, поэтому она упала на дно океана и... что сделала, как думаете?
Артём Вострокнутов улыбается и объясняет, что гагара не уснула (хотя это, и правда, проще всего предположить), а зачерпнула со дна ил, из которого и возникла вся суша. А потом села на неё и снесла яйца, из которых вылупились небесные светила.
Артём
К этому проекту шли несколько лет. Ещё в 2013 году молодые специалисты из ПГГПУ стали сотрудничать с компанией Cybercom. Начали они с изготовления моделей археологических артефактов: сначала делали виртуальную копию, потом распечатали модель на принтере. И довольно скоро задумались о том, что такие модели можно не только использовать в научных целях, но и показывать людям
Первые занятия прошли удачно, а спустя время их организаторы выиграли объявленный Минкультом конкурс по модернизации музейного дела. Благодаря этому, встречи музейщиков с первоклассниками стали регулярными. Сейчас идёт цикл занятий по археологии, а к осени педагоги переключатся на этнографию: будут петь с детьми народные песни, изучать танцы и шить кукол. А на будущий год, если всё будет идти хорошо, они планируют проводить занятия сразу у нескольких классов, а не у одного, как сейчас.
Наша задача
— дать детям комплексное впечатление об истории культуры Пермского края,— говорит Артём,— На самом деле, первоклашки только кажутся самой сложной категорией, им просто нужно давать меньше теории и чаще менять сферу занятий. То есть, в самый первый раз мы знакомились с тем, что такое раскопки, на прошлом занятии они по трафарету обводили носорога— рисовали руками, создавали наскальную живопись, как древние люди. А в следующий раз у нас будет бронзовый век— познакомим их с керамикой того времени.
Знакомство с историей и археологией проходит не так, как обычные уроки в интернате. Дети вместе с преподавателями сидят на ковре, а за парты возвращаются только на время мастер-класса. На этот раз им предстоит вылепить из глины собственный археологический артефакт
Этот проект состоялся ещё и потому, что сам интернат был открыт и заинтересован в новых и необычных форматах. Его поддержала Ольга Русинова
У нас в классе обучается двенадцать человек,
— рассказывает Ольга Владимировна.— Четыре человека по системе Брайля— то есть, у них есть в лучшем случае остаточное зрение, а так они его практически полностью лишены. А остальные дети— слабовидящие. Я, конечно, сразу откликнулась, когда ребята из университета нашли меня и предложили сделать такой культурно-исторический проект. Ведь незрячие познают мир через ощущения, а у них не так уж часто есть такая возможность— в тех же музеях чаще всего висят таблички «Руками не трогать», и все эти знания остаются для них совершенно недоступными.
Поскольку у всех детей в классе разные проблемы со зрением, раздаточные материалы для каждого занятия тоже приходится делать в разных вариантах
У детей с нарушениями зрения представление об окружающем мире в большей степени вербальное,
— говорит Ольга Русинова,— А тут, на наших занятиях, они познают мир непосредственно, пусть даже по контурам. Это очень увлекает детей да и нас тоже. Это не было бы мне настолько интересно, если бы я не любила всё, что связано с историей. И если бы я не любила своих ребят, которым надо дать возможность узнать мир во всём его многообразии.
***
- Читайте также о проекте композитора Сергея Иванова, который учит электронной музыке незрячих и слабовидящих детей.
- Репортаж Михаила Даниловича с показа фильма «В бой идут одни старики» с тифлокомментированием.
- Рассказ Оксаны Байдиной, председателя молодёжного совета ВОС Пермского края, о том, как ей удаётся справляться с трудностями и жить насыщенной жизнью, несмотря на то, что 15 лет назад она потеряла зрение.
- Интервью Ивана Козлова с художником Андреем Стариковым, который создаёт красивые и приятные глазу пастельные пейзажи, несмотря на то, что он на 90 % лишён зрения.
- История борьбы за образование Димы Прорубникова: незрячий мальчик хочет и может учиться, но в Кунгуре не оказалось ни одного тифлопедагога.