X

Новости

Сегодня
12:55 Пермскую набережную откроют велосипедистам — но только по будням
10:23 В ночь на 23 мая закроют движение на Чусовском мосту
Вчера
15:20 С июня в пермском аэропорту откроются прямые рейсы на Кипр
11:42 Мэрия Перми проиграла суд ПЗСП. Компания может построить высотки на опасном склоне Егошихи
10:55 Экс-совладелец «Экопромбанка» Владимир Нелюбин приговорён к шести годам лишения свободы
10:03 МинЖКХ Пермского края снизило нормативы потребления ТКО в полтора раза
18 мая 2019
14:42 «На сегодня власть к диалогу не готова». Организаторы Собрания разгневанных пермяков в Перми опубликовали заявление
09:34 Пермские власти не согласовали место и время проведения Собрания разгневанных пермяков. Организаторы акции обсудят тактику дальнейших действий
17 мая 2019
17:27 На улицах Перми появились плакаты, приуроченные к Международному дню борьбы с гомофобией
15:39 В Перми учащиеся школы № 48 создали профсоюз «Молодая Мотовилиха». Он будет бороться против слияния школ
11:53 «Подари городу радугу». ЛГБТ-активисты украсили Пермь разноцветными ленточками
10:49 Павел Селуков вошёл в лонг-лист международной литературной премии имени Бабеля
Фото: Wikipedia
38статей

Еженедельный проект Бориса Бейлина о пермской и не только пермской музыке

Счастливый понедельник: Хроники заражения, новый старый «Афекс Твин», возвращение L7 и другие новости начала года

Сегодня в «Понедельнике» обзор главных музыкальных новостей 2015 года.

Новый старый Aphex Twin

Неугомонный Ричард Джеймс aka Aphex Twin, выпустив в 2014 году первый за 13 лет полноформатный альбом Syro, на этом не остановился. 23 января лейбл Warp выпустил очередной мини-альбом музыканта (EP) — Computer Controlled Acoustic Instruments Pt2. ИПишка состоит из 13 треков с названиями вроде disk prep calrec2 barn dance [slo]. Мини-альбом, по мнению критиков, напоминает работу 2001 года Drukqs и одновременно логически продолжает Syro.

Но это ещё не всё: некий аноним выложил в конце января на SoundCloud более 100 треков, предположительно записанных Aphex Twin в начале 1990-х. Вероятно, это был сам Ричард Джеймс. Обстоятельства появления этих записей весьма загадочны. Сначала в SoundCloud (на официальной странице музыканта) выкладывается один из треков с нового EP. Под ним появляется комментарий от некоего user478363530, который пишет, что ему очень понравилась музыка, что и сам он является музыкантом, что делал похожий материал в начале 1990-х, что собирается опубликовать его в ближайшее время, что ему тоже 43 года... Вскоре user478363530 выкладывает 27 треков. Майк Парадинас (Mike Paradinas) из Planet Mu заявил, что этот материал, скорее всего, исходит от самого Джеймса и он даже узнал некоторые треки с его старых плёнок. Впрочем, никто этому особо и не удивился, зная страсть музыканта к различным мистификациям.

Потерянные мотивы

3 февраля важный американский лейбл Sacred Bones выпустил первый альбом Джона Карпентера Lost Themes. В альбом вошло девять оригинальных инструментальных номеров, и выход пластинки уже стал одним из самых примечательных музыкальных событий начала 2015 года. В этом месте, возможно, кто-то из читателей колонки удивится: «Что ещё за Карпентер? Почему не знаю?» И, наверное, будет прав, ведь Карпентер известен не как музыкант. Джон Карпентер — известнейший американский кинорежиссёр! «Хэллоуин», «Нечто», «В пасти безумия» — уверен, что хоть один из этих фильмов вы смотрели. Сам я давний поклонник его кинотворчества. Первый видеофильм, который я видел в далёком 1980-м, — культовый, карпентеровский «Побег из Нью-Йорка».

Всего Карпентер снял более двадцати фильмов. Нередко музыку к ним он писал сам. Не будучи хорошо подготовленным музыкантом, Джон компенсировал этот недостаток использованием новейших технологий при записи саундтреков. Вся музыка была сочинена в основном с использованием аналоговых синтезаторов и драм-машины. В результате получался холодный пульсирующий синти-поп с простой, но эффектной мелодией, создающей отличную атмосферу для фильма.

Альбом называется Lost Themes, то есть «Потерянные мотивы». Подразумевается, что это переработанный материал, не вошедший в фильмы режиссёра. И заданная концепция вполне срабатывает: музыка Lost Themes действительно отлично бы слушалась в качестве звукового ряда какой-нибудь фантастической кинокартины. Это всё та же космическая холодная электроника, которая при этом звучит очень актуально и впечатляюще.

L7 — мы просто притворялись мёртвыми!

Культовая «девичья» грандж-группа L7 (активные участники феминистского музыкального движения Riot Grrrl) анонсировала реюнион и первые шоу со времени распада коллектива в 2001 году. Группа возвращается на сцену в оригинальном составе — Донита Спаркс, Сьюзи Гарднер, Дженнифер Финч и Деметра Плакас. Впервые за последние 14 лет они появятся на сцене фестивалей: Download Festival в Великобритании (12-14 июня), Azkena Rock Festival в Испании (19 июня) и Hell Fest во Франции (20 июня). Также в этом году группа обещает дать несколько шоу. Кроме того, запустила кампанию на KickStarter с целью сбора средств на съёмки документального фильма L7: Pretend We’re Dead, которым займётся режиссёр Сара Прайс. «Этот фильм станет для зрителей путешествием в грандж-движение 1990-х, которое захлестнуло мир как ураган и после которого этот стиль стали называть стилем поколения», — говорится в пресс-релизе.

Группа L7 была основана в 1985 году и, прежде чем объявить об уходе в творческий отпуск на неопределённый срок в 2001 году, выпустила 6 полновесных студийных альбомов. Тяжёлый и мощный гранджевый звук, агрессивное сценическое поведение и стойкий нонконформизм сделали L7 оплотом альтернативной сцены 90-х, а феминистская деятельность группы увенчалась серией благотворительных рок-концертов Rock for Choice в защиту права женщин на аборт. Свой реюнион L7 анонсировали тизером на YouTube.

Мы заражены! У нас witch!

В январе 2015 года сразу несколько московских музыкальных изданий разместили материалы о феноменальном успехе серии вечеринок с общим названием W17CHØU7 (Witchout). Новость можно было бы и пропустить (ну что нам успех каких-то московских промоутеров, даже на фоне повсеместного плача о конце столичной клубной жизни?), если бы не удивительный музыкальный формат мероприятий — witch house (он же drag, он же haunted house). Появившийся в 2009 году новый яркий и провокационный музыкальный стиль наделал много шума и благополучно исчез «с радаров» в 2011 году. Типичный хайп, инспирированный модной музыкальной прессой. Хотя в 2010 году я бы с этим не согласился: witch house очень мне нравился. Это было свежо и достаточно мрачно, особенно по контрасту с TOP-20. Добавьте сюда анонимность музыкантов, а также названия групп, состоящие из значков Юникода и оккультных символов, что сильно затрудняло их поиск в интернете. Очевидно, что маргинальность и андеграунд помешали коммерческому успеху стиля, поэтому он тихо умер. Чтобы возродиться в России в 2015 году? Не знаю. Удивительно вот ещё что: на московских вечеринках диджеи не играли американский или британский witch, всю музыку делали российские музыканты. Есть у нас уже и свои герои сцены, например Summer of Haze (из Тамбова!!!), у которых 19 тысяч подписчиков Вконтакте. Значит, есть вероятность появления чего-то нового и оригинального на родной земле. Будем следить.

Печальные новости

  • 15 января в возрасте 75 лет скончался Ким Фаули (Kim Fowley), создатель The Runaways, американский певец, автор песен, менеджер, радиоведущий, поэт и продюсер, один из самых «красочных персонажей в истории рок-н-ролла». В середине 1960-х Фоули стал заметной фигурой на лос-анджелесской андеграундной сцене; сотрудничал, в частности, с Фрэнком Заппой. В числе известных музыкантов, исполнявших композиции Фоули, были The Byrds, The Beach Boys, Soft Machine, Кэт Стивенс, Them. Фоули — один из немногих, кого чтил Егор Летов.
  • 20 января скончался Эдгар Фрезе (Edgar Wilmar Froese), создатель и единственный неизменный участник группы Tangerine Dream. Tangerine Dream считается одной из тех групп (важнейших), что повлияли на становление и развитие электронной музыки. Музыканты были видными представителями школы Берлинской электроники и пионерами kraut.
  • 25 января в Афинах скончался Демис Руссос, один из главных певцов XX века. Демис начал свою карьеру в 1963 году, создав вместе с Вангелисом прог-группу Aphrodite’s Child, с которой и добился первого успеха. В 1971 году Демис Руссос покинул группу и начал сольную карьеру, в 1974 году к нему пришёл успех с альбомом Forever & Ever. Как это ни странно звучит, но Демиса Руссоса можно считать одним из символов Советского Союза второй половины 1970-х, когда его песня Souvenirs звучала отовсюду.

Рекомендуем почитать

Крылатые качели. Памяти Евгения Крылатова

Григорий Ноговицын

Новое на сайте

«Кехман-стайл». В сети появились эскизы нового здания Пермского театра оперы и балета

Юрий Куроптев

Шпионы, учёные и бизнесмены. В Перми открываются лагеря дневного пребывания детей

Максим Артамонов