Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Искры Фохата: жизнь и творчество Анатолия Городилова
Пермь, на самом деле, довольно маленький город, поэтому не так уж удивительно, что при работе с одной журналистской темой внезапно обнаруживаются разные пересечения с другими, иногда совершенно неожиданными историями и персонажами. Именно это произошло с нами месяц назад. При подготовке материала о двух особняках на Монастырской, снесённых в апреле, мы познакомились с Еленой Коневских, которая когда-то жила в одном из уничтоженных домов. Она оказалась дочерью Анатолия Городилова — удивительного пермского художника, который приложил руку к созданию многих объектов советского монументализма, а в конце жизни создал собственную этическую доктрину. Как оказалось, сегодня в сети очень трудно отыскать какую-нибудь информацию о нём — и мы, конечно, решили восполнить этот пробел.
Елена Коневских, бывшая жительница одного из вековых особняков рядом с мечетью, сегодня владеет значительной частью фотоархива своего отца, несколькими его картинами и письмами. Большинство его картин было роздано или продано, часть работ художник передал в коллекции пермских музеев, но всё же Елена смогла сохранить кое-что и в личном архиве, с которым нам посчастливилось познакомиться.
У самой Елены воспоминаний об отце относительно немного. Её родители развелись, когда ей было четыре года
«Я так и знала о нём
— в основном по его фотографиям и его картинам. Я его очень любила, и он меня любил больше всего на свете. В то время он состоял в Союзе Художников, обитал там, где ему выделяли мастерские, и именно в них я его навещала— мне навсегда запомнилась эта атмосфера, которая там царила. В мастерских всегда была масса разных интересных вещей, а ещё папа любил изобретать и постоянно мастерил что-то».
Однажды, например, Анатолий украсил свою мастерскую специальной декоративной штуковиной, которая представляла собой подвешенную к потолку спираль с птичьими перьями. По его замыслу, она должна была крутиться от дуновения ветра каждый раз, когда кто-то заходил в помещение. Спираль вышла тяжеловатой и не крутилась, но всё равно запечатлелась в памяти юной Елены. А ещё он однажды придумал ободок с магнитом, который вроде как должен был помогать от головной боли. По воспоминаниям Елены, этот ободок, в отличие от спирали, работал.
Анатолий беседовал с дочерью обо всём на свете, но вот о деталях собственной биографии и о своей семье особо не распространялся. Наверное, воспоминания о собственном детстве не доставляли ему радости: он родился 11 июня 1946 года во флигеле того самого дома, о котором мы писали месяц назад. Его отец, дед Елены, был спортивным инструктором. Он ушёл в другую семью
Елена признаётся: конечно, никто не думал, что Анатолий так рано, всего в 52 года, уйдёт из жизни. К этому никогда нельзя подготовиться, разузнать и выспросить всё наперёд. К счастью, однажды к нему в гости пришла школьница
Документ, кстати, потрясающий. В нём, помимо биографических данных и описаний творчества, есть несколько цитат Анатолия Городилова, и в одной из них он очень точно характеризует историю с двумя домами на Монастырской, в одном из которых он родился. Историю, которая совершится только через четверть века:
«Если в центре города сносят два довольно-таки живописных по архитектуре особняка, чтобы взгромоздить на их место гараж или гостиницу, это означает одно: наш город болен опасной болезнью
— здесь борются с красотой».
Из этого же документа можно узнать, что Анатолий Городилов выучился в Нижнетагильском училище, а работать художником-оформителем начал в 1974 году в Пермском художественном фонде. Для ценителей советского наследия это, пожалуй, наиболее интересная страница его биографии. Дело в том, что над советскими монументальными росписями, мозаиками и панно всегда работали целые бригады художников, и, как правило, в открытых источниках не сохраняется информации об этом коллективном авторстве
Но это сейчас мы начинаем осознавать ценность таких работ. А в те времена многие художники из Союза относились к ним скорее как к шабашкам. Анатолия они тоже не особо занимали. Он начинал с пейзажей, а со временем основной темой его работ стала старая Пермь
При этом Анатолий Городилов всегда старался быть максимально современным автором и не утопать в скучной пасторальности, свойственной многим его коллегами из Союза Художников. Поэтому «Старая Пермь», конечно, не могла стать финалом его творческого пути. Елена вспоминает, как в первой половине девяностых он радикально сменил имидж, обрился наголо и увлёкся новыми формами
Примерно в это же время Анатолий Городилов отошёл от «мирских» тем, увлёкся религией и эзотерикой. Он бросил пить и курить, зачитывался письмами Рериха и проштудировал «Розу Мира» Даниила Андреева, о которой часто беседовал с дочерью. Из этих разговоров она запомнила, например, рассказ об «искрах Фохата»
Наверное, главным итогом его духовных поисков стала этическая концепция «Новое благочестие» и манифест программы «Знамя Мира», созданный вместе с несколькими соратниками под явным влиянием «Розы Мира» Андреева. В нём Городилов призывал к синтезу всех искусств и космической культурной экспансии:
«Наши потомки
— единомышленники ХХ и ХХI века— направляя свои звездолёты на планету Венера, а также и на другие обитаемые планеты Мироздания, возьмут с собой голограмму программы „Знамя Мира“, программу ожерелья соцветия человеческого Духа. Это будет первый вернисаж на планете Венера перед лицом старших братьев по космическому сознанию».
Этот манифест
Анатолий Городилов скончался в 1998 году, спустя пару лет после опубликования манифеста, и не успел должным образом развить содержащиеся в нём идеи. Однако, кажется, он оставил после себя больше, чем способен вместить любой семейный архив. В одной из папок, под стопками фотографий и карандашных набросков, мы с Еленой обнаружили небольшую записку, датированную, видимо, серединой девяностых. Начиналась эта записка так:
«Я не умер, плоть моя будет лежать на кладбище, а дух мой ещё пригодится. Жалко, нельзя ничего материального взять с собой. Нельзя так нельзя, дух важнее».
Рекомендуем почитать
Интеллектуалки, режиссёрки, авторки. Шесть книг о женщинах второй половины ХХ века
Новое на сайте
В России число умерших от COVID-19 в два раза выше официальных данных. Коронавирусный дайджест за 30 ноября
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+