Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
«Тобол»: Много Голливуда, мало Иванова
В российском кино есть одно правило, пусть и негласное, но строгое к исполнению, как майские указы президента — под каждое 23 февраля выпускать наш патриотичный блокбастер. Желательно о нашем прошлом. В этом году таким фильмом стал «Тобол», снятый по мотивам одноимённого романа Алексея Иванова. Именно по мотивам, ведь сам Иванов, написавший сценарий, в итоге попросил своё имя с титров снять. И после просмотра фильма становится ясно, почему.
Алексей Иванов уже практически стал самым экранизируемым современным российским писателем. Был отличный фильм с Константином Хабенским по роману «Географ глобус пропил», совсем недавно вышел интересный сериал «Ненастье». Готовятся к съёмкам экранизация «Сердца Пармы», ради которой под Губахой выстроили настоящую крепость. В общем, у Иванова не было промахов с воплощением его книг на экране. Но тут случился «Тобол».
Самое главное, что нужно знать про этот фильм
Ведь в фильме осталась лишь одна сюжетная линия из книг
Впрочем, то, что от многонаселённой, сложносоставной и остросюжетной сибирской эпопеи Иванова остался лишь один из сюжетов
Например, любовь Йохана из Бригитты возникает буквально из ниоткуда. Но это ещё ничего по сравнению с тем, что Ремезов в фильме ни разу не назван архитектоном и картографом. Он вообще никак не представлен. Поэтому у людей, не читавших «Тобола» и не знающих ничего об этой реальной исторической личности, может возникнуть справедливый вопрос: «А кто вообще такой этот злобный мужик, что к нему за советом обращаются сам губернатор и командир экспедиции майор Иван Бухгольц (Александр Лазарев)?» Из такого наплевательского отношения к героям и сюжету состоит весь фильм. Поэтому зрители, незнакомые с дилогией Иванова, могут запутаться в том, что происходит.
Но пока киношный «Тобол» более-менее следует книжному сюжету, его ещё возможно хоть как-то воспринимать. Но вот во второй половине в фильме начинается отсебятина, которую можно идеально описать фразой «цирк с конями». Потому что коней в кадре действительно много, а в действии начинает происходить натуральный цирк: джунгары стреляют из луков в полёте (не спрашивайте) и говорят на чистом русском языке, Демарин изображает ассасина (почти удачно), а герои вдруг становятся просто непроходимо глупыми и начинают совершать ничем не оправданные поступки. В первую очередь это касается всё того же Йохана Рената, поведение которого виляет, как маркетантская лодка. Актёрская игра этому цирку соответствует. Евгений Дятлов, Дмитрий Назаров и Дмитрий Дюжев очень хороши, но фильм как-то так странно режиссирован и смонтирован, что кажется, будто эти отличные актёры слегка переигрывают, а остальные, наоборот, выглядят неискреннее и даже как-то странновато.
Когда же начинается осада крепости и экшн, то «Тобол» вдруг включает затёртые до дыр штампы голливудских боевиков. Тут и внезапное противостояние Рената с Демариным (почти неплохое), и поединок поручика с джунгарским зайсангом под пафосные и бессмысленные фразочки, и прочее, прочее. Доходит до того, что самый напряжённый момент битвы в крепости чуть ли не под копирку взят из второй части «Властелина колец»! Только что вместо орка с факелом и Леголаса с луком
Тут надо отдать фильму должное и сказать, что как раз над экшн-сценами режиссёр Игорь Зайцев и оператор Юрий Коробейников поработали весьма неплохо. Смотрятся они довольно зрелищно и эффектно. Вообще антураж и атмосфера эпохи, на поверхностный взгляд неспециалиста, выглядит хорошо. Тобольск и крепость воссозданы, по крайней мере, аутентично и с множеством подробностей. Так что картинка радует глаз, но лишь до тех пор, пока в кадре не появляется компьютерная графика. Очень посредственная компьютерная графика, которую в 2019 году показывать на широком экране стыдно даже в отечественном кино. А такой графики в «Тоболе» полно. Фильм даже заканчивается насквозь фальшивым кадром, где за плохо нарисованной церквушкой облака в небе собираются в лик Христа. И это при том, что никакого акцента на религию в фильме нет вообще. Как и любого другого акцента.
Если романы Алексея Иванова «Тобол. Много званых» и «Тобол. Мало избранных» были об очень разных, но интересных людях, а также о покорении далёких рубежей России, то понять, о чём же фильм «Тобол» просто нельзя. Потому что продуманных и сложных ивановских персонажей заменили двухмерными картонками, а пафос освоения земель свели к пусть и неплохому, но шаблонному экшену. Поэтому в «Тоболе» слишком много плохого от Голливуда, и слишком мало хорошего от Иванова.
Но формально «Тобол»
***
Читайте также нашу рецензию на роман Алексея Иванова «Ненастье» и обзор сериала, снятого по его мотивам.
Рекомендуем почитать
Путешествия в Стамбул, Грецию и Африку. Пять книг для летнего отдыха
Новое на сайте
Почему при социализме у женщин секс лучше? Семь книг по гендерным исследованиям и женскому вопросу
Проект «Зелёное кольцо» Перми. Почему он важен для города
Возвращение имен. Пермь. 2020 год
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+