X

Подкасты

Не новичок: политическое движение Алексея Навального и судьба оппозиции в автократиях

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: kino-teatr.ru
161статья
Рецензии

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

«Тобол»: Много Голливуда, мало Иванова

В российском кино есть одно правило, пусть и негласное, но строгое к исполнению, как майские указы президента — под каждое 23 февраля выпускать наш патриотичный блокбастер. Желательно о нашем прошлом. В этом году таким фильмом стал «Тобол», снятый по мотивам одноимённого романа Алексея Иванова. Именно по мотивам, ведь сам Иванов, написавший сценарий, в итоге попросил своё имя с титров снять. И после просмотра фильма становится ясно, почему.

Алексей Иванов уже практически стал самым экранизируемым современным российским писателем. Был отличный фильм с Константином Хабенским по роману «Географ глобус пропил», совсем недавно вышел интересный сериал «Ненастье». Готовятся к съёмкам экранизация «Сердца Пармы», ради которой под Губахой выстроили настоящую крепость. В общем, у Иванова не было промахов с воплощением его книг на экране. Но тут случился «Тобол».

Самое главное, что нужно знать про этот фильм — что это не фильм. Изначально «Тобол» — это сериал из восьми эпизодов, который должны показать на Первом канале. А сейчас, по старой недоброй российской традиции, вышла его урезанная до двух часов прокатная версия. Поэтому сюжет романов изрядно подрезан, упирает на экшн, а приехавший на презентацию в Пермь вместе с артистами, игравшими в «Тоболе», продюсер Олег Урушев заявляет, что книги Иванова и фильм сравнивать не стоит. Но сравнения всё равно будут, ведь даже слоган фильма зачем-то составлен из подзаголовков двух томов «Тобола» — «Много званых. Мало избранных». Но все сравнения будут явно не в пользу кино.

Ведь в фильме осталась лишь одна сюжетная линия из книг — та, что связана с походом русской армии в начале XVIII века из сибирского Тобольска в джунгасркие степи и последующей осадой джунгарами крепости, где русские пережидали зиму. В фильме, естественно, оставлены крутой царь Петр I (Дмитрий Дюжев), хитрый и корыстный первый сибирский губернатор Матвей Гагарин (Евгений Дятлов), суровый архитектон Тобольска Семён Ремезов (Дмитрий Назаров), молодой и горячий поручик Иван Демарин (Илья Маланин) и история реального пленного шведского офицера Йохана Рената (Андрей Бурковский) и его возлюбленной Бригитты (Агата Муцениеце).

Фото: kino-teatr.ru

Впрочем, то, что от многонаселённой, сложносоставной и остросюжетной сибирской эпопеи Иванова остался лишь один из сюжетов — это даже хорошо для кино. Так оно может быть цельным и собранным. Но проблема в том, что «Тобол» — не цельный и не собранный. То, что это сильно сокращённый сериал, видно невооружённым взглядом, потому что первая половина фильма — до похода — представляет собой набор почти никак не связанных межу собой сцен, которые вроде как должны представить и раскрыть персонажей и сюжет, но этого не происходит. Из-за общей скомканности всё выглядит как-то очень сумбурно, и герои представлены в проброс.

Например, любовь Йохана из Бригитты возникает буквально из ниоткуда. Но это ещё ничего по сравнению с тем, что Ремезов в фильме ни разу не назван архитектоном и картографом. Он вообще никак не представлен. Поэтому у людей, не читавших «Тобола» и не знающих ничего об этой реальной исторической личности, может возникнуть справедливый вопрос: «А кто вообще такой этот злобный мужик, что к нему за советом обращаются сам губернатор и командир экспедиции майор Иван Бухгольц (Александр Лазарев)?» Из такого наплевательского отношения к героям и сюжету состоит весь фильм. Поэтому зрители, незнакомые с дилогией Иванова, могут запутаться в том, что происходит.

Фото: kino-teatr.ru

Но пока киношный «Тобол» более-менее следует книжному сюжету, его ещё возможно хоть как-то воспринимать. Но вот во второй половине в фильме начинается отсебятина, которую можно идеально описать фразой «цирк с конями». Потому что коней в кадре действительно много, а в действии начинает происходить натуральный цирк: джунгары стреляют из луков в полёте (не спрашивайте) и говорят на чистом русском языке, Демарин изображает ассасина (почти удачно), а герои вдруг становятся просто непроходимо глупыми и начинают совершать ничем не оправданные поступки. В первую очередь это касается всё того же Йохана Рената, поведение которого виляет, как маркетантская лодка. Актёрская игра этому цирку соответствует. Евгений Дятлов, Дмитрий Назаров и Дмитрий Дюжев очень хороши, но фильм как-то так странно режиссирован и смонтирован, что кажется, будто эти отличные актёры слегка переигрывают, а остальные, наоборот, выглядят неискреннее и даже как-то странновато.

Когда же начинается осада крепости и экшн, то «Тобол» вдруг включает затёртые до дыр штампы голливудских боевиков. Тут и внезапное противостояние Рената с Демариным (почти неплохое), и поединок поручика с джунгарским зайсангом под пафосные и бессмысленные фразочки, и прочее, прочее. Доходит до того, что самый напряжённый момент битвы в крепости чуть ли не под копирку взят из второй части «Властелина колец»! Только что вместо орка с факелом и Леголаса с луком — джунгарин с факелом и Ремезов с ружьём.

Фото: kino-teatr.ru

Тут надо отдать фильму должное и сказать, что как раз над экшн-сценами режиссёр Игорь Зайцев и оператор Юрий Коробейников поработали весьма неплохо. Смотрятся они довольно зрелищно и эффектно. Вообще антураж и атмосфера эпохи, на поверхностный взгляд неспециалиста, выглядит хорошо. Тобольск и крепость воссозданы, по крайней мере, аутентично и с множеством подробностей. Так что картинка радует глаз, но лишь до тех пор, пока в кадре не появляется компьютерная графика. Очень посредственная компьютерная графика, которую в 2019 году показывать на широком экране стыдно даже в отечественном кино. А такой графики в «Тоболе» полно. Фильм даже заканчивается насквозь фальшивым кадром, где за плохо нарисованной церквушкой облака в небе собираются в лик Христа. И это при том, что никакого акцента на религию в фильме нет вообще. Как и любого другого акцента.

Если романы Алексея Иванова «Тобол. Много званых» и «Тобол. Мало избранных» были об очень разных, но интересных людях, а также о покорении далёких рубежей России, то понять, о чём же фильм «Тобол» просто нельзя. Потому что продуманных и сложных ивановских персонажей заменили двухмерными картонками, а пафос освоения земель свели к пусть и неплохому, но шаблонному экшену. Поэтому в «Тоболе» слишком много плохого от Голливуда, и слишком мало хорошего от Иванова.

Но формально «Тобол» — не совсем экранизация, ведь, как Алексей Иванов рассказывал в интервью «Кинопоиску», изначально был задуман фильм по его сценарию, а вот книги вышли уже в процессе работы. То есть писатель не тут не просто создатель первоисточника, а полноценный автор сценария. Но с режиссёром у него разошлись взгляды на стиль и сюжет, поэтому Иванов своё имя с титров снял. И после просмотра фильма его в этом легко понять.

***

Читайте также нашу рецензию на роман Алексея Иванова «Ненастье» и обзор сериала, снятого по его мотивам.

Новое на сайте

Почему при социализме у женщин секс лучше? Семь книг по гендерным исследованиям и женскому вопросу

Аня Чащухина

Проект «Зелёное кольцо» Перми. Почему он важен для города

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+