Даже если вам известно, что города, упомянутые в названии — побратимы, вы вряд ли сможете сходу ответить на вопрос, объединяет ли их что-то, кроме формального статуса. А между тем, это интересная и глубокая тема, которую в полной мере исследовали пермские архивисты и их немецкие коллеги. Результатом их работы стал альбом «Пермь — Дуйсбург: история промышленных городов в 20-30-е годы ХХ века». В преддверии презентации, которая состоится в Перми 9 июня, авторы альбома рассказали нам историю его создания и поделились архивными фотографиями, большинство из которых пока никто не видел.
Идея проекта родилась в тот момент, когда пермские архивисты стали искать выходы на зарубежных коллег, чтобы перенять их опыт и поделиться своим. Выбор пал на Дуйсбург — в июне как раз будет отмечаться десять лет со дня установления побратимских отношений между городами.
«По сути, наш проект — это акт народной дипломатии», — говорят представители рабочей группы Государственного архива Пермского края, вместе с которыми работали специалисты архива города Перми и архива города Дуйсбурга. Работа заняла всего полтора месяца и велась в авральном режиме — авторы хотели, чтобы альбом вышел к международной конференции «Архивы без границ», намеченной на девятое июня. Отпечатан он будет в издательстве «Траектория», которое также взяло на себя работу по переводу русских текстов на немецкий (а немецких, соответственно, на русский) и полный дизайн проекта, выбрав в качестве основного мотива самый узнаваемый стиль той эпохи — русский авангард.
Трудности в работе обнаружились уже на ранних этапах. Одна их них заключалась в том, что в распоряжении немецкой стороны оказалось совсем мало фотографий межвоенного периода. Это объясняется тем, что в военные годы Дуйсбург, находящийся недалеко от границы, постоянно страдал от авиационных налётов, а в последние годы войны и вовсе находился на линии фронта — поэтому фотографий мирного времени сохранилось куда меньше, чем фотографий разрушенного, лежащего в руинах города. Первые исчисляются сотнями, а вторые (они делались с прагматическими целями, в основном для фиксации материального ущерба) — тысячами. Пермь никто, к счастью, не бомбил, поэтому и фотографий города в межвоенный период было сделано значительно больше. Правда, тут обнаружилось и ещё одно различие: пермские фотографии чаще были любительскими и выглядели менее презентабельно, чем профессиональные снимки Дуйсбурга — у города на тот момент уже была собственная пресс-служба, снимки делались на заказ профессиональными фотографами и носили преимущественно рекламный характер.
Тем не менее, рабочей группе удалось соблюсти баланс и создать альбом, состоящий из нескольких десятков пар фотографий — какие-то из этих пар подобраны по принципу схожести, а какие-то, наоборот, подчёркивают контрасты. Сами авторы называют свой продукт «сборником визуальных документов», подчёркивая, что интерес к истории сегодня высок, но чаще всего заключается не в изучении документов, а в просмотре фотографий и картинок — неслучайно в том же «Вконтакте» сегодня существует столько популярных исторических пабликов. Архивисты уловили этот тренд и сделали массовый продукт для широкой аудитории, который, тем не менее, обладает всеми формальными признаками серьёзной научной работы. Альбом они разделили на пять тематических блоков: «Архитектура», «Инфраструктура и транспорт», «Промышленность», «Культура и спорт» и «Повседневность».
История Перми, конечно, не очень-то похожа на историю Дуйсбурга. Хотя бы потому, что Дуйсбург — город с многовековой историей, а Пермь относительно молода. В глобальном плане между нашими городами, пожалуй, и вовсе нет почти ничего общего — кроме того, что и Пермь, и Дуйсбург стоят на крупных реках, на Каме и на Рейне. Так что архивистам пришлось решить непростую задачу. Именно поэтому они выбрали конкретный исторический период — с 20-х по 30-е годы прошлого века. В эти годы два города были максимально похожи друг на друга: и Германия, и Россия только что пережили войну, свержение монархии и сопутствующие этому социальные катаклизмы. В 20-е годы в обеих странах наступила относительная стабильность — в России развился конструктивизм, а в Германии — Баухауз БаухаузВысшая школа строительства и художественного конструирования в Германии, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре. Его также называют «интернациональным стилем», в основе — принципы функционализма., в результате чего некоторые районы наших городов обрели схожие черты.
Архивисты особо подчёркивают, что они не ставили целью представить какой-то город лучше или хуже, чем он был на самом деле — именно поэтому они не предлагают читателям никакого готового вывода. Альбом вообще свободен от какой-либо конъюнктуры — в том числе и потому, что в нём практически не затронуты политические темы. Так вышло не специально — авторам приходилось работать с теми материалами, которые были в их распоряжении, а многие немецкие фотографы после войны предпочли вычеркнуть из своего наследия политическую составляющую (чаще всего путём ретуши или даже физического уничтожения снимков). Но в каком-то смысле это оказалось к лучшему: по словам создателей альбома, в итоге он вышел принципиально аполитичным и даже пацифистским.
Сопоставлять разные фотографии, выискивая в них сходства и различия, можно очень долго. Скажем, по уровню развития промышленности Пермь, которая в тридцатые годы, благодаря появлению «Завода № 19» (сегодня это «Пермские моторы») и Пермского порохового завода, выдвинулась на передовые рубежи производства, была вполне сопоставима с Дуйсбургом. А вот таких автобанов, которые можно увидеть на дуйсбургских фотографиях уже в тридцатые годы, в Перми нет до сих пор.
В ходе работы и сами архивисты сделали несколько новых для себя наблюдений — начиная от незначительных (например, авторы заметили, что раньше в Европе были куда более суровые зимы — сегодня на Рейне уже не встретить таких ледяных заторов, как в тридцатые годы), заканчивая важными и глобальными.
Самым главным впечатлением стал эффект от просмотра портретных фотографий, — признаётся один из членов рабочей группы, — Несмотря на социальные неурядицы, войны и экономические проблемы, люди продолжали искать в жизни позитивные моменты, и это отразилось на их лицах — это видно и по Перми, и по Дуйсбургу. В нашей истории были очень жуткие периоды, но, живя непосредственно в них, люди не ощущали какого-то из ряда вон выходящего ужаса, ведь это понимание приходит только при взгляде со стороны и в процессе исторического анализа.
Вот прихожане Дуйсбургской синагоги, — продолжает он, демонстрируя очередной разворот в разделе «Культура и спорт», на котором изображены российские и немецкие хористы. — Снимок сделан в 38-м году: евреям в Германии приходилось уже очень нелегко. Многие из них, очевидно, не доживут до середины сороковых, но всё же эти люди продолжают улыбаться и не теряют присутствия духа.
Звучит банально, но тем не менее: именно люди, жители двух городов — рабочие, актёры, курортники, случайные прохожие, водители трамваев, хористы, спортсмены и многие другие — так или иначе оказываются в центре внимания авторов независимо от того, идёт ли речь об архитектуре, о производстве или о чём-то ещё. Мы видим двадцатилетний период повседневной истории Дуйсбурга и Перми именно их глазами — а такой взгляд отрицает любую конъюнктуру и официоз, и потому особенно ценен для понимания того, как выглядела жизнь двух настолько разных (и парадоксально схожих) городов в короткий период между двумя Мировыми Войнами.