Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Как Чайковский из композитора стал центром современной музыки
На берегу Камского моря в городе Чайковский, названном понятно в чью честь и расположенном на границе Пермского края и Удмуртии, две недели проходила VIII Международная Академия молодых композиторов. По просьбе интернет-журнала «Звезда» за жизнью и учёбой нынешних «Чайковских» и за вбросами современной музыки в жизнь провинциального городка наблюдала московский музыкальный критик Елена Черемных.
«На чайковской земле»
Тем, кто привык к словосочетаниям «опера Чайковского» и «симфония Чайковского», поначалу в Чайковском многое режет слух. На одном здании читаешь официальную надпись «Чайковский городской суд», на другом
Славу Петра Ильича, родившегося в соседнем Воткинске, последние восемь лет преумножает собираемый в Чайковском международный композиторский work-shop. Делается это по-европейски
Директор академии Виктория Коршунова и художественный руководитель, композитор Дмитрий Курляндский смогли увлечь проектом культурное руководство Пермского края, городские власти Чайковского, столичные дипломатические и культурные институции. И вот теперь, как манны небесной, в Чайковском ждут сентябрьского композиторского десанта, который, помимо прочего, выглядит главным туристическим потребителем этих далеких от мировых достопримечательностей мест.
Академию торжественно открывали на главной городской площади, и надо было видеть, с какой любезностью русскую песню «Коробейники» в исполнении Ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной наравне с горожанами слушали профессор из Гарварда, она же
Через пару дней после открытия, завершённого выступлением Московского ансамбля современной музыки и светоцветовым шоу городского фонтана под попурри из балетов Чайковского, в самый южный город Пермского края доехал и Дэвид Лефковиц из Калифорнийского университета, того самого, где преподавал сам Арнольд Шёнберг. На мастер-классы с утра до вечера молодые композиторы в возрасте «до 35 лет» ходили по строгому расписанию в течение двух недель.
Занятия шли в трех городских пунктах в два блока: до и после обеда. А вечерами перед жителями Чайковского выступали то Вокальный ансамбль «Интрада» (Москва) с программой русской хоровой музыки, то солисты Московского ансамбля современной музыки, то слушали ансамбль духовиков, набранный из местных студентов, то
Была и лекционная программа, за участие в которой местным педагогам-музыкантам ставят галочку ФПК (факультет повышения квалификации преподавателей,
В этом году на Академию пришло 196 заявок из 39 стран мира. На конкурсной основе прошли десять студентов, пять стажёров и семь стипендиатов из 11 стран. С учётом вольнослушателей, приехавших из разных городов России и из Украины, число непосредственных участников Академии выросло до тридцати пяти. Веселой компанией все жили в профилактории «Камские зори», откуда в течение трёх-пяти минут стайками перебегали в аудитории Музучилища, Школы искусств и в новый Арт-центр «Шкатулка композитора». В коллективном режиме слушали сочинения собратьев по перу и
«Лес, лес, лес...»
Все мастер-классы шли на английском. Композиторская молодёжь
Самое интересное начиналось, когда к анализу приступал педагог. И Боже! Как в рассуждениях Дмитрия Курляндского звучали совсем простые вещи и метафоры, казалось бы, от музыки далекие, тем не менее, на музыку работающие!
Вопрос адресован Николаю Хрусту, который вообще-то... молодой педагог московской консерватории. Но на Академию он приехал в качестве студента. Хруст задумывается. Курляндский тихо продолжает:
И Николай Хруст отвечает. Да так, что хочется ему аплодировать:
После этих раутов жалеешь лишь о том, что философические диспуты композиторов не записаны на диктофон, не расшифрованы и не изданы отдельной книгой. Музыка музыкой, но словесные рассуждения вокруг неё
Композиция и провидчество
К 60-летней умнице Хае Черновин ходили толпой, хотя и с некоторым опасением. Профессор Гарварда, которую три года зазывали в Чайковский и вот она, наконец, приехала (отказав в этом году знаменитым Дармштадским курсам), может патентовать свой метод анализа музыкальных произведений, который в её варианте становится разновидностью психоанализа. На её занятиях были и смех, и слёзы, но Хая Черновин делала свое дело с безошибочностью диагноста. Сначала
Выяснилось, что консерваторские стандарты радикализма совсем не выглядят радикальными при живом общении с госпожой Черновин
«Как она это делает?»
Неожиданностью было узнать, что у гарвардской гостьи
Скромный Чанхи Лим согласно кивал. Разгаданное в нём этой умной, взрослой женщиной явно парню льстило.
Петербургскому композитору Олегу Гудачеву, как на бизнес-тренинге, женщина-профессор подсказала базовую программу принятия решений.
Все слова Хаи Черновин били в точку настолько, что один студент под конец общения неожиданно стал объяснять свою слишком мягкую авторскую позицию такой же позицией в семье:
В личном общении с гарвардской провидицей довелось услыхать очень простое:
Хотя ещё через пару слов она признавалась:
После ужина, когда композиторский молодёжник закипал живыми диспутами в столовой «Камских зорь», Хая Черновин удалялась в номер писать оперу. Если партитура будет завершена, автору можно предложить пугающего буквализма формулировку «Опера из Чайковского».
От танго в паре до «серьёзных отношений с самими собой»
Другие мастера Академии после ужина сливались с обучаемыми, можно сказать, в едином порыве. Колен Рош защитил диплом на тему политики в музыкальном творчестве. В Чайковском он пользовался жуткой популярностью после лекции, на которой показал, как в отсутствие вдохновения записывает свой пульс, который затем переводит в музыкальный ритм на большие графически испещренные листы и делает из этих листов выставку в галерее. Совершенно необъяснимым образом в его искусстве сливаются дневниковая исповедальность, самоанализ и концептуализм. Любопытно, знает ли он о тексте Чайковского в письме к фон Мекк: «Я искренен. Мне есть что сказать своей музыкой!»? Но в работе со студентами он практически эти слова и говорит всякий раз: «Важно, чтобы вам было что сказать своей музыкой!»
Тем временем другой мэтр
В особой магии такого типа сочинительства убедил концерт из произведений мастеров Академии. Знали бы вы, из чего сейчас делают музыку?! Триптих Дмитрия Курляндского, посвящённый открытию Музея русского импрессионизма, познакомил «чайковчан» и «чайковчанок» с саундом, извлекаемым смычком из обычной пластиковой линейки. А пьеса Александра Хубеева, для которой в рояль насыпали сто теннисных шариков, вызвала настоящий ажиотаж.
Самый продвинутый меломан вряд ли знает термины, употребляемые на Академии в обычном порядке
Но и этому на Академии никто не противится. Каким же неподдельным изумлением пришлось реагировать автору этих строк, когда после лекции с фрагментами «Буковинских песен» и музыки к фильму «Москва» Леонида Десятникова педагог Чайковского музыкального училища попросила прислать ей саундтреки, «чтобы использовать Десятникова для диктантов на уроках сольфеджио».
В познавательном режиме вроде бы ничего удивительного, но суммарное количество впечатлений на Академии вполне может превысить год (а то и два!) обучения на композиторском факультете в консерватории. Из Чайковского консерватории видятся цехами, где людей обучают ремеслу. На Академии их учат культуре мысли, формы, еще
Серьёзное отношение ко всему
Ну а участникам Академии уникальный опыт общения с нестандартно мыслящими наставниками и коллегами в экзотически отдаленном регионе дарит ещё один результат. На заключительном концерте Академии все студенческие сочинения исполнил Московский ансамбль современной музыки, один из двух высокопрофессиональных коллективов России, системно и регулярно пропагандирующий новых авторов как в стране, так и в мире. Само по себе такое
***
- Ранее мы публиковали интервью с худруком Академии молодых композиторов в Чайковском Дмитрием Курляндским о современной музыке, аресте Кирилла Серебренникова, невозможности автономного существования и прямом политическом высказывании в искусстве.
Рекомендуем почитать
«Я не понимаю, как можно было так поступить с нами и городом». Певица Наталия Пшеничникова об отмене фестиваля «РемПуть»
«Наступает диктатура нормального». Композитор Владимир Раннев — о современной музыке и творческой свободе
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае
Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+