Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
Разноцветные росы. Почему «Ещё не вечер...» в Пермском ТЮЗе — это неожиданно актуальный и злободневный спектакль
Новый спектакль худрука пермского ТЮЗа Михаила Скоморохова «Ещё не вечер...» — камерная, тёплая, очень добрая и лиричная комедия о жизни трёх одиноких стариков в покинутой деревне. И быть бы этому спектаклю просто уверенной и профессиональной работой с множеством чисто технических проблем, если бы не время, в которое он вышел. Ведь контекст, даже если это против воли создателей, превращает этот спектакль в очень неожиданный комментарий к пенсионной реформе.
С сожалением стоит отметить, что сейчас в пермских театрах практически нет спектаклей, что-то рассказывающих о сегодняшнем дне и о том, что происходит здесь и сейчас. В основном в наших театрах, когда ставят классику или даже современную драматургию, то пытаются говорить о чём-то вечном и вневременном. Это нормальный процесс, но то, что театр в Перми не работает как сверхоперативное искусство, на лету схватывающее и комментирующее общественные тренды
Например, «Фантом Марины Кудряшовой» не очень хорошо работал как спектакль, но был очень подробным списком проблем нынешних подростков. «Мёртвые души» в постановке Владимира Гурфинкеля уходили чуть ли не в откровенную и слегка простоватую сатиру о сегодняшней и всегдашней России, хотя создатели спектакля отрицают влияние повестки дня на постановку. Ну и «Гришка Вольт» стал отличным примером сочетания на сцене современных тем и технологий.
И вот премьеру этого сезона, спектакль «Ещё не вечер...», поставленный Михаилом Скомороховым, само время делает крайне актуальной работой. Хотя это явно не планировалось. Ведь, по сути, «Ещё не вечер...»
Видимо из-за этих слов, в которых и заложен весь посыл спектакля, в ТЮЗе и переименовали и немного сократили пьесу «Вечер» белорусского драматурга Алексей Дударева. В самой пьесе хватало страшных подробностей из жизни героев, вроде смерти их детей, ужасов войны или того, что Мультика в годы коллективизации распяли «кулаки», но в спектакле этих деталей нет. Суровые анахронизмы вырезаны в угоду общему, очень позитивному и оптимистичному настрою, который не сбивается даже тогда, когда «Ещё не вечер...» предлагает зрителям довольно сильно взгрустнуть. Этим спектакль напоминает известный фильм «Белые росы», сценарий которого писал Алексей Дударев и перенёс туда многие элементы из своей пьесы «Вечер», вроде характеров героев и диалогов, и тоже вырезал суровость. Так что тем, кто помнит тот прекрасный фильм, на спектакле гарантировано лёгкое ощущение дежа вю.
На сложную, но тёплую и благостную атмосферу спектакля работает не только текст, но и то, что он идёт не на большой сцене, а в фойе театра, что создаёт особый уют, словно ты в гостях у героев. При этом сценографию главная художница ТЮЗа Алёна Исакова сделала не в стиле деревенской пасторали, а авангарда начала ХХ века. Среди этих разноцветных и угловатых полей и в этих рубахах вполне уместно смотрелись бы крестьяне и косари Малевича.
Впрочем, и артисты ТЮЗа в этих декорациях тоже смотрятся неплохо. Старшие представители труппы тут просто блистают, не без перегибов показывая, на что способна старая школа. Мультик Николая Фурсова (в другом составе героя играет радикально отличающийся по типажу Валерий Серёгин) воспринимается как некий деревенский философ, мудрость которого исходит не от его простоты, а от какого-то внутреннего просветления. Контрастно рядом с Мультиком смотрится улыбчивый и не в меру весёлый Гастрит. В исполнении Вячеслава Тимошина он превращается в необычайно комедийного персонажа. Ну а Ирине Сохно пару раз удаётся несколько поистине сильнейших нот в актёрской игре, например, пронзительно расплакаться ближе к середине. В этом спектакле, благодаря работе артистов, три дударевских пенсионера напоминают шукшинских чудиков. Из-за этого «Ещё не вечер...» по-своему рифмуется с другой постановкой Михаила Скоморохова с похожим посылом
Несмотря на множество плюсов, у спектакля хватает проблем. Он слишком старается быть добродушным, и, вместе с суровостью, из спектакля пропала и глубина. Отличные и проникновенные сцены соседствуют с откровенно неудачными, потому что актёры в одни моменты очень хороши, а в другие почему-то перегибают. При таком близком контакте актёров и зрителей это сильно бросается в глаза. Музыка порой становится слишком резким контрапунктом с действием. Финал вообще не выглядит каким-либо выводом и уходит в пустоту. И быть бы «Ещё не вечеру...» просто милым и тёплым спектаклем, если бы не внезапно прорезавшаяся та самая актуальность.
Ведь все герои спектакля
Рекомендуем почитать
Возможность дышать и жить. Как фестиваль «Тайны горы Крестовой» открывал сезон после карантина
Новое на сайте
Чердынь приобретёт новый статус и станет объектом культурного наследия
Коронавирусный дайджест. За сутки в Пермском крае от коронавируса умерло 11 человек
Профильный комитет гордумы одобрил проект, делающий возможным строительство гостиницы РЖД в Черняевском лесу
Эстетика советских ДК: модернизм
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+