X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

«Мы рискуем получить здание, постоянно находящееся в состоянии ремонта». О строительстве Пермского оперного театра в Разгуляе

Новое здание театра оперы и балета может быть построено в Разгуляе, на склоне Егошихи. На градсовете при главе Перми был уже представлен архитектурный проект от бюро wHY из Лос-Анджелеса. Планируется возведение 50-метрового здания в форме гигантского овала. Своё экспертное мнение о возможном строительстве театра в историческом центре города высказывают Заслуженный строитель России Михаил Плеханов и профессор, председатель Пермского отделения Российского общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению (РОМГГиФ) Андрей Пономарёв.

Из истории нам известно, что здание Пермского театра оперы и балета неоднократно подвергалось капитальному ремонту и реконструкции. Строительство здания началось 25 февраля 1874 года по проекту архитектора P. O. Карвовского. Завершал строительство театра архитектор В. В. Попатенко. Открытие театра состоялось осенью 1878-го. Зрительный зал вмещал около 750 мест.

В 1908 году по проекту архитектора В. В. Попатенко в театре был произведен капитальный ремонт и перепланировка помещений театра. В 1936 году был выполнен капитальный ремонт в здании театра. В 1957-м была выполнена реконструкция театра, обеспечившая значительный рост объемов и площадей здания — с примерно 20 тыс. куб.м до 52 тыс. куб.м. В ходе реконструкции было выполнено:

  • Увеличение помещений для артистов, репетиционных, уборных;
  • Реорганизация мест в зале (исключение «слепых» мест с любого яруса);
  • Устройство складских помещений и помещений для хранения декораций к спектаклям;
  • Два новых гардероба;
  • Расширение сцены и фойе;
  • Устройство новых инженерных сетей, лифтов, подъемников;
  • Реконструирован зрительный зал — увеличена вместимость до 1020 мест.

В 60-е годы прошлого столетия был полностью изменен главный фасад здания, значительно увеличены помещения для размещения артистов и зрителей. Был выполнен пристрой по проекту института «Гипроавиапром». Однако в целом зрительный зал и сцену оставили без изменения, т. к. считали, что эти помещения были одними из лучших в стране по акустическим качествам.

В конце 1960-х годов по инициативе города была принята долгосрочная программа, в которой были четко определены три этапа развития культурного статуса города (года исполнения указывались ориентировочно):

  • Первый этап —1965 — 1975 гг. — строительство новых современных зданий для коллективов Пермского цирка в Мотовилихе и Пермского драматического театра на ул. Ленина и Крисанова;
  • Второй этап — 1975 — 1985 гг. — капитальный ремонт, реконструкция здания по ул. Екатерининская для коллектива Пермской музыкальной комедии и капитальный ремонт здания по ул. Сибирской для полного размещения в нем коллектива Пермского театра кукол;
  • Третий этап — 1985-1995 гг. — реконструкция и строительство дополнительного здания — пристрой Пермского театра оперы и балета.

Все работы по капитальной реконструкции зданий пермских театров и цирка было поручено выполнять Управлению капитального строительства Пермского горисполкома (УКС). К концу 80-х годов прошлого века полностью были выполнены работы по первому и второму этапам развития культурного статуса города. По третьему этапу было разработано, согласовано и утверждено «Технико-экономическое обоснование» (ТЭО), а затем были составлены, прошли экспертизу и утверждены — «Технический проект» и «Рабочие чертежи» пристроя здания Пермского театра оперы и балета, в составе которых была 7-этажная пристройка к Главному корпусу здания театра со стороны ул. Советская, в которой, кроме двух репетиционных залов, располагались комнаты для артистов, мастерские для изготовления и ремонта сценических костюмов, вспомогательные помещения. Рядом с пристройкой предполагалось построить два ангара для хранения и изготовления декораций. К сожалению, после 1992 года завершение третьего этапа развития культурного статуса было забыто, и к нему вернулись только через четверть века и в другом аспекте.

В 2000 году институтом «Пермгражданпроект» были выполнены работы по разработке ТЭО нового пристроя со стороны оси 14 (ул. Советская), с передачей дополнительных нагрузок на существующую стену. Затем было выполнено несколько технических обследований здания театра, из которых следовало, что оно находится в «ограничено работоспособном» состоянии, и реконструкция его возможна при выполнении определенных технических мероприятий по усилению конструкций и фундаментов здания. Также были выполнены инженерно-геологические изыскания и геотехническое обоснование строительства новой сцены и приспособление существующего здания для современного использования.

Начался новый этап попыток реконструкции здания нашего прославленного театра. На этот раз генеральной проектной организацией выступила известная Петербургская проектная организация ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» (КБ ВИПС), проект разработало британское архитектурное бюро David Chipperfield Architects. В результате предлагалось выполнить следующее:

  • Строительство нового здания (новой сцены на 1100 мест) дополнительно к существующему;
  • Реставрация существующего здания;
  • Приспособление помещений существующего театра.
Реконструкция Пермского театра оперы и балета, проект Дэвида Чипперфильда Фото: archi.ru

По данному проекту новая сцена театра вместе с освоением подземного пространства должна была занять всю территорию квартала от улиц Сибирской до 25 Октября и от здания существующего театра до улицы Советской. Но этим планам, по разным причинам, не суждено было сбыться. Что, наверное, и хорошо — иначе уже не существовало бы сквера оперного театра с его тенистыми аллеями и многовековыми деревьями.

Сейчас наступила следующая стадия разработки реконструкции (строительства) здания нашего прославленного театра. По новому регламенту предложено построить новое здание Пермского оперного театра с увеличенной сценой и громадным зрительным залом, не где-нибудь, а в центре «первогорода» — в Разгуляе. При этом основной зрительный зал нового театра, рассчитанный на 1250-1350 мест, по проекту расположен в очень опасной (оползневой) зоне оврага долины речки Егошихи.

Сегодня существующий зал оперного театра имеет 843 зрительных места вместо располагавшихся в 1992 году 1086 мест. За 28 лет работы (1992-2020) в новых условиях театр «убрал» из зрительного зала почти 243 посадочных мест, что составляет 22,6 % (эти цифры заставляют задуматься о многом). В новом здании театра предполагается разместить 1250-1350 посадочных мест или на 13,1-20,6 процентов больше, чем существовавший зал в 1992г. и на 32,5 −37,5 % больше, чем театр имеет в настоящее время. Спрашивается, есть ли смысл возводить в неблагополучном овраге новое здание оперного театра, вместимость которого всего на 13 % процентов больше ранее существовавшего и менее чем на 40 % больше сегодня существующего? Нужны ли столице Пермского края многомиллиардные затраты на чьё-то желание иметь в глубоком овраге, отдалённом от действующего городского центра, новое громадное здание театра?

Составленный проект нового Пермского оперного театра больше напоминает стеклянный «цирк». Три первых этажа по проекту находятся на склоне оврага с протекающей речкой Егошихой. На глубинах 24 метра от поверхности территории будут размещены общественные помещения, трюм арьерсцены и сцены, зона трансформации зала. Выход с первого этажа предусмотрен в парк, разбитый в овраге на тех же отметках минус 24 метра от поверхности микрорайона «Разгуляй». Вызывает также сомнение место расположения громадного, на несколько сотен автомашин подземного гаража-паркинга под территорией сквера имени Татищева с выходом на красную линию улицы Ленина, а также подземный «ход-доступ» для зрителей театра с одновременным использованием его для посетителей торговых галерей, магазинов и кафе прогулочной зоны, и тоже — в овраге, на отметке минус 24 метра.

Значительная часть объема нового театра, включая сцену и арьерсцену, мастерскую монтажа декораций, конференц-зал и фасадные помещения 4-7-го этажей, расположены на самом опасном — западном, оползневом склоне оврага, где в первую очередь может произойти отрыв несущих конструкций нового здания театра. Здесь необходимо напомнить, что «мы это уже проходили» — именно это и произошло с построенным в 1980-е гг. зданием дворца культуры завода «Телта», расколовшегося после тридцати лет эксплуатации на два блока: 1) сцена, зрительный зал и 2) отдельно остальные помещения, в том числе все вестибюли входной части.

Дельта речки Егошиха живёт своей, геологической и гидрогеологической жизнью, и это приводит к образованию деформационных зон по всем склонам оврагов территории «Разгуляй». Ярчайшим примером является история «жизни» здания Пермского речного вокзала. В 1939 году был введён в эксплуатацию лучший на реке Кама речной вокзал — архитектурное чудо тех дней, но уже через 60 лет здание «раскололось» пополам, административная часть сооружения «отделилась» от входного портала и зала ожидания значительными деформационными трещинами. Вокзал, воздвигнутый на отложениях дельты устья речки Егошиха, попал в оползневую зону дельты, и его фундамент не выдержал нагрузки. После многих лет запустения, сложнейшей и дорогостоящей капитальной реконструкции несущих конструкций и фундамента здания, вокзал в настоящее время переоборудован в музей.

Рассматривать территорию «первогорода» для размещения на ней нового здания Пермского оперного театра, принимать окончательное решение о строительстве на склонах оврага (так же как и Пермской художественной галереи — на прибрежной полосе Воткинского водохранилища) может только тот, кто не знаком с геологическими и гидрогеологическими особенностями этой территории. Территория «первогорода», расположенная на стыке двух взаимно связанных оползневых склонов дельты речки Егошиха, является наименее инженерно-изученной по причинам её образования и отсутствия необходимости использовать эту территорию в градостроительных целях. Например, в четырнадцатом томе издания «Гидрогеология СССР» (В 45-ти томах, из-во: «Недра», год выпуска: 1966-1972) указывается, что в пойме пермской речки Гайва имеются грифоны ГрифонВнезапный выход, выброс, прорыв подземной воды из водоносной породы выброса подземных вод с глубины не менее километра. Такие же грифоны, но меньших размеров, наблюдались и в речке Егошиха в районе «первогорода» в 90-е годы прошлого века.

Особенность территории «первогорода» ещё и в том, что она находится в зоне воздействия климатических особенностей приречной полосы Воткинского водохранилища (реки Кама), в которой в осенне-зимний и весенние периоды наблюдается повышенная влажность воздуха, обильные ливни. В зимний период возможны выпадения значительного снежного покрова из-за наличия турбулентных потоков воздушных масс вдоль береговой линии водохранилища. Все эти природные показатели значительно увеличат стоимость эксплуатации предполагаемых новых зданий Пермского оперного театра и Пермской художественной галереи, значительно сократят сроки эксплуатации без капитальных ремонтов и реконструкций.

Конечно, можно выполнить защитные противооползневые сооружения, обеспечить устойчивость сооружений с помощью фундаментов глубокого заложения, закрепить, проинъекцировать грунты основания и вышележащих склонов, выполнить работы по водопонижению и т. д. Безусловно, это технически возможно — современная строительная практика решает куда более сложные задачи. Но всё это приведет к многократному удорожанию строительства. Здесь будет уместно процитировать п.4.4. СП 22.13330 «Основания и фундаменты»:

«При проектировании оснований и фундаментов должны быть предусмотрены решения, обеспечивающие надежность, долговечность и экономичность на всех стадиях строительства и эксплуатации сооружений. Необходимо проводить технико-экономическое сравнение возможных вариантов проектных решений для выбора наиболее экономичного и надежного проектного решения, обеспечивающего наиболее полное использование прочностных и деформационных характеристик грунтов и физико-механических свойств материалов фундаментов и других подземных конструкций».

И снова к теме эксплуатации — значительно будет сокращён безремонтный период, а с учётом длительности согласования выделения бюджетных средств, мы рискуем получить здание театра, постоянно находящееся в состоянии ремонта.

Таким образом, напрашивается вывод: выполнять строительство нового здания Пермского оперного театра на территории Разгуляя в овраге, а также нового здания Пермской художественной галереи на донных отложениях в устье речки Егошиха нецелесообразно как с инженерной, так и с экономической точек зрения. В противном случае мы рискуем повторить инженерные ошибки прошлого и получить в настоящем ещё один бесконечно строящийся многострадальный «пермский зоопарк». А ведь здание современного театра по своему оснащению дорогостоящим оборудованием, требующим для своей установки высочайшего качества строительных работ, нельзя даже сравнивать с зоопарком, как с неизмеримо более примитивным сооружением.

Ну и ещё один момент — не технический, а общественно-политический. Сносить недвижимость граждан для того, чтобы построить культурный кластер? Недальновидно, по меньшей мере.

С уважением к благодарным читателям:

Плеханов М. С., Заслуженный строитель России, Почетный гражданин города Перми,

Пономарев А. Б., профессор, доктор технических наук, академик РАЕН, председатель Пермского отделения Российского общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению (РОМГГиФ).

UPD: Комментарий от Министерства строительства Пермского края.

«По проектам галереи и театра проведены инженерные изыскания, проект галереи уже получил положительное заключение. По проекту театра решение еще ожидается.

Грунты на территории Разгуляя, действительно, сложные, это было известно изначально и мы были к этому готовы. Эксперты верно их описали и уже предложены необходимые мероприятия для укрепления грунтов: обеспечить устойчивость сооружений с помощью фундаментов глубокого заложения, закрепить, проинъекцировать грунты основания и вышележащих склонов, выполнить работы по водопонижению. Все эти предложения будут учтены при проектировании и строительстве галереи и театра.

Дополнительно отметим, что проект театра, представленный общественности в январе 2020 года на сегодня изменился, в соответствии с предложениями и замечаниями экспертного сообщества было принято решение отказаться от подземного паркинга под сквером им. Татищева, кроме того, изменилась глубина размещения общественных помещений, прогулочной зоны и т. д., если ранее это была отметка минус 24 метра (от поверхности микрорайона), сейчас — минус 15,9. Таким образом, нагрузка на грунты уменьшается».

***

Читайте также:

Дело в шляпе. В Перми представили архитектурную концепцию новой сцены Оперного

Экспериментальная площадка для мифических проектов. К старым проблемам Разгуляя добавились новые

Фантомная боль Перми. Сохранять ли исторические черты Разгуляя?

Рекомендуем почитать

«Пермь — театральная столица», или «Это просто нравственное дно». Как отреагировали первые зрители на «Кармен» Константина Богомолова

Юрий Куроптев

Новое на сайте

Чем заняться упырям и маньякам в России. Подборка новых отечественных сериалов, которые можно посмотреть онлайн

Григорий Ноговицын

В Прикамье закончены поиски трогонтериевого слона. В этом году во время раскопок учёные впервые нашли останки древних птиц

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+