Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Как устроен театр. Мы заглядываем за кулисы, заходим в гримёрки и помещения реквизиторов.
Механика театра: Пермский театр кукол
27 марта отмечается Всемирный день театра. Отличный повод вспомнить о нашей пытливой рубрике и отправиться туда, где ещё не бывали — за кулисы Пермского театра кукол.
Чтобы подойти к историческому зданию театра на Сибирской, приходится сделать крюк
Ожидая фотографа, пытаемся договориться о том, с чего же всё-таки начинается театр. Дмитрий Сергеевич настаивает на том, что с афиши. Поэтому первым пунктом странствия становится кабинет, из которого открывается лучший вид на центральную афишу театра
Непростая история
По пути Дмитрий Вихрецкий и Татьяна Шерстневская рассказывают историю театра и помещения, в котором он сейчас находится.
С 1871 в этом здании располагалась пересыльная тюрьма. Сначала она торжественно называлась «Пересыльным Замком», а в 1930-е годы стала «Тюрьмой НКВД № 2». Сидел в ней и отец Виктора Офрихтера, художественного руководителя Театра кукол с 1960 по 1982 годы. Именно Виктор Давидович поднял творческую работу кукольного на принципиально новый уровень и принимал активное участие в обустройстве сцены. В 2010 году на здании Пермского театра кукол была открыта мемориальная доска в его честь.
«Представьте, каково ему было быть режиссёром нашего театра кукол?..»
Казалось бы
— фронтовик, партиец! А всё равно приходил отказ. Потом узнали, в чём дело. Уже после смерти Офрихтера наш художник разыскал в архиве его дело... А в то время биография человека имела очень большое значение.
Спрашиваю
Театр кукол вне своих нынешних стен начал жизнь в 1937 году. Долгое время существовал без помещения. Иногда ему предоставляли крохотную комнатку или две: одну для декораций, вторую для репетиций. А во время войны театр фактически остался без крыши над головой. Репетировали в саду имени Горького или на квартирах у актёров. В 1943 году, поставили первую кукольную оперу «Муха-цокотуха», посвящённую эвакуированным московским детям.
Потом газета «Звезда» опубликовала статью о важности детского театра для города, в ней она задавалась вопросом: «Сколько можно скитаться?!». Тогда помещение, где после тюрьмы располагались мастерские, а затем клуб им. Дзержинского, решили отдать кукольникам. Реконструкцию здания под театр сделали ленинградские архитекторы, активное участие принимал Сергей Образцов.
Сцена — одна из лучших в стране
Чтобы попасть в достроенную часть, делаем всего несколько шагов. Перешагнув из 1871-го в 1959-й, оказываемся в фойе большего зала.
Здесь проходят художественные выставки и ёлки («Для нас это настоящий День сурка
Миновав фойе, входим в большой зал, вмещающий 260 зрителей. Он красивый, обновлённый. В планах театра на этот год ещё много строительных работ
Пока рассматриваем убранство зала, на сцене кипит жизнь. Идёт монтаж декораций: на следующий день дают «Муму». Завтрашнего спектакля ждёт и светоаппартная, зайти в неё нас приглашает человек со светофильтрами в руках
«Все спрашивают, как так у нас свет плавно отключается. Обычно мы отвечаем, что просто очень медленно вынимаем вилку из розетки»,
О сцене театра Дмитрий Вихрецкий и Татьяна Шерстневская говорят с гордостью:
Слушая провожатых, поднимаем головы вверх. Над нами
От сцены до потолка здесь
О боге, дьяволе и ритуальных куклах
Переступив порог склада, покрываемся мурашками
Ещё несколько шагов, и попадаем в тёплую часть холодного цеха. Тут тоже много ящиков с реквизитом: объекты из папье-маше, гипса, бумаги. Им, в отличие от неприхотливых соседей, нужны иные условия хранения.
«Считается, что театр кукол
Возвращаемся к коридору, в котором разложен реквизит «Муму», ждущий завтрашнего выхода на сцену. Дмитрий Вихрецкий ловким движением обхватывает крестообразную конструкцию, к которой чёрными нитями привязана марионетка.
Правду о появлении марионетки не знает никто. Но существует легенда, что Marion, Marionetta
— «маленькая Мария», кукла, посвящённая Деве Марии,— рассказывает худрук Театра кукол.— Это отражает взгляд человека на вопрос его происхождения и того, кто им руководит. Сейчас по отношению к кукле я нахожусь сверху, как бы на позиции бога. А есть перчаточные куклы (например, Петрушка), там рука как регулирующий механизм находится снизу, как бы на позиции дьявола.
По устрашающе узеньким лестницам держим путь к так называемому трюму
В хранилище кукол нас ожидает пузатый Самовар, Железный Дровосек и другие симпатичные персонажи. В этом пространстве часто проводятся экскурсии и мастер-классы, поэтому здесь представлены куклы разных систем: есть и планшетные куклы
Это была ритуальная кукла. Ритуал проводился в палатках. Для участия в нём приглашали исключительно мужчин, ни женщин, ни иностранцев не пускали. У каждой куклы был персональный гробик, они что-то разыгрывали внутри, а что именно
— никто не видел. Казалось, что это такой театр теней. Хотя это не театр был совершенно! Лишь в XX веке из тростевой куклы сделали куклу театральную.
По рассказам Татьяны Шерстневской, кукольникам в Индонезии жилось хорошо. Считалось, что они «богами командуют», поэтому город кормил и лечил их бесплатно.
«Театр оживлённого предмета»
За соседней дверью
Из места света шагаем в сварочный цех
С нетерпением ждём знакомства с умельцами. Нас провожают в швейный цех. Тут выполняются все швейные работы: от мельчайшей обшивки куколок до изготовления самых сложных костюмов на актёров и одежды сцены. Например, невероятных объёмов ковры. Здесь же нас знакомят с Ириной Колчановой, реквизитором.
В театре я работаю уже три года. Одно образование у меня философское, а другое
— педагогическое,— рассказывает Ирина.— Сюда попала... Нет, не случайно. В детстве ходила мимо театра кукол и думала, что это же так здорово— работать тут. Взрослый человек сидит и играет в куколки! Уже устроившись, вспомнила, что я об этом мечтала. Резюме по театрам отправляла целенаправленно. Писала, что хочу быть реквизитором, правда, под этим словом подразумевала бутафорскую работу. На деле содержание оказалось другим, но я очень рада, что теперь здесь! Мне даже неудобно говорить, что я иду на работу. Говорю: «Я иду в театр».
У каждого спектакля есть «раскладка», когда перед постановкой в определённом месте раскладывается весь реквизит. Этим занимается Ирина. Также под её ответственностью
Из швейного цеха идём к бутафорам. За одним из столов в одиночестве сидит человек. В его руках рождается голова будущей куклы. На столешнице хаотично разложены инструменты и эскизы. Дмитрий представляет нам гостя пермского театра
Виктор Никоненко
Я работал в драматическом театре, потом в балете, в музыкальном. И, честно говоря, не любил кукольный. А, увидев барнаульский театр, понял, насколько это интересно и какие есть возможности. Влюбился! И уже 30 лет влюблён. У меня две «Золотые маски» за лучшую сценографию, две
— за лучший спектакль и за мой авторский спектакль (где я и режиссёр, и художник). Я до такой степени в эту тему вжился, что стал сам ставить полностью всё. За спектакль «Сеньор»— это по Маркесу— ребята тоже получили «Золотую маску».
Виктор убеждён: процесс постановки в кукольном сложнее, чем в драматическом. Сначала художник-постановщик вместе с режиссёром придумывают спектакль и персонажей. После этого составляется техническое задание
Виктор Никоненко
Кукольник — артист синтетический
Перестав отвлекать от творческого процесса одного творца, отправляемся отвлекать другого. В репетиционном зале прямо в этот момент шлифуется спектакль «Сказки Пушкина», премьера которого состоялась 25 марта. Режиссёр Вадим Смирнов, художественный руководитель Оренбургского театра кукол, так вовлечён в происходящее, что нас не замечает. Под руководством его рук, артисты плавно двигаются под мистические музыкальные мотивы.
Спрашиваю, какая роль отводится актёру в кукольном театре. Дмитрий Вихрецкий поясняет
Например, в «Муму» актёр в специальном костюме является частью персонажа и частью декорации. В этом спектакле важна концепция: кукла
— это человек, а актёр по отношению к ней— душа человека. И то, что у человека на душе, показывает актёр. Например, кукла поклонилась, потому что её заставили это сделать, а человек возмущается, сопротивляется. Внимание на главном объекте акцентируется с помощью света, паузы, взгляда.
Дмитрий убеждён, что актёр театра кукол
Прерывать происходящее в репетиционной не представляется возможным. Идём смотреть, на какой стадии подготовка сцены. Монтировщики как раз закончили собирать монументальную конструкцию
Продолжаем путешествие малым залом на 85 мест. На сцене
«Игорь
Из светоаппаратной нам предлагают прогуляться к буфету. Из-за его дверей доносится нарастающее жужжание, похожее на «Ом». Сакральные звуки издают артисты
Трое ребят приехали в Пермь из Ярославля два года назад. Говорят
Кукла
— это кукла, кроме неё в спектаклях есть много объектов, которые анимируют, двигают, оживляют. Ими может быть всё что угодно, даже такая рамка (вертит в руках.— Прим. авт.). Терминология для таких объектов ещё устанавливается. В Польше появился термин, который на русском звучит не очень благозвучно— анимант.
Артист театра кукол
— артист синтетический,— добавляет актриса Марина Морозова.— Он может делать всё! Особенно в наше время, когда гораздо больше возможностей. Он должен уметь и петь, и танцевать, отлично говорить и при всём этом уметь работать с куклой, ведь это его основной рабочий инструмент. Я сама пришла из драматического театра, и считаю, что артисты театра драмы ограничены в возможностях по сравнению с нами.
И немного о будущем
Мы завершаем путешествие. Точку нам предлагают поставить на заднем дворе.
***
- Читайте также интервью с бывшим худруком Пермского театра кукол Александром Янушкевичем о премьере спектакля для самых маленьких спектакля «Меня зовут Лёк».
- Интервью с Татьяной Сергеевной Шерстневской, завлитом Пермского театра кукол, о её творческой судьбе, о театре и о способах предотвращения трагедий современного города.
- Интервью с Полиной Борисовой, французской актрисой русского происхождения, которая в конце 2016 года приехала в Пермь по приглашению Александра Янушкевича со своим спектаклем «Go!»
Рекомендуем почитать
От перемены мест слагаемых сумма не меняется
Очереди, возврат билетов и абонементов. Как бассейны, фитнес-клубы и театры Перми живут после введения системы QR-кодов
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае
Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+