X

Рассылка

Подкасты

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Геннадий Вожжеников

Александр II, Михаил Романов, Фёдор Достоевский и «Королева бензоколонки». Памятники, которые мы заслужили?

В Перми могут появиться памятники Александру II, Великому князю Михаилу Александровичу Романову, Фёдору Достоевскому и «королеве бензоколонки» Надежде Румянцевой. Памятник Достоевскому Общественный совет по топонимике при главе города уже утвердил, бюсты Александру II и Михаилу Александровичу находятся на рассмотрении.

Бюст Михаила Романова

Где: Сквер им. Решетникова (улица Монастырская).

Кто инициатор: Региональное отделение Российского военно-исторического общества в Пермском крае. Председатель общества, экс-министр культуры Пермского края Игорь Гладнев рассказал, что концепция и аналитическая справка была отправлена на Общественный совет по топонимике при главе Перми. Однако пока заявка советом не рассмотрена.

Что собой представляет: Отлитый в бронзе бюст великого князя Михаила Александровича. Скульптуру высотой 1,37 м хотят установить на постаменте из гранита. Общая высота памятника может составить 3,57 м. На постаменте хотят выгравировать надпись: «ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ».

Фото: Исторический парк «Россия — Моя история» Пермь

Кто автор: Пермский скульптор Алексей Матвеев. Горожанам он известен по скульптуре фотографа, который входит в композицию памятника «Пермяк — солёные уши», и памятнику кардиохирургу Сергею Суханову.

Эскиз бронзового бюста был представлен в рамках Романовских чтений, а потом на открытии парка «Россия — моя история». Скульптор Матвеев говорит, что работать над образом Великого князя Михаила Александровича начал в 2017 году. Он решил создать не парадный императорский портрет, а показать в князе прежде всего человека, раскрыть его черты — великодушие, честность, порядочность, достоинство и в то же время человеческую простоту. Поэтому он изобразил Великого князя в шинели, без эполет и погон.

Великий князь Михаил Александрович Романов: Младший сын императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, брат императора Николая II родился в Санкт-Петербурге 4 декабря 1878 года. После Октябрьской революции в марте 1918 года Михаил Александрович и его секретарь Николай (Брайан) Джонсон были арестованы и по решению Совета народных комиссаров высланы в Пермскую губернию до особого распоряжения. В Перми они были помещены под арест в камеры одиночного заключения, а через пять дней освобождены под надзор Пермского ЧК.

В ночь с 12 на 13 июня 1918 года Михаил Александрович вместе с секретарём Джонсоном был похищен группой чекистов и милиционеров во главе с Гавриилом Мясниковым, вывезен за город и расстрелян под Пермью. Официально было объявлено, что он похищен неизвестными. Его останки обнаружить не удалось. В 1981 году великий князь Михаил Романов был канонизирован Русской православной церковью за границей в числе новомучеников российских.

Бюст Александра II

Где: Перед зданием на улице Советской Армии, 28.

Кто инициатор: Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю намерена установить бюст к 300-летию Перми. И вместе с этим преобразовать сквер перед зданием на улице Советской Армии, 28, в котором располагается ведомство.

Фото: ФССП по Пермскому краю

Что собой представляет: Бронзовый бюст Александра II высотой 0,89 м, установленный на гранитном постаменте, выполненном из Токовского гранита (carpazi), высотой 1,77 м. Общая высота памятника составит 2,66 м. Текст надписи на постаменте: «Император АЛЕКСАНДР II 1818-1881 Великий ЗАКОНОТВОРЕЦ России».

Кто автор: Копия работы русского скульптора Матвея Чижова (1838-1916). Кстати, именно он создал бюсты императора Александра II для харьковских судебных установлений и для пермской земской управы. Где этот бюст находится сейчас, неизвестно. Зато уменьшенную копию в металле или в гипсе можно приобрести на Алиэкспресс или Вайлдберриз.

Сейчас Федеральная служба судебных приставов открывает памятники Александру II по всей России. Например, они уже установлены в Красноярске и Ярославле.

Фото: r24.fssp.gov.ru

Александр II: Российский император. Родился 29 апреля 1818 года в Москве. Старший сын императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны. В 1837 году, ещё будучи цесаревичем, посетил губернский город Пермь. В 1864 году отделил судебную власть от исполнительной, законодательной и административной, обеспечив её полную независимость. 1 ноября 1865 года подписал положение, которым окончательно был определён статус судебных приставов в России. 14 марта 1881 года погиб в результате нападения народовольцев на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) в Санкт-Петербурге.

Памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому

Где: Сад Декабристов.

Кто инициатор: Пермское отделение российского общества Достоевского.

Кто автор: скульптор Алексей Матвеев, архитектор-реставратор Геннадий Воженников, идейный вдохновитель Олег Сыромятников и архитектор Александр Рогожников.

Что собой представляет: Памятник из бронзы 2,6 м) на постаменте. Общая величина — 5,5 м. Образ писателя задумчивый. Он стоит в распахнутом пальто, которое придерживает одной рукой, а другой рукой прикрывает книги. По замыслу создателей, это должно символизировать «преемственность классической русской литературы и представлять собой пластическую цитату самого Достоевского: „Все мы вышли из шинели Гоголя“».

Проект памятника Фото: Геннадий Вожжеников

Кто такой Фёдор Достоевский: Писатель, один из самых читаемых и переводимых в мире. Во время ссылки дважды побывал в Перми: сначала по пути в Сибирь в 1850 году, а в 1859 году по возвращении из неё. После неоднократно упоминал Пермь в своих сочинениях: в «Униженных и оскорблённых», «Преступлении и наказании» и «Дневнике писателя». В 2016 году по инициативе общества вернулось название улицы имени Достоевского.

Изначально памятник хотели установить в этом году — к 200-летию писателя. Но это сделать не удалось. 12 декабря на месте предполагаемой установки памятника был заложен камень.

Председатель Пермского отделения российского общества Достоевского Олег Сыромятников рассказал, что общество без помощи власти прошло весь подготовительный этап создания памятника.

«Сейчас надо начинать земляные работы, но только за археологическую экспертизу попросили 708 тыс. руб. Таких денег у нас нет. Обращения к Президенту, в Минкульт РФ, Госдуму РФ, к отдельным депутатам, губернаторам (их за это время сменилось уже три), мэрам также не дали результатов. Общий бюджет памятника с момента утверждения проекта увеличился почти на 2/3 и составляет около 17 млн руб. Камень на месте памятника может пролежать столько же, сколько стоит зоопарк на месте кладбища именитых людей Перми, если не ещё дольше», — посетовал он.

«Королева бензоколонки»

Где: АЗС «Лукойл-Пермь» в центре города или Международный аэропорт «Пермь».

Кто инициатор: ООО «Лукойл-Пермь».

Кто автор: Неизвестно.

Что собой представляет: Образ актрисы Надежды Румянцевой из кинофильма «Королева бензоколонки». По словам источника в ООО «Лукойл-Пермь», идея установить такой памятник около одной из АЗС в центре города или в аэропорту циркулирует давно. Однако есть сложности с согласованием места. Эскизы будут адаптированы под конкретное место. Если проект будет утверждён, это будет первый памятник актрисе Румянцевой в России.

Фото: Кадр из фильма «Королева бензоколонки»

Надежда Румянцева: Советская актриса (1930-2008). Героини Румянцевой — озорные, целеустремленные, прямодушные, иногда лукавые, полудевочки-полувзрослые. Среди лучших ролей Надя Берестова в фильме «Неподдающиеся» (1959) и Тося Кислицына в фильме «Девчата» (1961), Людмила Добрыйвечер в комедии «Королева бензоколонки» (1962) и Рая Орешкина в фильме «Крепкий орешек» (1967).

Некоторые сцены фильма «Девчата» были сняты в поселке Яйва Пермской области.

«Общественное пространство — это траектория движения города в будущее»

Мы попросили руководителя музея современного искусства PERMM Наилю Аллахвердиеву прокомментировать предложенные инициативы. Она считает, что Перми нужен мастер-план паблик-арт-программы, который бы описывал стратегию размещения объектов произведений искусства в общественных пространствах:

«Под паблик-артом я понимаю любое произведение искусства: памятники, мемориальные доски — всё за исключением стрит-арта, который нельзя регламентировать и который не зависит от желания горожан.

Поскольку город не может запрещать устанавливать памятники, мемориальные доски и другие объекты, возникает хаос инициатив. Если нет общей идеологии развития размещения объектов в городе, город превращается в разнородное пространство, в котором невозможно понять, какие у него приоритеты и цели развития. Общественное пространство — это траектория движения города в будущее.

Мастер-планирование — это общемировая практика. Особенно оно развито в Америке, потому что там высокая конкуренция городов, есть деньги и желание репрезентировать собственные ценности у большого количества элит. Чем дальше, тем больше мы будем сталкиваться с накоплением в городе большого количества визуальных историй. И только с помощью такого документа мы сможем их регламентировать.

В Перми не хватает художественного совета — органа, который бы принимал решение относительно согласований тех или иных проектов. В нём должны быть искусствоведы и архитекторы — специалисты, которые могли бы давать рекомендации по поводу доработки проектов. Поскольку его нет, любая инициатива согласовывается и реализуется в городе.

Мемориальная политика в городе тоже может обсуждаться, потому что многие памятники и мемориальные доски сейчас выглядят как надгробья. Никто не против памяти, но форма этой мемориальной политики должна быть сформулирована. В мире накоплен разнообразный опыт высказывания, а мы продолжаем воспроизводить опыт XIX века, причём в его худшем качестве. Это неадекватно современным возможностям и художественным практикам.

Сейчас мы слышим о намерении „Лукойл-Пермь“ установить на территории аэропорта памятник „Королеве бензоколонки“. Какое отношение актриса Надежда Румянцева имеет к Перми? Или к аэропорту? Мы этого не знаем. Видимо, рифма такая: бензоколонка, аэропорт, а самолёты летают на бензине? (Смеётся.) Здесь вообще игнорируется экспертность в области современного искусства. И чиновники, опираясь на свой нулевой бэкграунд, принимают такое решение.

Это недопустимо! В конечном итоге мы получим странное качество общественных пространств. С точки зрения территориального маркетинга это ужасный откат назад. Бульвар Советской Армии превратился в бульвар надгробий. Инициаторы установки мемориалов принимают решение на основе своих эгоистических интересов. Но и город не видит общей линии и отказать не может, потому что нет ни одного документа, который бы это регламентировал. Улица Сибирская — это зона рекреации, там люди должны гулять и получать удовольствие от прогулки. Зачем туда внедрять мемориальные объекты? Или мемориальные объекты должны быть другими и не противоречить рекреации. Объекты должны быть более тонкими и деликатными.

Поэтому и нужен документ, регламентирующий установку паблик-арт объектов, в котором должно быть сформулировано положение, что Пермь — территория будущего. И мы хотим, чтобы у нас появлялись произведения новых технологий, которые повышают разнообразие городской среды и помогают накапливать новый опыт городу.

Но ничего этого нет! Ни чиновники, ни инициаторы установки памятников не видят тех горизонтов, которые бы позволяли улучшить качество городской среды, чтобы она была более аттрактивной (привлекательной) и содержательной. Среднестатистический горожанин чаще ходит по улицам, чем по музеям. Его контакт с городом очень важен: он меняет его сознание».

***

Ранее мы писали, что в Перми планируют установить пятиметровый памятник Фёдору Достоевскому.

Мнения историков, журналистов и краеведов о том, нужен ли Перми двухэтажный монумент Комсомолу.

Об истории создания пермских памятников, какие смыслы в них вкладывались и как менялось отношение общества к истории, высеченной в камне, — читайте в нашем проекте «Пермское монументальное».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь