X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Меньше души, но больше экшена. Какие у Голливуда получаются ремейки французских фильмов

В прокат вышел новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий». Он снят по мотивам французского фильма «Инкассатор» 2004 года. Это далеко не первый случай, когда в Голливуде переснимают кино из Франции. Поскольку фильмы из этой страны нежно любимы и в России, то давайте посмотрим, как часто у американцев получалось удачно адаптировать французские сюжеты. Спойлер: в основном выходило не очень.

Небольшое, но важное пояснение. «Фабрика грёз» постоянно разыскивает новые идеи и сюжеты, порой заглядывая в самые необычнее места. Даже к нам. Из «Майора» Юрия Быкова в США сделали сериал «Семь секунд», а вскоре режиссёр «Бабушки лёгкого поведения» Мариус Вайсберг переснимет с американскими актёрами наш главный новогодний фильм — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (даже интересно, что они сделают со второй частью названия).

Также, говоря о ремейках, можно было бы упомянуть знаменитых «Отступников» Мартина Скорсезе, сюжет которых был взят у гонконгского фильма «Двойная рокировка». Или припомнить, как Сильвестр Сталлоне сначала оказался в вариации на тему французской комедии «Оскар», а потом вообще сыграл главную роль в очень плохой новой версии важнейшего для Англии фильма «Убрать Картера».

Но при подготовке этого материала выяснилось, что почему-то чаще всего в Голливуде переснимают кино из Франции. «Гнев человеческий» — яркий тому пример. Переделка американцами французских фильмов — это целое явление, в котором очень интересно разобраться. Особенно нам, поскольку ещё со времён СССР в России к фильмам из Франции питают весьма тёплые чувства и несколько крайне популярных в наших краях картин подвергались творческому переосмыслению в Голливуде.

«Тотальная слежка» (1991 год) — «Правдивая ложь» (1994 год)

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Зайдём сразу с козырей, то есть с самого удачного, заметного и неожиданного американского ремейка. В перерыве между вторым «Терминатором» и «Титаником» Джеймс Кэмерон снова поработал с Арнольдом Шварценеггером, и снял свой, наверное, самый легкомысленный и весёлый фильм — «Правдивую ложь». Он рассказывает о примерном семьянине, который долгие годы скрывал от своей жены, что он не простой клерк, а шпион; та же, заскучав, завела интрижку с мошенником, выдающим себя за шпиона. Сюжет целиком взяли из фильма «Тотальная слежка», снятого классиком французских комедий Клодом Зиди в 1991 году.

Здесь американцы поступили максимально уважительно к первоисточнику: везде в выходных данных «Правдивой лжи» Клод Зиди, Симон Микаэль и Дидье Каминка, написавшие «Тотальную слежку», указаны как соавторы сценария. А многие шутки и сцены из французского фильма прямо перешли в голливудский. Например, знаменитый эпизод с автоматом, стреляющим в падении по лестнице.

Несмотря на то, что у них общий сюжет и многие другие элементы, оригинал и ремейк — очень разные фильмы. «Правдивая ложь» больше про отличный экшен: погони, скачки, драки, перестрелки и прочее. При Кэмероне в кресле режиссёра и Железном Арни в главной роли это не удивительно. Семейная история там хоть и очень важна, но всё-таки на втором месте.

Понятно, что у французов не было таких бюджетов. Да им и не нужно было, потому что Клод Зиди снимал про другое. В его фильме действие не покидает Парижа, а работа шпиона показана хоть и опасной, но всё же рутиной. Главному герою Франсуа (Тьерри Лермитт) приходится устанавливать жучки в машинах террористов и скрытые камеры в квартирах проституток или взрывать склады боеприпасов в Чехии... то есть грузовики с ракетами на границе с Италией. Он, конечно, может надрать задницы негодяям, но Франсуа не такой супергерой как Щварц. Он обычный человек, у которого проблемы в отношениях с женой Хеленой (Миу-Миу) и детьми. Как раз на этих отношениях «Тотальная слежка» и сосредотачивается. Там есть даже подсюжет, не вошедший в ремейк, о том, как Франсуа выследил и наставил на путь истинный своего сына, который начал прогуливать школу и пропадать неизвестно где. Отец подозревает самое страшное, но в итоге оказывается, что сынок лишь записывает рэп в каком-то странном сарае с очень подозрительными личностями.

Так что оба этих фильма представляют собой два разных взгляда на одну занятную историю. В «Тотальной слежке» есть приземлённость, тонкий французский юмор (шуток там гораздо больше, чем в ремейке), человечность и разрешение личных проблем с помощью злоупотребления властью. В «Правдивой лжи» есть отличный экшен, наикрутейший Шварценеггер и сногсшибательная Джейми Ли Кёртис с её потрясающим танцевальным номером. И оба фильма точно не разочаровывают, в отличии от большинства ремейков.

«Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972 год) — «Человек в красном ботинке» (1985 год)

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Ставлю сто франков, что вы и не догадывались о существовании ремейка нежно любимой в нашей стране шпионской комедии с Пьером Ришаром. И что главные роли в нём сыграли молодые Том Хэнкс, Джеймс Белуши и Кэрри Фишер (на тот момент уже прославившаяся в трилогии «Звёздных войн»). И фильм этот называется «Человек в красном ботинке». Теперь вы знаете о его существовании, но пусть это будет просто интересный факт. Потому что если вы видели французский оригинал, то смотреть американский фильм нет никакого смысла. Впрочем, если не видели, то посмотрите, и вторую часть «Возвращение высокого блондина» тоже: это отличные комедии. Но к ремейку не прикасайтесь. Ведь он как художественное произведение абсолютно никакой.

Да, действие перенесли в Штаты, а шпионские страсти кипят не вокруг поста главы некой французской контрразведки, а вокруг вполне конкретной должности директора ЦРУ, но в остальном «Человек в красном ботинке» повторяет за «Высоким блондином...» почти всё. Даже мелочи вроде платья с открытой спинкой, в котором в оригинале щеголяла Мирей Дарк.

Но вместе с французской лёгкостью и обаянием Пьера Ришара из фильма пропал юмор и какой-либо смысл его смотреть. Слишком многое в «Высоком блондине в чёрном ботинке» было завязано на ришаровской эксцентричности и подвижности. Том Хэнкс, конечно, выдающийся актёр, но эксцентрика не его формат. Из-за этого в комедии положений, где на ней всё построено, молодому Хэнксу оказалось просто ничего играть.

Поэтому вместо обаятельного недотёпы музыканта, случайно угодившего в шпионский замес, в котором он выживает лишь благодаря собственному незнанию, неловкости и порой откровенным идиотизму и везению, в «Человеке в красном ботинке» главный герой оказывается просто безэмоциональным кучерявым поленом, которое бросили в реку и оно плывёт по течению. Остальные актёры тоже не то чтобы особо стараются, а шутки и постановка ужасающе вторичны даже для ремейка, потому что их и не подумали как-то по-своему подать в новых декорациях. Наблюдать это всё не очень интересно. Лучше вместо этого в который раз пересмотреть то, как милейший Пьер Ришар под отличную музыку съезжает по эскалатору в разных ботинках.

«Никита» (1990 год) — «Убийца» («Возврата нет») (1993 год)

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Когда-то давно было время, в котором Люк Бессон был не бледной, разорившейся тенью, а выдающимся режиссёром и сценаристом, снимавшим оригинальные фильмы с сильными и яркими героями (а чаще героинями). Некоторые из них были так хороши, что моментально запоминались и навсегда входили в массовую культуру. Одной из таких героинь стала Никита из одноимённого фильма. Бандитка-наркоманка, которую силой заставила работать на себя неизвестная спецслужба, сделавшая из неё киллера. Но не согласная с участью хладнокровной убийцы Никита смогла, по-своему, кинуть кураторов.

Сюжет о Никите обрёл небывалую популярность. Под этим именем даже вышло два сериала: канадский «Её звали Никита» и американский «Никита». Интересно, что в последнем главную роль сыграла Мегги Кью, которая до этого снималась в гонконгском боевике «Обнажённое оружие», тоже посвящённом теме женщин-убийц, которые ищут лучшей доли. Даже у нас делали вариации «Никиты», причём в виде сериалов: это отличная и захватывающая «Охота на Золушку» 2000 года и вышедшая в прошлом году наискучнейшая и просто бессмысленная «Надежда».

Естественно, полнометражный ремейк, снятый в Америке, у «Никиты» тоже есть. Это вышедший в 1993 году фильм Point of No Return. У нас это название переводят очень по-разному: «Возврата нет», «Точка невозврата», а на «Кинопоиске» фильм вообще значится как «Убийца». Но это не важно, потому что, по сути, это всё та же прекрасная и смертоносная Никита. Но тут это Мэгги, которую играет Бриджит Фонда. Ну и французский шарм в фильме заменён на американскую прямолинейность, а музыка Эрика Серра на композиции Ханса Циммера. В остальном это отличный и точный ремейк одного из важнейших хитов Люка Бессона. Не больше, но и не меньше. А это уже весьма неплохо. В дальнейшем этому режиссёру так везти с ремейками не будет.

«Такси» (1998 год) — «Нью-йоркское такси» (2004 год)

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Люка Бессона прославили не только фильмы, которые он лично снял, но и те, к которым он писал сценарии или продюсировал их производство на своей студии EuropaCorp. Одним из таких успешных проектов стала серия фильмов «Такси». У нас истории о том, как марсельский таксист-лихач Даниэль (Сами Насери) помогает незадачливому полицейскому Эмильену (Фредерик Дифенталь) ловить преступников, не нуждаются в лишнем представлении. И во всём мире они тоже хорошо известны: об этом говорят сборы франшизы, которые долго оставались очень высокими. Так что неудивительно, что в Америке её решили переснять.

Ремейк вышел в 2004 году, через год после того, как увидела свет уже третья часть оригинальной серии. В США фильм назывался просто «Такси», а у нас, чтобы не запутаться, его выпустили под именем «Нью-йоркское такси». В сценаристах у него значится сам Люк Бессон, но кажется, что это всего лишь дань уважения: и сценарий писала группа ремесленников-ноунеймов, и снимал фильм такой же малоизвестный режиссёр. От этого становится понятно, почему итоговый продукт вышел таким... странновато-посредственным.

В фильме были интересные идеи вроде замены главного героя героиней, благодаря чему за руль того самого прокаченного такси села находившаяся тогда на пике популярности Куин Латифа. Банду грабителей банков тоже переделали в грабительниц. Правда, ими оказались сплошь модели из Латинской Америки и с их объективацией в «Нью-йоркском такси» слегка так перегибают. Но на этом всё интересное и оригинальное в ремейке французского хита заканчивается.

В остальном же в голливудском фильме умудрились легко сломать простейшую схему, на которой работало «Такси». Да, погони в «Нью-йоркском такси», конечно, неплохие, но не так захватывают, как в оригинале. Но не в гонках дело. Оказалось, что достаточно выкинуть не самую великую сложность персонажей, их юмор и тщательное выстраивание отношений друг с другом, и на выходе получится серое и пресное нечто с неплохими покатушками.

Если в оригинальном фильме любовные линии обоих главных героев были важной частью сюжета, то в ремейке они лишь рудимент, который можно без проблем вырезать. От этого Белль — героиня Куин Латифы — упростилась до сюжетной функции. Во французском «Такси» полицейский Эмильен был славным парнем, просто оказавшимся не на своём месте. Да, он никудышный опер, но на фоне общего бардака в полиции даже он неплох, поскольку сохраняет хоть каплю рассудка и совести. Поэтому Даниэль поладил с ним.

В американском фильме героя-полицейского зовут Энди, его играет комик Джимми Фэллон, и он (персонаж, а не Фэллон) — жалкое, бесячее ничтожество, глупость и некомпетентность которого вызывают не сочувствие и понимание, а желание, чтобы эпизод с ним поскорее закончился. А в фильме большинство эпизодов с ним.

Но есть ещё один момент, из-за которого ремейк «Такси» в США не мог в принципе получиться удачным. Дело в том, что важнейшей частью, может быть, даже более важной, чем отличные погони, во всей этой французской кинофраншизе был беспощадный стёб над полицией. Французы не испытывают особого пиетета перед своими силовиками и очень любят от души посмеяться над ними. Вспомнить хотя бы героев Луи де Фюнеса —жандарма Крюшо и комиссара Жюва. А упомянутый выше Клод Зиди снял целую комедийную трилогию «Откройте, полиция!» о коррумпированных стражах порядка. Фильмы серии «Такси» со своим великолепным комиссаром Жибером (Бернар Фарси) достигают в издевательстве над полицией каких-то заоблачных вершин. После них кажется, что во Франции на службу берут только идиотов, отчего неудивительно, что почти всех бандитов в этих фильмах ловят ушлый таксист и одна-единственная компетентная сотрудница Петра (Эмма Сьоберг).

В США, даже сейчас, всё совсем по-другому. На экране может твориться какая угодно «Полицейская академия», но человек в форме всё равно обязан служить и защищать, и если не всех, то часть негодяев поймает (или совершит подвиг во время поимки) именно он, а не какой-то приблудный водила.

Вот и выходит, что американцы, перенося на свою почву «Такси», просто убили душу этого фильма. Отчасти намеренно, отчасти случайно, но так или иначе вышел кадавр, не удовлетворяющий зрителя всячески.

«13-й район» (2004 год) — «13-й район: Кирпичные особняки» (2014 год)

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Брутальность, злые улицы, крутой экшен, внезапный важный социальный посыл и, самое главное, ПАРКУР!!! Причём в исполнении одного из основателей этой дисциплины Давида Белля. Это всё составляющие крутости фильма «13-й район». Правда, и он, и его сиквел — «Ультиматум» — не очень хорошо выступили в прокате. Паркура и разговоров о проблемах гетто оказалось маловато для коммерческого успеха.

Но зато достаточно, чтобы спустя десять лет после выхода первой части в Голливуде сделали его ремейк. Видимо, наученный опытом «Нью-йоркского такси» Люк Бессон (а это тоже его проект) в этот раз сам написал сценарий. Точнее, добавил в старый несколько нововведений вроде эффектной женской драки или целой сюжетной линии о том, как герой-полицейский Дамьен (Пол Уокер) идёт по стопам убитого отца и мстит бандитам за него. Но самое необычное нововведение — это то, что в финале антагонист Тремейн Александр (рэпер RZA) не погибает из-за жадности, как Таха в оригинале, а встаёт на сторону главных героев, исправляется и даже баллотируется в мэры Детройта, куда перенесено действие фильма. Да, главарь банды, убийца и наркоторговец, чуть не жахнувший по городу ракетой с термоядерной бомбой, претендует на пост главы этого самого города. Впрочем, даже такая кандидатура всё равно лучше, чем любой застройщик.

А в остальном это всё тот же старый добрый «13-й район». Даже не постаревший за прошедшие годы Давид Белль на месте. Правда, из-за того, что он плохо говорил по-английски, пришлось выдумывать оправдания того, как в американском гетто оказался француз. Но, несмотря на все проверенные элементы, «Кирпичные особняки» создают ощущение фальшивых ёлочных игрушек. Брутальность, злые улицы, посыл и ПАРКУР!!! вроде на месте, но всё равно кажется, что что-то не так.

Видимо, дело тут и в понятной вторичности ремейка, и в том, что экшен проседает: даже напарника Белля играет не спортсмен и каскадёр вроде Сирила Рафаелли из оригинала, а актёр. Поэтому в кадре видно, что по физухе Пол Уокер сильно уступает основателю паркура, отчего пара их драк выглядит так, будто Белль прикладывает всё усилия, чтобы не вырубить партнёра раньше. Свою мрачную тень на фильм накладывает и трагическая смерть Пола Уокера. Дамьен в «Кирпичных особняках» — это последняя его полноценная роль, и фильм посвящён памяти актёра.

«1+1» (2011 год) — «1+1: Голливудская история» (2018 год)

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Трогательный, смешной и очень искренний фильм режиссёров Оливье Накаша и Эрика Толедано «1+1» (в оригинале Intouchables) о внезапной дружбе между утончённым парализованным богачом Филиппом (Франсуа Клюзе) и его помощником, грубоватым бывшим зэком из предместья Дриссом (Омар Си) неожиданно стал общемировым хитом. Простая история никого не оставляла равнодушным. Фильм на свой лад пересняли в Индии и Аргентине. Голливудский ремейк был лишь вопросом времени.

Фильм «1+1: Голливудская история» (в оригинале The Upside) вышел в 2019 году. Миллиардера, прикованного к инвалидному креслу, сыграл главный варщик всех времён и народов Брайан Крэнстон, а его друга, которого тут зовут Делл, комик Кевин Харт. Фильм вышел на удивление стерильным и пресным. Куда-то пропали юмор, ирония и лёгкость оригинала. Попытка нагнать драмы через отношения Делла с сыном вышла неплохой, но она повисает в воздухе. В эмоциональном плане почему-то убита вся концовка, которая в ремейке вышла ужасно скомканной.

С актёрами тоже что-то неладное. Химия между Крэнстоном и Хартом возникает лишь в паре сцен, и то ненадолго. Кажется, что Крэнстону в такой сложной роли удивительным образом очень тесно, отчего он не выдаёт и половины своих актёрских возможностей. А Кевин Харт местами просто раздражает. В отличие от простодырого, но искреннего героя Омара Си, его Делл выглядит чересчур нахальным и разбитным, отчего местами он откровенно бесит. А ещё тут есть Николь Кидман. И это всё, что можно сказать про её роль.

Ремейк «1+1» — отличный пример для завершения этой статьи. Потому что наглядно показывает, как при переносе интересного сюжета к себе Голливуд просто уничтожает всё, что было в нём хорошего, и ничего не предлагает взамен. Но даже в таком виде продукт может быть успешен. «1+1: Голливудская история» собрал довольно неплохую кассу в прокате. Но для завершения у нас есть более актуальный пример.

«Инкассатор» (2004 год) — «Гнев человеческий» (2021 год)

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

У нас уже вышла рецензия на новый фильм Гая Ричи. Но стоит отдельно поговорить о его связи с первоисточником и отметить принципиальные различия двух фильмов. Гай Ричи и его соавторы сценария сохранили фабулу «Инкассатора», а также перенесли из французского фильма в свой множество цитат и сцен, многое переосмыслив согласно духу времени. При этом они изрядно дополнили сюжет, серьёзно прописав мотивацию как главного героя, так и его противников.

Но не в этом самое главное различие между оригиналом и ремейком. Главное, что их радикально отличает друг от друга, — это атмосфера, подача и общая динамика действия. «Инкассатор» — настолько мрачное, вязкое, медленное и откровенно депрессивное кино, что Андрей Звягинцев нервно курит в сторонке. Главного героя — Александра Дюмарре (Альбер Дюпонтель) — приводят в службу инкассации тяжёлые личные проблемы. Сама фирма перевозки денег с говорящим названием Vigilante («бдительность») представляет из себя какое-то гнилое болото вопиющей деградации и непрофессионализма: Алекса берут на работу почти с улицы; вся подготовка — шесть выстрелов из револьвера в год. В этой конторе бесцельно прозябают лузеры и отщепенцы самых разных мастей, в ожидании пока её совсем прикроют, ну, или выкупят американцы (сейчас это звучит иронично).

При этом в городе кто-то нападает на инкассаторские фургоны, и эта угроза висит над всеми героями Дамокловым мечом. Финальный бой с грабителями в французском фильме выглядит пусть и жестоким, но логичным уничтожением этого и без того подыхающего воплощения человеческого отчаяния. А то, что кто-то смог дать бандитам отпор, говорит о том, что не всё до конца потеряно.

«Гнев человеческий» про диаметрально противоположные вещи. Эйч и его враги показательно круты, спокойны, выдержаны, целеустремлены и сверхпрофессиональны. Они представляют из себя две могучие, противопоставленные друг другу силы, обширные возможности которых Гай Ричи описывает подробно и в красках. И эти силы обязательно столкнутся и схватятся не на жизнь, а на смерть. Ожидание этого столкновения Ричи мастерски провёл через весь фильм, постепенно усиливая это напряжение, натягивая его как струну до состояния, когда она вот-вот должна лопнуть. Поэтому предсказуемость и прямолинейность — это, как ни удивительно, плюс картины. Ведь благодаря понимаю, к чему всё идёт, к финальной перестрелке зритель морально готов уже ко всему. Он с нетерпением ждёт звука лопнувшей струны. И, ох, какой это звук!

Получается, что Гай Ричи взял за основу французский фильм, который весь состоял из упадка, разложения, уныния и погибели. И вот на этом материале фактически создал гимн профессионализму, выдержке и расчёту. Поэтому самое суровое наказание в «Гневе человеческом» несёт тот человек, из-за которого и возникли все проблемы, поскольку в сложных ситуациях он вёл себя не как профи, а как последняя крыса. Пожалуй, это уже делает «Гнев человеческий» одним из самых интересных и даже неожиданных ремейков, примерно на уровне «Правдивой лжи», а может и выше.

***

Читайте также: Рассказ пермской студентки о жизни и учёбе во Франции.

Интервью с послом Франции Сильви Берманн о Дягилевском фестивале, Курентзисе и санкциях.

«Очень удивился, что так много таксистов говорят по-французски». Интервью с парижанином, который прожил в Перми два года.

Слушайте подкаст о фильме Гая Ричи «Джентльмены».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь