Пермский «Мемориал» и Центр городской культуры совместно с интернет-журналом «Звезда» запускают цикл материалов в рамках проекта «Гражданские сезоны. Пермские дни памяти». Публикуем тексты, повествующие и осмысляющие те темы, которые стали предметом обсуждения во время «Гражданских сезонов»
Гражданские сезоны. «Пермь-36: история репрессий. Главы 29-30»
Представляем очередные главы рукописи Андрея Никитина. Текст посвящён музею «Пермь-36», а точнее, тому, как менялось отношение к нему со стороны властей, как оттеснялись от руководства основатели, супруги Виктор Шмыров и Татьяна Курсина, и во что в итоге превратился музей истории политических репрессий.
Глава XXIX
14.08.15 «ПОСЛЕДНИЙ АДРЕС» ПРИШЕЛ В ПЕРМЬ
В Перми установлены первые мемориальные таблички в память о жертвах политических репрессий. Пермь стала четвертым городом-участником проекта «Последний адрес».
Партнерами фонда «Последний адрес» выступили Пермское краевое отделение Международного общества «Мемориал» и Музей советского наива, подготовивший к акции выставку о судьбах пятерых репрессированных пермяков.
(из пресс-релиза АНО «Пермь-36»)
«В Пермь наконец-то приходит проект „Последний адрес“
В это время
Карта ГУЛАГа, «Возвращение имён», «Последний адрес», международные волонтёрские лагеря
«А волонтерские лагеря
— до сих пор удивляюсь, как нам удается их проводить, разводит руками Латыпов.— Находим партнеров, финансирование. После отказа от сотрудничества с нами нынешних руководителей Мемориального комплекса эти лагеря большей частью проходят в бывшей зоне „Створ“».
«Створ»
В 2014 году Пермский «Мемориал» презентовал первую интерактивную Карту террора и ГУЛАГА в Прикамье. К тому времени работа над ней длилась около года, продолжается она и по сей день. На карте, в которую легко попасть с сайта «Мемориала», можно найти различные объекты
«Когда начинали работу над картой, думали, что на ней будет около 500 объектов. Сейчас
— уже более 1100. И такое ощущение, что сделали разве что чуть больше половины»,— говорит Роберт Латыпов.
После того, как АНО «Пермь-36» прекратила свою работу, в которой немалое место уделялось созданию и прокату передвижных выставок, эту нишу также вынужден был закрывать «Мемориал». За 2016-17 годы сотрудники «Мемориала» развертывали выставки в без малого сорока учреждениях Пермского края.
Глава XXX
27.09.15 ЛЕНИНСКИЙ СУД ПОТЕРЯЛ ЛИЦО И УМЫЛ РУКИ
В Перми завершился процесс первой инстанции по заявлению АНО «Пермь-36» о незаконности признания этой общественной организации иностранным агентом. Судья Ленинского районного суда Перми Валентина Лисовская отказала требованиям АНО «Пермь-36» о незаконности проверки общественной организации и внесения ее в реестр иностранных агентов.
По оценкам присутствующих в зале суда представителей общественной организации, насколько грубо и предвзято было сфабриковано решение о признании АНО «Пермь-36» иностранным агентом, настолько же непрофессионально и необъективно вел себя суд, пытающийся отстоять правильность этого решения.
В ходе судебного заседания основные претензии к АНО «Пермь-36» сводились к проведению международного форума «Пилорама», который усилиями краевой власти уже три года как прекратил свое существование на Прикамской земле. Более того, речь шла о «Пилораме», проходившей в июле 2012 года. А закон об иностранных агентах вышел в ноябре 2012 года.
Многочисленные вопросы и уточнения участников процесса во время судебного заседания позволили понять, что судья Лисовская совершенно искренне считает, что якобы звучавшие в программе «Пилорамы» критические высказывания в адрес власти
Когда же в ходе судебного процесса неожиданно для судьи выяснилось, что «Пилорама» неизменно проходила при поддержке Министерства культуры по Пермскому краю, стало ясно, что политической деятельностью (в понимании проверяющих минюста и судьи Лисовской) вполне успешно занималось таким образом само министерство во главе со своим министром Игорем Гладневым.
Татьяна Курсина вспоминала:
«Суд в очередной раз показал всю абсурдность и заказной характер обвинений в адрес нашей общественной организации. Об этом свидетельствует и сам текст жалобы, с которой началась проверка, и результаты этой проверки, сработанной наспех, с грубыми фактическими и даже грамматическими ошибками, и даже поведение проверяющих, которым явно самим было неудобно от того, что их заставляют проделывать».
***
Читайте также: репортаж Михаила Даниловича из бывшего исправительно-трудового лагеря для осуждённых «Створ» близ Чусового.
37/17
Интервью Сергея Пархоменко о проекте «Последний адрес».
Цикл «Звезды» «Последний адрес», в котором мы рассказываем о людях, пострадавших от политических репрессий в годы советской власти.