X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Тимур Абасов
166статей
Рецензии

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

«Вино из одуванчиков»: Вспоминайте лето

Тёплый летний воздух, запах травы, игры весь день с друзьями, сбор одуванчиков, пружинящие новые теннисные туфли, счастливое детство, взросление, яркая память и даже смерть — из этих и многих-многих других вещей состоит повесть Рэя Бредбери «Вино из одуванчиков». Кажется, что сюжет этого знакового для мировой литературы произведения просто невозможно пересказать — настолько тонко и лирично изложена история, оставляющая удивительное светлое впечатление. А возможно ли воплотить хоть часть этого волшебства на сцене? Такую попытку сделали в Пермском театре кукол, где прошла премьера мюзикла «Вино из одуванчиков».

Постановка культовой повести Рэя Бредбери для Театра кукол — очень важный и амбициозный проект. По словам худрука театра и режиссёра спектакля Дмитрия Вихрецкого, «Вино из одуванчиков» всего-то пару раз ставили в России, и никогда в кукольном театре. К тому же постановка приурочена к восьмидесятилетнему юбилею театра, поэтому она задумана как подарок к круглой дате. Большой, яркий и необычный подарок в неожиданном формате мюзикла.

Поэтому к работе над «Вином из одуванчиков» были привлечены серьёзные творческие силы. Инсценировку и стихи песен написал известный драматург Михаил Бартенев. Именитый композитор Алексей Шелыгин сочинил музыку, аранжировку которой подготовил Александр Колесников.
Соавтором спектакля стал художник-постановщик Олег Каторгин. Также в подготовке спектакля участвовали режиссёр по пластике Ирина Ткаченко и хормейстер Ольга Махьянова, ведь артистам Театра кукол необходимо в этой работе петь и танцевать. Причём петь и танцевать пришлось всем актёрам театра без исключения, потому что в спектакле труппа задействована целиком. И каждый актёр важен, второстепенных героев нет, так что никаких вторых составов.

Фото: Тимур Абасов

Результаты такой сложной и кропотливой работы налицо. Внешне механизм красочного и сложносочинённого спектакля работает без сбоев: декорация эффектно трансформируется, одни актёры виртуозно справляются с куклами (некоторые из них управляются сразу двумя кукловодами), а другие работают в живом плане — танцуют и поют наравне с куклами в одном общем ритме. В музыкальных номерах и фрагментах, где звучат тексты из повести, на сцене создаются яркие и легко узнаваемые образы героев Рэя Бредбери. Образы жителей вымышленного городка Гринтаун, с которыми пересекался летом 1928 года 12-летний мальчик Дуглас Сполдинг. Это его брат Том (Павел Дитятин), его прабабушка (Татьяна Смирнова), соседские дети, старый полковник Фрилей (Эдуард Опарин), который Линкольна видел, создающий Машину Счастья Лео Ауфман (Андрей Долгих) и его супруга Лина (Наталья Капитанова), загадочная мисс Лумис (Лариса Нагогина) и многие другие. И у каждого их них своя интересная, увлекательно рассказанная в специальном эпизоде история.

Фото: Тимур Абасов

Как и повесть, спектакль «Вино из одуванчиков» состоит из этих самых разнообразных историй разных людей. Их так же связывает вместе Дуглас Сполдинг. Но если в книге мальчик просто так или иначе встречался с ними, то в спектакле истории подаются словно воспоминания уже повзрослевшего Дугласа. Поэтому условного главного героя играют сразу три артиста. Дуглас в возрасте — это почти рассказчик, и его весь спектакль в живом плане играет Андрей Тетюрин. Дуглас в детстве и в молодости — уже кукольные, за них отвечают Михаил Кропотов и Сергей Гапоненко.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Сам режиссёр называет постановку интерпретацией произведения Бредбери, хотя спектакль пытается следовать за повестью в идейной и композиционной составляющей. В этом одновременно удача и беда «Вина из одуванчиков». Все эпизоды для каждого героев сделаны интересно, со своей «изюминкой» и стилем. Поэтому многие из них получаются довольно интересными и запоминающимися — чего стоит хотя бы сцена в женском клубе «Жимолость» или весёлое выбивание ковра. Хорошо удаются как массовые сцены, так и те, в которых есть всего пара актёров. Но если в книге все отдельные истории в итоге создавали поистине волшебную атмосферу лета, то в спектакле общая атмосфера просто не складывается. Каждый отдельный герой со своим эпизодом остаётся сам по себе. Кроме этого, сойтись общей картинке мешает то, что при неизбежном сокращении текста при переносе на сцену кое-где пострадала логика.

Такая калейдоскопичность не была бы большой проблемой, если не идейная составляющая. В «Вине из одуванчиков» Рэй Бредбери из лёгких детских впечатлений выводил тяжёлые размышления о таких вещах, как память, взросление и даже смерть. И писатель делал это поступательно, плавно переходя от детских проблем к взрослым. Но в спектакле линия детства и впечатлений о лете практически отсутствует. Удивительно, но в «Вине из одуванчиков» вино из одуванчиков упоминается лишь один раз — в очень светлой и доброй начальной песне. И поскольку Дуглас в детстве тут раскрывается слабо, то на первый план выходят темы памяти и смерти. Конечно, с детьми (у спектакля возрастная маркировка «12+») можно и нужно говорить и об этом, но из-за отсутствия той самой летней радости, спектакль, несмотря на все замечательные сценические решения, становится очень тяжеловесным, местами мрачноватым, а кое-где даже пугающим.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Поэтому от этого мюзикла Театра кукол остаётся странное впечатление. Назвать спектакль плохим или неудавшимся нельзя. Работа, проделанная всеми людьми, причастными к его созданию, поистине огромна, и она впечатляет. Нельзя не восхититься тем, как играет вся труппа Театра кукол. Заметно, что всех актёров это очень важный спектакль, в котором они старались показать максимум и действительно выложились по полной.

Просто в «Вине из одуванчиков» вспоминают очень многое, но не лето. И не только лето 1928-го года, а вообще лето. Символ чего-то бесконечно светлого, тёплого, радостного, но порой и горестного. А если не вспоминать лето, то зиму пережить будет гораздо труднее. Особенно в нашем климате.

***

  • Читайте также репортаж Лары Павловой с прогулки по закулисью Пермского театра кукол в проекте «Механика театра».
  • Интервью с Татьяной Сергеевной Шерстневской, завлитом Пермского театра кукол, о её творческой судьбе, о театре и о способах предотвращения трагедий современного города.

Рекомендуем почитать

Мы видим солнце и Лира с цветами для пластиковой мыши. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших во второй половине пандемийного сезона

Григорий Ноговицын

Новое на сайте

Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня

Сергей Якупов

Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае

Юрий Куроптев

Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»

Полина Путякова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+