Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
«Превращение»: Обыкновенная ксенофобия
Лето для театров — это период затишья. Яркие и важные премьеры в это время — большая редкость. Поэтому в межсезонной тишине особенно громко звучит новый спектакль Пермского театра кукол, поставленный по повести Франца Кафки «Превращение». Хотя, независимо от времени премьеры, эта постановка неминуемо бы стала событием. Ведь благодаря мастерству, с которым выполнены все составляющие спектакля, из замкнутой и личной истории прорастают общечеловеческие проблемы.
Жанр «Превращения» определён как «оксюморон по мотивам повести Франца Кафки». Действительно, в спектакле хватает совмещения несовместимого, и от текста произведения он тоже отходит. Хотя текста как такового в «Превращении» практически нет. Создателям спектакля
Начинается сценическое «Превращение» с другого пробуждения. С больничной каталки встаёт главный герой, которого артист Валерий Пенягин весь спектакль играет в «живом плане». Затем следует сцена уютного семейного торжества. Кукольная семья Грегора Замзы (Сергей Гапоненко и Михаил Кропотов)
Вообще, этот спектакль насыщен символами, важными для его понимания. Самые яркие из них
Режиссёр и художник создают и постепенно усиливают этот эффект за счёт того, что кукольная фигура Грегора не сразу становится насекомым, а обращается в неё поэтапно
Перерождающийся Грегор Замза, осваивающий свои новые способности и пытающийся вырваться к семье человек с телом насекомого выглядит отталкивающе, и при этом мучающегося героя по-настоящему жалко. Чего стоит один только эпизод, в котором Грегор печально скребёт тараканьей лапкой стекло своей камеры. По своей жути этот короткий фрагмент превосходит многие фильмы ужасов, при этом он наполнен сокрушительной тоской и буквально завораживает.
Из-за того, что текст повести Кафки не звучит в спектакле, из него выпали внутренние монологи и предыстория жизни Грегора Замзы. Как говорит сам Александр Борок, это сделано специально, чтобы показать, что подобное могло случиться с каждым. Этот же ход обостряет и делает главной темой «Превращения» брезгливое отношение семьи к изменившемуся сыну. Лица всех членов семьи специально сделаны практически одинаковыми, но чем больше Грегор начинает отличаться от них, тем сильнее его боятся, не принимают и не могут (или не хотят) разглядеть в нём человека. В итоге в этой своей инстинктивной ксенофобии мама, папа и сестра доходят до того, что сами, вроде бы не сильно меняясь, вдруг превращаются в созданий, более страшных, чем Грегор.
Важнейшую роль в создании густой атмосферы кошмара и тоски в «Превращении» играет музыка, которую написал Андрей Занога. Во многом именно она задаёт тон всему происходящему. По сути, музыка с действием здесь сливаются в единое целое. Как написано в программке, сам композитор не хотел бы называть эту музыку тапёрской, хотя возникающие в этом спектакле ассоциации с немым кино и его музыкальным сопровождением вполне естественны. Причём музыка в «Превращении» довольно полярная, и вслед за довольно жёстким рок-н-рольным запилом может зазвучать скрипка или фортепьяно.
Смена музыки
Раскрытие этого героя не только совмещает всё несовместимое в спектакле вместе и объясняет разные мелкие детали, вроде времени действия (1912 год), немецких газет и радиозаписей с объявлением о гибели «Титаника», но и выводит историю «Превращения» из клаустрофобного пространства маленькой квартирки и личной истории в поле глобальных, общечеловеческих проблем. И оказывается, что главным символом здесь был сам превратившийся Грегор Замза. Он олицетворяет всё то чужое, постороннее, непонятное, что пугает обычных людей вроде его семьи. То, что люди отвергают, никак не хотят принять, и рады были бы от этого избавиться. «Превращение» сильным, выразительным, и даже порой пугающим образом наглядно показывает, что зазор между бытовой, обыкновенной ксенофобией и обыкновенным фашизмом меньше, чем расстояние между пассажирами в машине, в которой персонажи спектакля едут в конце. И начавшись в маленькой квартирке, эта нетерпимость может стать началом огромной катастрофы.
«Превращение»
***
- Читайте также о том, как в Пермском театре кукол готовились к премьере «Превращения».
- Репортаж Лары Павловой с прогулки по закулисью Пермского театра кукол.
Рекомендуем почитать
Гриппозная Россия Кирилла Серебренникова
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае
Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+