«В небе, на земле и под водой...»
В галерее «Марис Арт» до 21 сентября открыта персональная выставка работ Павла Микушева (Сыктывкар).
Живопись Павла Микушева уже не первый год сопровождает Международный фестиваль этнических культур KAMWA и, по словам искусствоведа Ольги Старцевой, является его визуальным рядом.
На открытии выставки 5 сентября зрителей встречали «Чердынские богини» в исполнении пермского театра «Мимикрия». Перформанс как дополнение произведений живописи сопровождали звуки флейты. Маски женских персонажей действа органично перекликались с образами полотен выставки. И это не случайно: ведь создателем масок «Чердынских богинь» является Павел Микушев.
Автор был не склонен подробно говорить о своих работах. Как подчеркнул художник после окончания официальной части открытия выставки, «визуал передает свои идеи образами, а не словами». Единственное, чем поделился художник с присутствующими,
Павел Микушев:
По мнению директора фестиваля KAMWA Наталии Шостиной, Павел Микушев более чем скромен. Он «один из наиболее известных художников, живущих при нас. Или мы, скорее, живём при нём...»
Сам автор, вместо объяснений концепции выставки «В небе, над землей и под водой...», весело общался с публикой, показывая в лицах притчу народа коми о костре и давая советы по воспитанию талантов:
Когда к художнику подошел один из посетителей выставки и выразил своё восхищение: «I am so impressed by your exhibition...»,
— Павел Георгиевич рассмеялся: «Вот почему вы так внимательно слушали— не понимали ни слова! Спасибо!»
Самый маленький посетитель выставки осваивал пространство выставочных залов галереи и в какой-то момент удобно расположился внутри стеклянной тумбы в форме куба. «Кубист! Среди нас есть представитель кубизма!»
Сам художник
По мнению куратора выставки «В небе, на земле и под водой...» Ольги Старцевой, «у Павла Микушева красивая позиция в создании своего художественного языка», в основе которого лежит национальный удмуртский орнамент. Еще в 1990 году, собирая материал для дипломной работы, Микушев увлёкся изучением мифологии коми и пермским звериным стилем. Наряду с исследователями народного изобразительного и прикладного искусства коми, он неоднократно ездил в фольклорные экспедиции, где видел богатство орнаментов вышивки, тканых изделий, резьбы и росписи по дереву бытовых предметов. Именно традиционный орнамент стал структурной составляющей произведений художника.
Ольга Старцева:
Действительно, в полотна Павла Микушева хочется вглядываться долго, находя в них узнаваемые предметы, такие, например, как прялка, встроенные в архетипический образ «Древа жизни». Многомерность полотен словно включает генетическую память и одновременно удивляет новизной образов. Каждая картина