Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Путешествие к центру и за пределы. Что нужно знать о выставке «Земля Музъем», которая открылась в Музее PERMM
«Земля Музъем» — новая выставка, которая открылась в Музее современного искусства PERMM. В переводе с удмуртского «музъем» — это «земля», «почва», «территория» и даже «планета». Одновременно это слово похоже на «музей». Эти параллели музея как просто земли и почвы, территории и планеты художники пытаются переосмыслить на трёх этажах PERMM. За пару дней до открытия интернет-журнал «Звезда» посетил PERMM, в котором шёл монтаж выставки, и пообщался с кураторами выставки — микро-арт-группой «Город Устинов».
Кирилла (мужская половинка микро-арт-группы «Город Устинов») обступили три пермских волонтёра, им предстоит помочь монтировать выставку. Художник объясняет, что и как нужно разложить. Потом подходит к трём рабочим, которые на стремянке подвешивают к потолку объект «Большой корень» Татьяны Агафоновой. Визуально объект представляет собой корень, который сделан из обрезков ткани и различных найденных предметов. Видимо, корень тяжелый. Его держат трое рабочих. Один из них спрашивает, на какой высоте его нужно закрепить. Кирилл отходит и говорит, что он должен висеть ближе к полу, а Наталья (женская половинка микро-арт-группы «Город Устинов»)
Я замечаю, что подобные объекты, только поменьше, свисают и с других участков потолка.
«Это архитектурная часть экспозиции, которая создает ощущение подземного мира. Они символизируют прорастание новой выставки в музейном пространстве, в процессе которого обживаются потолок, стены и даже одна из колонн»,
— объясняет Кирилл.
Первый этаж художники назвали «Почва», а надо бы «Подземельем». Здесь темно, сверху прорастают корни. Экспонаты подсвечены световыми инсталляциями пермского художника Петра Стабровского.
«Мы видим то, что буквально находится под ногами и одновременно связывает со всем миром. Здесь природные и привычные материалы и их частицы
— камушки, зёрнышки, кусочки ткани и другие— стихийно трансформируются. Здесь в абстракции и неопределённости проявляется свобода. Здесь прикосновение, импровизация, рукотворность порождают многообразие форм, и в частности прорастают корнями»,— поэтично написано в аннотации выставки.
Центральным объектом первого этажа станет работа «Манифест». И это не случайно. Особое внимание «Город Устинов» уделяет взаимодействию с публикой. Язык их художественной практики прост и не требует специального изучения. Работа «Манифест»
«Мы хотим остановить внимание зрителя, замедлить его, привлечь его внимание к мельчайшим деталям,
— объясняет Кирилл.— Научить чувствовать и ценить пространство, начиная с мельчайших его частиц. Мы общаемся с публикой на „микро-языке“ взаимодействия с пространством. И одновременно хотим сделать зрителей соучастниками творчества. Поэтому в витринах будут доступны пинцеты, каждый зритель может составить свою работу из микроматериалов».
Кирилл рассказывает, как во время резиденции в Цюрихе «Город Устинов» сделал инсталляцию в небольшой галерее, которая представляет две оконные витрины на самой тусовочной и длинной улице. Одну витрину художники заполнили различными предметами, которые нашли на улице. А другую оставили открытой и предложили жителям Цюриха самим заполнить это пространство
Мы поднимаемся на второй этаж. На полу лежат ковры и люстры, столы и стулья. Около стен
«Мы предлагаем пермякам совместно обустроить „Дом“
— условно жилое пространство с люстрами, столами и стульями. Это уютное, свободное от искусства, незанятое место. Здесь можно заниматься ничем или вглядываться в окружающий „Горизонт“. На его линии можно различить художников и арт-группы, деятельность сообществ, ландшафты и просто личные вещи»,— говорит Кирилл.
Вещи реальные, принадлежат обычным пермякам. Художники кинули клич через социальные сети музея, пермяки откликнулись и дали на время собственные ковры, люстры, столы и стулья. Один из столов привез Центр городской культуры.
«Горизонт», про который говорит Кирилл, образован разной покраской стен. Внизу они покрашены в коричневый цвет, а вверху
«С другой стороны, это условная линия почвы, соединяющая второй с первым этажом. Выше неё материалы становятся предметами, а вместо абстрактных следов представлены артефакты социальных отношений. Ниже располагается то, из чего всё „вырастает“
— корневые системы, отсылки к основам и „бэкграунду“. В этой части выставки— множество мировоззрений и смыслов, мы как бы оказываемся за пределами музея. Архитектуру „Горизонта“ образует единый модуль для полочек, конфигурация расположения которых меняется в зависимости от проектов»,— продолжает Кирилл.
Здесь представлены актуальная художественная сцена Ижевска и нехудожественные проекты
Одна из особенностей работы «Город Устинов»
На стене располагаются примеры сортированных отходов: бумага и картон, плёнка и полиэтилен, пластиковые бутылки и тарный пластик, металл, батарейки, органические отходы и прочее с небольшими экологическими текстами, а так же вещи, способные сделать повседневную жизнь более экологичной, и фотографии, показывающие деятельность сообщества.
Другой пример взаимодействия художника и нехудожников
Тому, как искусство меняет вокруг себя жизнь, посвящён проект «Деревня Сеп». Жители деревни Сеп преображают собственную деревню доступными средствами, а вместе с организацией «KAMA records» (Нижний Новгород) разрабатывают концептуальные проекты: «Народный музей исчезнувших деревень», «Культурный квартал деревни Сеп», Sep Community. Жителями движет простое желание сохранить своё поселение и сделать так, «чтобы люди не уезжали».
Третью часть выставки, которая разместилась на последнем этаже музея, художники назвали «Планета». В зале царит пустота. По мнению художников, этот зал должен стать своеобразным хабом в цифровую реальность, то есть в пространство, которое находится вне географии. С этой целью здесь разместят несколько комплектов виртуальной реальности
«В этой большой выставке мы суммировали весь наш художественный и жизненный опыт. Выходит, над „Земля Музъем“ мы работали 33 года»,
— рассказывает Кирилл.
Художники родились между 1984 и 1897 годом. В это время город Ижевск был переименован в Устинов.
«А сейчас Устинова нет, значит, мы географически не привязаны к конкретной локации. Мы как бы находимся в некой внегеографической территории, которая перемещается по разным городам и странам и одновременно их объединяет
— Ижевск, Москву, Цюрих»,— считает художник.
Кирилл говорит, что для него Пермь
Да и потом, Пермь тоже была на время переименована в Молотов.
***
Выставка «Земля Музъем» открылась в Музее современного искусства PERMM (бульвар Гагарина, 24) и будет работать до 26 января 2020 года.
Рекомендуем почитать
«Наступает диктатура нормального». Композитор Владимир Раннев — о современной музыке и творческой свободе
Новое на сайте
Самые свежие данные по заболевшим коронавирусом в Перми, России, в мире и динамика с начала пандемии
«Речной вокзал и торговый центр — это две разные Перми». Урбанист Святослав Мурунов о прошлом и будущем городов
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+