Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Пастухов против России». История пермского предпринимателя, которого полицейские сделали инвалидом
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал жителя Перми, предпринимателя Алексея Пастухова потерпевшим от действий полиции. В 2011 году его незаконно задержали и избили. В результате он стал инвалидом первой группы. По решению ЕСПЧ, Пастухову должны выплатить компенсацию 45 тыс. евро.
В ночь на 6 февраля 2011 года предприниматель Алексей Пастухов был задержан и доставлен в полицию. Накануне он продал свой торговый киоск. Возвращаясь домой после сделки навеселе, перепутал квартиру, думая, что пришёл к матери. Начал стучать в дверь. Жители вызвали полицию.
Как утверждает мама бизнесмена, когда Алексея задерживали, его оглушили шокером. Это всё происходило около 3-х часов ночи. Затем полицейские отвезли его в отдел полиции № 4 УМВД по Перми. Днём бизнесмена, который впал в кому, доставили из полиции в больницу
Впоследствии у предпринимателя диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга тяжёлой степени с гематомами (в том числе внутримозговыми), перелом свода черепа с переходом на основание, длительный коматозный период, гематомы по всему телу, включая паховую область и половые органы, следы ожогов сигаретами, на запястьях
В октябре 2011 года Алексея признали недееспособным, а в июле 2013 года он стал инвалидом I группы. Сейчас ему выплачивается пенсия 19,5 тыс. рублей и он находится на иждивении матери, поскольку не может себя обслуживать самостоятельно.
Следователь того же отдела полиции, сотрудники которого имели отношение к избиению, отказал в возбуждении дела. Отказ не был основан на результатах каких-либо следственных или оперативных мероприятий. Всего за три с лишним года после избиения правоохранительные органы вынесли семь решений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Последний отказ в возбуждении уголовного дела был вынесен 28 декабря 2012 года в следственном отделе по Мотовилихинскому району Перми СУ СК РФ. Следствие не обнаружило в действиях четырёх сотрудников ОВД, которые избили предпринимателя, состава преступления.
В конце концов дело всё же возбудили
Не найдя справедливости в российских инстанциях, в декабре 2014 года родственники потерпевшего подали жалобу в Европейский суд по правам человека. Помогали им юристы фонда «Общественный вердикт». Решения ждали 5 лет.
Суд установил, что пермского предпринимателя незаконно задержали, подвергли бесчеловечному и унижающему достоинство обращению в полиции, а со стороны государства не было эффективного расследования.
ЕСПЧ назначил компенсацию материального ущерба 20 тыс. евро и 25 тыс. евро морального вреда. Компенсация должна быть выплачена в течение 3-х месяцев с момента вынесения решения. Деньги будет выплачивать РФ в лице Министерства финансов.
***
Член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Татьяна Марголина в ходе пресс-конференции, посвящённой этой истории, рассказала, что в этом деле много странностей.
«Очень странно, что следователем были изъяты медицинские документы при поступлении пациента в медицинское учреждение,
— поясняет Татьяна Марголина.— На фотографиях родственников зафиксированы гематомы по всему телу, включая паховую область, половые органы, следы ожогов, предположительно, от сигарет на запястьях, следы сдавливания наручниками. В деле все эти документы не фигурировали и не были представлены на судебно-медицинскую экспертизу. Мне кажется очень важным, что на вопрос „почему были такие непрофессиональные действия следователя?“ ответ не получен до сих пор. И степень вины этого должностного лица не определена».
Руководитель юридической практики по основным свободам Фонда «Общественный вердикт» Елена Першакова сообщила, что решение ЕСПЧ позволяет снова поднять вопрос о возбуждении уголовного дела на национальном уровне.
«Здоровый человек был доведён до степени инвалида первой группы, у него очень большие расходы сейчас идут на медицинское обслуживание. Мне бы очень хотелось, чтобы это решение поступило во все отделы полиции. Я собираюсь также добиться, чтобы Министерство юстиции РФ официально перевело этот текст (решение ЕСПЧ по делу „Пастухов против России“
— Прим. ред.) и разместило на своём сайте. Кроме того, считаю необходимым провести экспертные совещания с участием правоохранительных органов и в том числе надзирающих за следственными органами с тем, чтобы в Пермском крае не возникало таких ситуаций впредь»,— пояснила она.
Юрист добавила, что у РФ есть обязательство не подвергать человека пыткам или жестокому обращению, вне зависимости от того, сопротивлялся он или не сопротивлялся. По закону сотрудники силовых ведомств могут применять физическую силу и спецсредства, но всему должна быть мера. Соответственно, это должно быть адекватно, но по решению суда этот вопрос даже не рассматривался.
«В целом по России у нас есть порядка 100 дел, которые тоже касаются пыток и жестокого обращения. Из 100, дай бог, чтобы 2-3 дела возбудили сразу же. Это касается того, что РФ не может донести до сотрудников, что бить задержанных нельзя. Я не говорю, что это происходит только в РФ. В любой стране это есть. Другой вопрос
— в каком размере и к чему это приводит»,— отметила Першакова.
Изначально защитники Пастухова заявляли сумму 240 тыс. евро морального вреда, при этом они ориентировались на дело Михеева против России в 2006 году. Сумма материального вреда заявлялась порядка 290 тысяч. В эту сумму входила стоимость лекарств и лечение за границей, причём всё было подробно расписано и обосновано. Европейский суд посчитал, что необходимость лечения за границей не доказана.
Состояние здоровья Пастухова поддерживают родственники. Благодаря этому оно частично восстановилось. В течение года после той ночи он не мог говорить, не узнавал свою мать и ничего не помнил.
Елена Пастухова говорит, что сейчас очень много денег уходит на лекарства, поскольку ему прописали препараты только импортного производства. А их приходится приобретать ежемесячно.
«У Алексея очень сильные головные боли, поэтому приходится приобретать уколы. Один укол стоит 11 тысяч. Сейчас ещё и организм к этому привыкает, поэтому, возможно, придётся переходить на более мощные препараты. У Алексея растёт сын, но после случившегося семья разрушилась. Алексей пережил развод».
Алексей нуждается в постоянном уходе, и его нельзя надолго оставлять одного, продолжает Елена Пастухова. У него атрофировано зрение, один глаз полностью не видит. Но внешне, если бы не шрам на голове, можно было бы сказать, что он обычный человек, ничем не отличающийся от других.
«Каждое утро сын мне говорил: „А ты кто?“ Это страшно слышать. Я благодарю врачей, которые вытащили сына с того света».
Останавливаться Елена Пастухова не думает, хочет продолжить искать справедливость дальше, уже в российских судах.
«Очень трудно в нашей стране чего-либо добиться. Здоровье-то не вернуть обратно, а это самое главное. Просто жаль, что такая система в нашей стране. И, скорее всего, это надолго»,
— говорит она с тревогой в голосе.
Рекомендуем почитать
«Бомба замедленного действия». Пермский краевой суд отменил решение гордумы об установлении рекреационного назначения на бывшем полигоне ВКИУ
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае
Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+