X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
27 мая 2020
26 мая 2020
Фото: Надежда Павлючкова

Городские фотографы. Надежда Павлючкова

Надежда Павлючкова живёт в Тюмени, в большом старом доме, вместе с мужем Владимиром Кочневым — барабанщиком известной в среде сибирского андеграунда группы «Центральный гастроном». Сама себя Надежда называет «фейковым фотографом», говоря: « У меня даже нет выставок и вряд ли будут, но мне нравится это». Выставочной площадкой для Надежды стал фейсбук, куда она почти ежедневно выкладывает новые фотографии: уличные зарисовки и сцены, виды уходящей деревянной архитектуры Тюмени, натюрморты из вещей, найденных в собственном доме, в огороде или на улице. Именно вещи с историей часто становятся героями её снимков, а тюменские окраинные улочки в её объективе предстают целой сокровищницей для старьёвщика, в которой можно найти буквально всё — от старых штофов и пузырьков до картин местных художников или редких старых книг.

Надежда Павлючкова

В фотографию я пришла случайно восемь лет назад. Так случилось, что выросли сыновья, и когда-то большая семья, требующая сил и времени, вдруг растворилась в пространстве, и ты остался не у дел — было такое ощущение. Однажды я реставрировала старую крынку, найденную по дороге, и вдруг она почему-то стала жить странной жизнью, окруженная стайкой осенних астр, мне захотелось зафиксировать это, зафиксировать именно старую вещь и цвет. Была первая цифровая камера, которую когда-то я покупала детям — и понеслось. Первая камера была подарена сестрой, камера Nikon, с тех пор в принципе ничего не изменилось, снимаю на Nikon, но, думаю, для меня не принципиально: я буду фотографировать на любую, лишь бы она была.

В основном я снимаю на улице, но назвать это стрит-фотографией я не могу, так сложилось. Обычно я фотографирую истории старых вещей, старых домов — по большому счету, свою историю, про себя. Фотографирую дома, очень люблю эту затянувшуюся во времени серию, потому что дому моему почти 140 лет, и он такой вот артефакт во времени. Три года назад при съемке одного старого дома я нашла старинный стеклянный штоф, и появилась история другой Тюмени, сюрреалистическая, снятая через этот штоф.

Фотографировать на улице я уже не боюсь, но приватную зону людей стараюсь не нарушать. Но если кадр того стоит — снимаю. Тяжелее было привыкнуть снимать через бутылку на улице, очень привлекает внимание. Что интересно, возникает много обычно смешных моментов, любопытства, но агрессии не встречала. Самое трудное — это фотографировать в своем районе, Затюменке, район старый, люди подозрительно относятся к съемке, но потихоньку фотографирую. Меня почему-то любят старые вещи и дома, они всегда ждут меня, чтобы я сфотографировала их, показывают свои лучшие стороны, и свет почти всегда на моей стороне. У меня есть несколько фотоисторий про дома, которых уже нет на карте Тюмени — иногда, если повезет, и истории людей из этих домов, но вещи много могут рассказать, и я слышу их. По большому счету, я не фотограф, а просто фотографирую свою историю во времени, фотодневник.

***

На этом месте прямая речь героини заканчивается и начинаются фотографии. Снимки Надежды Павлючковой самодостаточны, но важно, что ко многим из них она пишет аннотации в фейсбуке или просто описывает там ощущения от очередной прогулки. Эти трогательные тексты (а по сути — полноценные лирические мини-зарисовки), пожалуй, стали важной частью её творчества, поэтому мы решили привести некоторые из них здесь без изменения и корректуры.

Город

Фото: Надежда Павлючкова
Золотые рыбки Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова

Весна и красное пальто, близнецы-сестры. Вечер, гуляю, но не фотографирую, иду и придумываю себе красоту. Под ногами вертится маленькая черная собачка, впереди красное пальто и бежевые сапожки, лицо не важно, я придумываю историю, что красное пальто спешит на свидание и я как привязанная иду за ним. Прошли всю набережную, пальто ускоряет ход, каблучки вдруг ожили и весело так стучат по асфальту, толстая черная собачка вдруг тоже похудела и подобрала живот и выписывает почти танго. Наконец у банка я поднимаю глаза, ничего особенного, просто не молодой уже человек протягивает руки навстречу красному пальто и черной собачке и танец завихрился вновь. Сегодня, хмурое утро, фотографирую у ЦУМА в отражении облезлого киоска, и опять красное пальто, господи думаю я, пошли желтое, не успела подумать как в отражении появился молодой человек в шикарном желтом пальто. Весна.

Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова

Хотите знать о чем я думаю на съемке. Совсем не про фотографию, ни о том что бы швЭдер снять, мысли совсем дурацкие. Вчера искали старые подушки от старых диванов,матрацы, одеялки для Вериных подопечных собак Динки и Цуцки, живущих в доме на Пристанской. Приехали на Пароходскую, в старые дома под снос, над этими домиками возвышаются уже громадины нового вип квартала под названием «Ньютон», так вот, я в это время думаю, следующим вип кварталом наверное будет «Эйнштейн», не патриоты, назвали бы микрорайон «путинский» например, в духе времени, ну или там Ольги Бузовой». Хотя этот район он всегда был Тычковка, не благозвучно, вот так думаю я на съемке.

Старая Тюмень

Последний жилец на Подгорной Фото: Надежда Павлючкова

Вчера идя на вокзал, я по привычке щелкнула дом по Первомайской 52,и с удивлением обнаружила что больше он меня не волнует, не тревожит, дом как дом, старинный, красивый, но не тревожит. Придя домой полезла в архив. И вот мой самый первый архив, июнь 2012 года, я только начинаю снимать и в моих руках древнейший цифровик из 90-х. Двор Первомайской 52, и несмотря на плохие кадры съемки, чувствуется Тайна, тайна старого дома, старых тополей во дворе, таинственного здания завода пластмасс, бывших винных складов. И я поняла, дом просто осиротел без этого окружения, ушла Тайна.

Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова

За недолгое время моего увлечения фотографией мне ни разу не хотелось поехать куда-то в дальние живописные страны, но мне всегда хотелось и да и сейчас тоже, выйти за ворота и снять простую картинку моей Затюменки

Фото: Надежда Павлючкова

Фото, сделанные через стеклянный штоф

Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова

Сокровища и артефакты

Сейчас фотографировала старый полированный стол, времен очаковских он еще и живет в огороде. Стол хмурится, собирает складки на столешнице и выговаривает, совесть имей, я уже старый и линялый. весь пошел трещинами, дай спокойно умереть. Хмыкаю, и продолжаю дальше фотографировать, нет, ну до чего упертая, говорю же не снимай, вот сама же не любишь фотографироваться, всем говоришь что ты старая и морщинистая, а вот стол бессловесный можно, эх ты, фотограф

Про фарфор. Когда встречаются приметы достойного быта времен СССР, хочется сделать кадр, здесь фарфоровая тарелка ГДР, потом мне встретилась фарфоровая чашка из Китая, потом японская кофейная с золотой ручкой и сахарница польского фарфора с маками, все это раньше стояло в шкафах и сервантах на видном месте и являлось гордостью хозяев, сейчас это под ногами.

Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова

Я иду в магазин и вижу издалека красивый синий цвет возле теплотрассы, вынимаю камеру из рюкзачка и вслух восхищаясь оттенками синего, охая, ахая и щелкая, прыгаю возле этого ковра. Отойди, не трожь, это мой, сейчас унесу на новую квартиру, голос за спиной, оборачиваюсь, мамадорогая, бежать, бежать и чем быстрее тем лучше. Синий ковер.

Фото: Надежда Павлючкова

И вот одна элегантная дама с картошкой, возвращается в родные пенаты, то бишь Затюменку и что она видит, а видит она мадонну Рафаэля Конестабиле, ну какой Эрмитаж для дамы с картошкой вечером, а только вот такой, и вздохнув, дама забрала с собой эту Мадонну, пусть украшает ржавый эрмитаж.

Фото: Надежда Павлючкова

Огород и натюрморты

Вчера фотографировала красное платье на своем огороде, очень так увлеклась и сделала аж 400 кадров, подумаешь 390 ушли в корзину, зато получила удовольствие. Это красное платье развевалось над огородом как пиратский флаг и я скакала по сугробом, с банзайскими криками бдыщ, бдыщ, пли, пли, ура, ура, наши победили, хорошо что у меня есть огород!

Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова

Я точно не знаю как все фотографы складывают натюрморты, то вот я например стрескав ветку винограда, ставлю потом ее в первую же попавшуюся тару или например хвостики от хурмы, которые квадратные, я складываю на окно и не дай бог кто тронет, без суда и следствия. Так вот, сегодня хвостиков от хурмы не обнаружила на своем месте, с криками ты что, выбросил мои хвостики, накинулась на мужа, не, не, я их в коробочку сложил, найдя их, я успокоилась, но предупредила, никогда так больше не делай.

Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова

Городские сущности

А это мышонок, у которого болит зуб, думаю я фотографируя. (психиатрия начала осени)

Фото: Надежда Павлючкова
Фото: Надежда Павлючкова

PS

Вот карточка с котом. Каждый из нас, фотографов любит фотографию за что свое, а я вот люблю ее за игру, солнце, весна, тени, не понятно откуда взявшийся кот и ветер, гоняющий голубой картонный круг и я забываю в этой игре, что мне много лет, что я давно уже бабка, что у меня болит спина. Мы прыгаем, играем и веселимся, и люблю я фотографию за это, за моменты возвращения в детство.

Фото: Надежда Павлючкова

Иногда спрашивают, а что вы хотели сказать вашей фотографией, я сразу теряюсь, потому что не очень удобно сказать напрямую о том, что ничего не вкладываю, просто фотографирую и все. Я уехала и мой кот потерялся, он ушел меня искать. Приехав я вечером долго его искала, не спала ночью, прислушивалась к звукам из окна и мне казалось что он где-то мякует и просит помощи. И он к утру дополз до дома, сбитый машиной, с трудом полз на второй этаж, домой, только до мой, ко мне.Страшно, что ты не можешь помочь сразу, облегчить боль.Ветеринарная клиника, жить будет, но глаза не будет, смеюсь сквозь слезы, будешь теперь одноглазый Нельсон, прорвемся. Старость, травматология, боль и ужас, другая больница уже вечером. Еду обратно домой на маршрутке, льет дождь, катятся слезы и нет силы взять камеру в руки и вдруг за окном маленький желтый зонтик и большой красный, там, там за окном Жизнь и просто фотография.

Фото: Надежда Павлючкова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь