X

Новости

Сегодня
14:18 На строительство музейных объектов на территории бывшего завода им. Шпагина краевые власти хотят потратить 9,5 млрд рублей
12:12 «Надеюсь услышать разумные объяснения». В 2020 году власти Перми хотят повысить тариф на проезд в общественном транспорте до 28 рублей
Вчера
18:30 В Перми поисковый отряд проведёт обучение пилотов для управления дронами. Обязательным условием курсов является дальнейшее участие в поисках пропавших людей
16:26 «Осталось добиться справедливости от МЧС». Владельцы теннисного клуба в Мотовилихе исполнили все предписания пожарных и ждут решения суда
09:50 «Победа» запустит прямые рейсы из Перми в Санкт-Петербург
2 дня назад
18:03 В Березниках общественные активисты подали в суд на чиновников
14:05 Пермский аэропорт не будет изменять полётную программу на Кипр
09:52 «Нам надоело зимой ломать ноги на тротуарах, а летом тонуть на перекрёстках». Пермяки написали петицию с требованием изменить правила содержания улично-дорожной сети
15 июля 2019
14:18 Павел Селуков стал дипломантом международной литературной премии имени Бабеля
10:57 «Если вы не в браке, вы не семья». Многодетные обвинили министерство социального развития Пермского края в дискриминации
13 июля 2019

Что нужно знать о Дягилевском фестивале 2015?

Международный Дягилевский фестиваль пройдёт в Перми в девятый раз. Среди 20 основных событий — «Шостакович проект», «Десятников гала», модерн-хореография Akram Khan Company, выставка живописи Павла Леонова и др.

Что такое Дягилевский фестиваль?

Международный Дягилевский фестиваль создан как продолжение и отражение в современности традиций «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева начала XX века.

Комплексный проект художественных событий объединяет разные виды искусства. Среди них — опера, балет, симфонические, камерные, сольные, гала-концерты, художественные выставки, музыкально-поэтические перформансы, выступления трупп современного танца и др.

Особое направление работы фестиваля связано с проведением научно-исследовательских симпозиумов. Фестиваль поддерживает развитие музыкальной и театральной критики в России. В этом году впервые будет вручена премия «Резонанс» для молодых критиков.

Главными событиями фестиваля ежегодно становятся мировые и российские премьеры, открытие широкой публике новых имён в мире искусства. Новаторство деятельности знаменитого импресарио Сергея Дягилева определило концепцию фестиваля — аккумулировать культурные явления дня сегодняшнего, которые станут мировой классикой для следующих поколений.

Кто и когда придумал фестиваль?

Инициатором и главным организатором фестиваля выступил Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского. Учредителем — Министерство культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

Впервые фестиваль прошёл в 2003 году и назывался «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж». Этому предшествовало проведение в Перми «Дягилевских чтений», организованных в 1987 году кафедрой истории искусств Уральского государственного университета им. А. М. Горького и Пермской государственной художественной галереей. Тогда впервые в России состоялась выставка, посвящённая деятельности Сергея Дягилева. В 2003 году «Дягилевские чтения» стали частью фестиваля.

Одним из инициаторов проведения чтений был Олег Романович Левенков, в прошлом — танцовщик пермского балета, искусствовед, один из ведущих российских исследователей творчества Джорджа Баланчина, автор первой на русском языке монографии о Баланчине, директор Дягилевского фестиваля.

Где и когда он пройдёт?

В этом году Дягилевский фестиваль пройдёт с 21 по 30 мая.

Традиционно площадками фестиваля будут сцены Пермского театра оперы и балета, Органного зала Пермской краевой филармонии и Дом Дягилева. Художественная выставка Павла Леонова разместится в Музее советского наива.

Как и в прошлом году, будет работать открытый для всех желающих Фестивальный клуб — центр проведения лекций, пресс-конференций, дискуссий, просмотров фильмов и пр.

Кто является куратором фестиваля?

Художественную стратегию Дягилевского фестиваля совместно определяют его руководитель Теодор Курентзис и приглашённый куратор (artistic-in-residence).

В этом году быть резидентом фестиваля приглашён композитор Леонид Десятников, ключевая фигура в современной российской музыке. Его произведения станут лейтмотивом форума.

Что послушать?

Откроет фестиваль «Шостакович проект», представляющий собой две одноактные постановки: оперу-балет «Оранго» и балет «Условно убитый» в постановке главного балетмейстера Пермского театра оперы и балета Алексея Мирошниченко.

Два сочинения Дмитрия Шостаковича имеют непростую историю. Неоконченная опера «Оранго» (1932) считалась утерянной и пролежала в рукописи более 80 лет. Её молодой Шостакович начинал писать по заказу Большого театра на либретто Алексея Толстого и Александра Старчакова, но создал лишь Пролог. Это произведение — тотальная сатира, фарс с сюрреалистическим сюжетом о человеке-обезьяне по имени Оранго, выведенном путём научного эксперимента и ставшем журналистом.

Рукопись Шостаковича была обнаружена в 2004 году в архивах Всероссийского музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Пролог оперы состоит из 11 хоровых и сольных номеров, изложенных в клавире.

Музыкальный руководитель и дирижёр проекта Теодор Курентзис назвал эту премьеру «точкой авангарда» фестиваля. Спектакль реконструирует стиль эпохи 30-х годов Страны Советов. Художник-постановщик Андрей Войтенко и художник по костюмам Татьяна Ногинова выбрали в качестве эстетического ориентира работы представительницы конструктивизма художницы Александры Экстер.

С сольными концертами выступят выдающиеся музыканты.

Скрипачка из Швейцарии Патриция Копачинская и австрийский пианист Маркус Хинтерхойзер исполнят сочинения Галины Уствольской.

В сольном концерте скрипача Ильи Грингольца с участием пианиста Петра Лаула прозвучат произведения Роберта Шумана, Белы Бартока и Рихарда Штрауса.

«Портрет Сати в „Стравинской“ раме» (Париж в иронии и драме) — так называется фортепианный концерт Алексея Любимого и Вячеслава Попругина. Пианисты исполнят произведения Эрика Сати и Игоря Стравинского.

Что посмотреть?

Павел Леонов. Автопортрет

В Музее советского наива в рамках Дягилевского фестиваля можно будет увидеть персональную выставку художника-примитивиста Павла Леонова.

Павел Леонов (1920 — 2011 г. г.) считается одним из ведущих российских представителей наивного искусства. Он мечтал стать художником с детства, но учиться живописи начал лишь в 40 лет. Его учитель художник Михаил Рогинский назвал Павла Леонова «Дон Кихотом советского времени».

За свою долгую жизнь Леонов ремонтировал суда, строил дороги, рубил лес, работал столяром, штукатуром, маляром, жестянщиком, печником. Жил в Орле, Азербайджане, Грузии, Узбекистане. В последние годы — в селе Меховицы Савинского района и в посёлке Савино Ивановской области. В 40-50-е годы был несколько раз арестован.

Самым плодотворным периодом творчества Леонова были 1990 годы.

Работы художника находятся в собраниях Музея наивного искусства в Москве, Музея в Царицыно, Хорватской национальной галереи, Музея Шарлотты Цандер (Германия).

Кто хэдлайнеры фестиваля?

В качестве хэдлайнеров фестиваля приглашены артисты Akram Khan Company с полнометражным спектаклем современной хореографии KAASH (на языке хинди название означает «Если бы»). За два года гастролей эта постановка была показана в 23 странах и удостоена награды The Critics’ Circle National Dance Award в номинации «Лучшая современная хореография». В Россию этот спектакль Akram Khan Company привозит впервые.

Создатель KAASH — британский хореограф и танцовщик бенгальского происхождения, увлечённый индийской культурой, Акрам Хан. В своей работе он говорит со зрителем на уникальном метаязыке, представляющем слияние техник восточных единоборств, западного современного танца и восточного нарративного танца катхак.

Премьера спектакля состоялась в 2002 году. На Дягилевском фестивале артисты покажут обновлённую версию спектакля 2014 года.

Самое интересное событие фестиваля, по мнению редакции «Звезды»?

Проект Slow Music (Медленная музыка)

Дирижёр Теодор Курентзис, оркестр MusicAeterna и композитор и пианист Антон Батагов предлагают слушателям оказаться в месте, где никто никуда не спешит, и послушать концерт медленной классической музыки.

По словам Антона Батагова, программа концерта «Медленная музыка. Фортепиано и оркестр», — это «нарушение всех правил и понятий о том, как „надо“». Потому что в неё включены сочинения не целиком, а лишь их медленные части (Adagio, Largo, Andante).

В концерте прозвучат фрагменты из девяти произведений Баха, Моцарта, Грига, Бетховена, Гайдна, Равеля и Рахманинова.

Проект открывает редкую возможность не только послушать музыку в безупречном исполнении, но и научиться её слышать.

Теодор Курентзис:

— Я вижу в музыкальном пространстве исполняемого произведения, помимо мелодии и баса, и другие партии. Они создают эффект едва уловимых, но необыкновенных химических реакций в нашем сознании. Это плетение голосов расслышит не каждый и не с первого раза. Только если эти фрагменты повторять снова и снова. Это похоже на то, что происходит, когда игла проигрывателя заедает на виниловой пластинке. И если многократно повторить эти второстепенные мелодические рисунки, откроется микрокосм внутри космоса-произведения. Вот это мы и хотим открыть слушателям концерта.

Чего мы так и не увидим?

Одним из самых интригующих и ожидаемых событий фестиваля мог стать спектакль «Весна Священная» Игоря Стравинского в постановке Ромео Кастеллуччи с участием оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса.

Премьера этого проекта, названного критиками «самым дерзким проектом 2014 года», состоялась на Международном фестивале искусств «Рурская Триеннале». Спектакль-перформанс провокационный: вместо артистов в нём задействованы сорок станков и шесть тонн костной пыли, а управляет действием компьютерная программа. Премьерный показ сопровождался фонограммой, поскольку и без участия оркестра спектакль чрезвычайно дорогостоящий. В Париже на «Осеннем фестивале» 2014 года эта постановка также демонстрировалась без оркестра. Пресса выражала надежды на то, что «Пермь переэстетствует Рур и Париж» в 2015 году.

Однако не вышло. По словам Теодора Курентзиса, показ «Весны священной» Кастеллуччи стоил бы ровно половину того бюджета, который в этом году выделен на Дягилевский фестиваль.

Реплика Наили Аллахвердиевой о будущем фестиваля

Директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева выразила своё мнение о дальнейшем развитии Дягилевского фестиваля:

— На мой взгляд, фестиваль должен выйти за границы своего формата и стать городским мега-проектом, в котором будут участвовать все культурные площадки Перми. Уже сегодня Дягилевский фестиваль имеет необходимую для такого масштаба репутационную ценность, вес и силу.

Образ фестиваля сейчас скорее классический. Хотя в последние годы в его программе появляется всё больше авангардных явлений. Всё же образ Дягилева для многих остаётся на уровне бренда без глубокого понимания его новаторства. Дягилев соединил музыкальные и театральные жанры и изобразительное искусство, создав новый культурный феномен. Помимо этого, важно, что он был продюсером именно русской культуры как явления на мировой сцене. И мне кажется, сегодня в рамках фестиваля не происходит вот этого синтеза различных видов искусств. Хотелось бы вернуть ноу-хау Дягилева и пригласить художников на Дягилевский фестиваль, чтобы в его рамках мы открывали не только новые имена современных композиторов, певцов, артистов, режиссёров, но и современное визуальное искусство. Музей PERMM заинтересован в сотрудничестве и в участии в фестивале.

Реплика Теодора Курентзиса о расширении границ фестиваля

На презентации программы Дягилевского фестиваля 4 марта на вопрос директора Музея современного искусства Наили Аллахвердиевой, почему не продвигается русское современное искусство под эгидой фестиваля, его руководитель Теодор Курентизис ответил:

Для того чтобы расширить границы фестиваля, нужна серьёзная финансовая поддержка. Также нужно, чтобы вы были министром культуры. Ставить такую задачу должен вот такой тонкий, глубоко понимающий тенденции современного искусства человек. Я чистую правду говорю. При этом не устану повторять, что для продвижения современного искусства сначала нужен крепкий фундамент, укрепление традиций классики. Иначе только современное искусство не будет восприниматься публикой.

Полная программа фестиваля

Рекомендуем почитать

От завтрака-открытия до конференции про смерть. Гид по ключевым событиям фестиваля «Мосты-2019»

Вера Плехова

Поход в зону кино. Рассказываем о программе показов кинофестиваля «Сталкер» в Перми

Григорий Ноговицын
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+