Что нужно знать о Дягилевском фестивале 2015?
Международный Дягилевский фестиваль пройдёт в Перми в девятый раз. Среди 20 основных событий — «Шостакович проект», «Десятников гала», модерн-хореография Akram Khan Company, выставка живописи Павла Леонова и др.
Что такое Дягилевский фестиваль?
Международный Дягилевский фестиваль создан как продолжение и отражение в современности традиций «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева начала XX века.
Комплексный проект художественных событий объединяет разные виды искусства. Среди них
Особое направление работы фестиваля связано с проведением научно-исследовательских симпозиумов. Фестиваль поддерживает развитие музыкальной и театральной критики в России. В этом году впервые будет вручена премия «Резонанс» для молодых критиков.
Главными событиями фестиваля ежегодно становятся мировые и российские премьеры, открытие широкой публике новых имён в мире искусства. Новаторство деятельности знаменитого импресарио Сергея Дягилева определило концепцию фестиваля
Кто и когда придумал фестиваль?
Инициатором и главным организатором фестиваля выступил Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского. Учредителем
Впервые фестиваль прошёл в 2003 году и назывался «Дягилевские сезоны: Пермь
Одним из инициаторов проведения чтений был Олег Романович Левенков, в прошлом
Где и когда он пройдёт?
В этом году Дягилевский фестиваль пройдёт с 21 по 30 мая.
Традиционно площадками фестиваля будут сцены Пермского театра оперы и балета, Органного зала Пермской краевой филармонии и Дом Дягилева. Художественная выставка Павла Леонова разместится в Музее советского наива.
Как и в прошлом году, будет работать открытый для всех желающих Фестивальный клуб
Кто является куратором фестиваля?
Художественную стратегию Дягилевского фестиваля совместно определяют его руководитель Теодор Курентзис и приглашённый куратор (artistic-in-residence).
В этом году быть резидентом фестиваля приглашён композитор Леонид Десятников, ключевая фигура в современной российской музыке. Его произведения станут лейтмотивом форума.
Что послушать?
Откроет фестиваль «Шостакович проект», представляющий собой две одноактные постановки: оперу-балет «Оранго» и балет «Условно убитый» в постановке главного балетмейстера Пермского театра оперы и балета Алексея Мирошниченко.
Два сочинения Дмитрия Шостаковича имеют непростую историю. Неоконченная опера «Оранго» (1932) считалась утерянной и пролежала в рукописи более 80 лет. Её молодой Шостакович начинал писать по заказу Большого театра на либретто Алексея Толстого и Александра Старчакова, но создал лишь Пролог. Это произведение
Рукопись Шостаковича была обнаружена в 2004 году в архивах Всероссийского музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Пролог оперы состоит из 11 хоровых и сольных номеров, изложенных в клавире.
Музыкальный руководитель и дирижёр проекта Теодор Курентзис назвал эту премьеру «точкой авангарда» фестиваля. Спектакль реконструирует стиль эпохи 30-х годов Страны Советов. Художник-постановщик Андрей Войтенко и художник по костюмам Татьяна Ногинова выбрали в качестве эстетического ориентира работы представительницы конструктивизма художницы Александры Экстер.
С сольными концертами выступят выдающиеся музыканты.
Скрипачка из Швейцарии Патриция Копачинская и австрийский пианист Маркус Хинтерхойзер исполнят сочинения Галины Уствольской.
В сольном концерте скрипача Ильи Грингольца с участием пианиста Петра Лаула прозвучат произведения Роберта Шумана, Белы Бартока и Рихарда Штрауса.
«Портрет Сати в „Стравинской“ раме» (Париж в иронии и драме)
Что посмотреть?
В Музее советского наива в рамках Дягилевского фестиваля можно будет увидеть персональную выставку художника-примитивиста Павла Леонова.
Павел Леонов (1920
За свою долгую жизнь Леонов ремонтировал суда, строил дороги, рубил лес, работал столяром, штукатуром, маляром, жестянщиком, печником. Жил в Орле, Азербайджане, Грузии, Узбекистане. В последние годы
Самым плодотворным периодом творчества Леонова были 1990 годы.
Работы художника находятся в собраниях Музея наивного искусства в Москве, Музея в Царицыно, Хорватской национальной галереи, Музея Шарлотты Цандер (Германия).
Кто хэдлайнеры фестиваля?
В качестве хэдлайнеров фестиваля приглашены артисты Akram Khan Company с полнометражным спектаклем современной хореографии KAASH (на языке хинди название означает «Если бы»). За два года гастролей эта постановка была показана в 23 странах и удостоена награды The Critics’ Circle National Dance Award в номинации «Лучшая современная хореография». В Россию этот спектакль Akram Khan Company привозит впервые.
Создатель KAASH
Премьера спектакля состоялась в 2002 году. На Дягилевском фестивале артисты покажут обновлённую версию спектакля 2014 года.
Самое интересное событие фестиваля, по мнению редакции «Звезды»?
Проект Slow Music (Медленная музыка)
Дирижёр Теодор Курентзис, оркестр MusicAeterna и композитор и пианист Антон Батагов предлагают слушателям оказаться в месте, где никто никуда не спешит, и послушать концерт медленной классической музыки.
По словам Антона Батагова, программа концерта «Медленная музыка. Фортепиано и оркестр»,
В концерте прозвучат фрагменты из девяти произведений Баха, Моцарта, Грига, Бетховена, Гайдна, Равеля и Рахманинова.
Проект открывает редкую возможность не только послушать музыку в безупречном исполнении, но и научиться её слышать.
Теодор Курентзис:
Чего мы так и не увидим?
Одним из самых интригующих и ожидаемых событий фестиваля мог стать спектакль «Весна Священная» Игоря Стравинского в постановке Ромео Кастеллуччи с участием оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса.
Премьера этого проекта, названного критиками «самым дерзким проектом 2014 года», состоялась на Международном фестивале искусств «Рурская Триеннале». Спектакль-перформанс провокационный: вместо артистов в нём задействованы сорок станков и шесть тонн костной пыли, а управляет действием компьютерная программа. Премьерный показ сопровождался фонограммой, поскольку и без участия оркестра спектакль чрезвычайно дорогостоящий. В Париже на «Осеннем фестивале» 2014 года эта постановка также демонстрировалась без оркестра. Пресса выражала надежды на то, что «Пермь переэстетствует Рур и Париж» в 2015 году.
Однако не вышло. По словам Теодора Курентзиса, показ «Весны священной» Кастеллуччи стоил бы ровно половину того бюджета, который в этом году выделен на Дягилевский фестиваль.
Реплика Наили Аллахвердиевой о будущем фестиваля
Директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева выразила своё мнение о дальнейшем развитии Дягилевского фестиваля:
— На мой взгляд, фестиваль должен выйти за границы своего формата и стать городским мега-проектом, в котором будут участвовать все культурные площадки Перми. Уже сегодня Дягилевский фестиваль имеет необходимую для такого масштаба репутационную ценность, вес и силу.Образ фестиваля сейчас скорее классический. Хотя в последние годы в его программе появляется всё больше авангардных явлений. Всё же образ Дягилева для многих остаётся на уровне бренда без глубокого понимания его новаторства. Дягилев соединил музыкальные и театральные жанры и изобразительное искусство, создав новый культурный феномен. Помимо этого, важно, что он был продюсером именно русской культуры как явления на мировой сцене. И мне кажется, сегодня в рамках фестиваля не происходит вот этого синтеза различных видов искусств. Хотелось бы вернуть ноу-хау Дягилева и пригласить художников на Дягилевский фестиваль, чтобы в его рамках мы открывали не только новые имена современных композиторов, певцов, артистов, режиссёров, но и современное визуальное искусство. Музей PERMM заинтересован в сотрудничестве и в участии в фестивале.
Реплика Теодора Курентзиса о расширении границ фестиваля
На презентации программы Дягилевского фестиваля 4 марта на вопрос директора Музея современного искусства Наили Аллахвердиевой, почему не продвигается русское современное искусство под эгидой фестиваля, его руководитель Теодор Курентизис ответил:
Для того чтобы расширить границы фестиваля, нужна серьёзная финансовая поддержка. Также нужно, чтобы вы были министром культуры. Ставить такую задачу должен вот такой тонкий, глубоко понимающий тенденции современного искусства человек. Я чистую правду говорю. При этом не устану повторять, что для продвижения современного искусства сначала нужен крепкий фундамент, укрепление традиций классики. Иначе только современное искусство не будет восприниматься публикой.