Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Эпизод сумасшедшего 2020-го. Как экономисты оценивают идею регулирования цен на продовольствие
В декабре во время совещания с членами правительства президент раскритиковал работу Минэкономразвития за рост цен на продукты питания. Несколькими днями позже в рамках большой пресс-конференции он вновь поднял эту тему и фактически объявил о начале регулирования цен. Ситуация продолжает развиваться, и 23 декабря Госдума приняла закон, позволяющий правительству устанавливать предельную цену на продукты на срок до 90 календарных дней на территории одного или нескольких субъектов РФ. Свою оценку происходящему дал Дмитрий Шульц, к. э. н., директор по макроэкономическим исследованиям Центра экономики инфраструктуры (Москва).
Скорее всего, правы политологи, связывающие случившиеся с тем, что нужно было найти козла отпущения перед большой пресс-конференцией. В этих условиях Максиму Решетникову, нашему бывшему губернатору, досталась не очень приятная роль мальчика для битья. Похоже, что реальной его вины в росте цен нет.
Объективно же существует два фактора роста цен во II полугодии 2020 года. Во-первых, девальвация рубля повысила цены на все группы товаров, а не только на продовольственные. Так, с июня по ноябрь рубль к доллару обесценился на 17 %. Как итог, непродовольственная инфляция ускорилась в ноябре до 4,5 % к ноябрю 2019 года.
Во-вторых, растут мировые цены на продовольствие. Например, индекс мировых цен на сельскохозяйственную продукцию, рассчитываемый МВФ, вырос с марта-апреля по декабрь на 16 %, в т. ч. на сахар
Но основная проблема в росте цен всё-таки внутренняя, а именно
В марте Россельхознадзор не выдавал экспортёрам подсолнечника фитосанитарные сертификаты, из-за чего во II квартале экспорт приостановился. Позже летом Турция обнулила импортную пошлину на подсолнечник и подсолнечное масло, России в ответ пришлось повысить экспортную пошлину с 6,5 до 30 %, чтобы уберечь своих производителей масла от дефицита сырья. Но как только разрешили экспорт семечки, экспортёры, опасаясь новых ограничений, резко нарастили экспорт. Естественно, внутренние цены также резко выросли.
Что касается сахара, то тут 70-процентный рост цен
Как показывают примеры выше, внутренние цены на продовольствие раскачивают во многом сами органы власти. Таким образом, критика президента должна быть направлена не на экспортёров, не на розничные сети, а в адрес ведомств, которые неуклюже пытаются регулировать отрасли. Перекосы в виде дефицитов и избытков, в виде больших колебаний цен означают, что государство не способно регулировать рынок. И это касается не только продовольственных товаров.
Такие же проблемы у нас регулярно случаются, например, с бензином. А в уходящем году власти в очередной раз убедились, что стимулирование ипотеки не столько делает жильё более доступным, сколько приводит к росту цен, увеличивая доходы строительного сектора. Эксперты давно говорят властям: сделать доступным жильё можно только через рост его предложения за счёт демонополизации рынка и снятия административных барьеров. Но это никому не нужно, кроме населения.
Недавнее исследование Центрального банка на тему региональной инфляции выявляет интересную и во многом неожиданную закономерность: в богатых регионах с большим платёжеспособным спросом инфляция не выше, а ниже, чем в среднем по стране. Дело в том, что в таких регионах больше количество фирм и высока степень конкуренции, а соответственно, ниже инфляция. И мне кажется, это подсказка для властей, как бороться с инфляцией
История учит только тому, что ничему не учит. Забыт печальный советский опыт, дефицит и очереди, карточки и талоны. Государство снова пытается регулировать рынки и цены. И как всегда государственное регулирование заканчивается либо возникновением чёрного рынка и коррупцией, либо недопроизводством и дефицитом. Как на этом фоне ведомства собираются стимулировать экспорт продукции агропромышленного комплекса в рамках соответствующего нацпроекта, непонятно.
Особенно, конечно, смущает, что предельная цена на сахар и масло установлена одна для всех регионов страны! Данное решение умом понять невозможно. Хотя если бы государство пыталось установить цены для каждого региона отдельно, наверно, получилось бы что-нибудь ещё более смешное.
Каких последствий регулирования цен можно ждать? Абсолютно точно проиграет розничная торговля. В отличие от аграриев, ритейл никто никогда не поддерживает. Ну и с высокой вероятностью можно прогнозировать, что убытки от продаж масла и сахара будут компенсированы за счёт роста цен на другие товары. Так что для потребителей мало что изменится.
В общем, вся эта история с разносом министрам и с регулированием цен больше напоминает популизм и здравому экономическому анализу не поддаётся. Можно было бы посоветовать просто забыть её, как очередной эпизод сумасшедшего 2020-го года. Но 2021 год выборный, так что, наверно, мы ещё не раз увидим показательные порки отдельных чиновников и директивное ограничение цен на социально значимые товары.
Рекомендуем почитать
Большой и маленький. Губернатор решил ввести налоговые льготы для нового бизнеса и отобрать их у промышленных гигантов
Новое на сайте
В Перми сменился глава фонда «Городские проекты»
Рыжие, смелые и хитрые. Семь книг о лисах, оборотнях и их помощниках
В Перми впервые выступит пианистка Варвара Мягкова с программой «Священное и мирское»
Суд вынес предупреждение ЧОП, которое охраняло ПГНИУ в день стрельбы. Сотрудник вышел на работу без лицензии
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+