X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Алексей Чусовитин: «Либо бьюти-политика, либо настоящие решения»

Первые месяцы врио губернатора Пермского края прошли под знаком борьбы с коронавирусом — Дмитрию Махонину пришлось входить в должность в условиях, близких к экстремальным, но всё проходит, и пандемия тоже. Политический эксперт Алексей Чусовитин рассуждает, какие решения будет принимать Махонин при формировании постковидной политики по целому спектру проблем. И выбор стратегий у главы региона есть.

Кризис — шанс для Махонина

Региональные эксперты уже писали о том, что Дмитрию Махонину выпал уникальный шанс — стать самым успешным губернатором региона. И дело не только в том, что он дооформляет то, что было начато ещё до него, предшествующими губернаторами. Дело в том, что для большинства регионов страны пандемия COVID-19 — абсолютное зло, с которым приходится бороться антикризисными инструментами. Губернаторам приходится перестраивать весь механизм управления, в экспериментальном порядке корректировать бюджеты, мобилизовывать здравоохранение, помогать нуждающимся и т. д.

В этой связи, в Пермском крае антикризисная повестка, смотрится немного по-другому. Лично для меня, очевидно, что кризис для политика Дмитрия Махонина — это возможность максимально мощно реализовать собственное видение будущего Пермского края. Совершенно независимо от усилий самого Махонина, он может максимально легко отстроиться как от своего предшественника/ов, так и от основных негативных трендов федеральной политики. Ведь если соблюдать достаточно понятные правила взаимодействия с Москвой, то Махонин может и должен позволить себе реагировать на кризис — визионерски, то есть, автократически. А это, согласитесь, мечта любого амбициозного политика.

Пространство для самостоятельных действий

Почему у Махонина есть шанс? Во-первых, ему помогает большое наследие Максима Решетникова. Сегодня недруги экс-губернатора говорят, что тот совершил кучу ошибок. Друзья нынешнего министра экономического развития, напротив, утверждают, что тот просто не успел доделать всё задуманное. Ну, и ещё кризис внёс коррективы, добавляют третьи. Другими словами, Махонин будет прав, если откажется или серьёзно пересмотрит наследие Решетникова. Его за это никто не осудит.

Во-вторых, Махонин зашёл на два срока. Так как Пермский край свой лимит на смену губернаторов до 2030 года уже выработал. В этой связи, у Махонина во многом развязаны руки. Москва просто уже устала подбирать региону губернаторов. Работайте, короче, с кем дают.

В-третьих. Для Махонина есть вполне логичное обоснование для своей визионерской реакции. Это его биография и публичная политическая позиция. Он всегда может сказать большому начальству: а вы что, не знали, какие у меня взгляды? Ну так «погуглите». Я всегда «так» думал и «так» поступал.

В-четвёртых. Экономический кризис неизбежно породит запрос и во власти, и у общества на изменения. Когда тонешь, то от экономического дна очень удобно отталкиваться. Само время требует от регионального руководства рывка. Иначе мы, как регион, будем не конкурентны и деградируем.

Сшивка парадигм: антикризисная и визионерская

Таким образом, эффективная политическая позиция у Махонина только одна — это одновременная «сшивка» и противопоставление двух управленческих парадигм: антикризисной, тактической и визионерской, стратегической. В контексте эпидемии я бы обозначил эту проблему так: либо губернатор занимается сугубо внешней, бьюти-политикой (наводит внешнюю красоту, блестяще пишет отчёты в Москву), либо не только борется с симптомами, но реально лечит нашу экономику и общество (принимает настоящие решения). Безусловно, всем хочется быть одновременно и красивым, и здоровым, но чаще люди выбирают только поверхностные, косметические изменения. Так проще.

На мой взгляд, приоритетом должна быть стратегия. В этой связи, я хочу обозначить вопросы и выборы, которые стоят перед Махониным в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Кадры и государственное управление

Главное место в Пермском крае занимает проблема кадров. Надо ли снимать чиновников за невыполненные обязательства? И как этому научиться и губернатору, и обществу? Ведь сейчас любое увольнение воспринимается как ошибка и негатив, а надо, чтобы воспринималась как достижение и исправление ошибки. Надо ли при формировании команды губернатора ориентироваться на лояльных и всё принимающих? Не лучше ли искать тех, кто будет отвечать за результат? Искать упертых профессионалов. Вообще, должен ли губернатор оставлять возле себя «лизоблюдов» и приспособленцев?

Посмотрите на недавний текст Геннадия Тушнолобова в «Новом компаньоне». Эксперт пишет страшные вещи. Стройка в регионе разрушена — ответственных нет. Миллиарды растворились. Ау, а кто-то ответил? Помнится, в 2017 году я дал интервью тому же «Компаньону», где сказал, что пермские элиты навредят Максиму Решетникову, если по-холопски будут с ним во всем соглашаться. Тогда ко мне не прислушались. Сегодня зоопарка нет. Оперы нет. Железку разобрали и испуганно зависли. Больницы по всему региону бездумно оптимизированы...

При этом я ведь даже не призываю к уголовным наказаниям «чиновников-двоечников». Но хотя бы кадровые решения надо принять? Продолжим в этом же контексте. Нужна ли общественная и политическая экспертиза, может быть, если бы она была, то и зоопарк бы уже работал? Может, вообще, ввести в пермской бюрократии правило — нечто похожее на принцип фальсифицируемости Карла Поппера? Инициативы большого начальника не принимаются до тех пор, пока три эксперта публично его инициативу не разгромили вдребезги. Пусть глава региона и его команда — доказывают эффективность своих решений, а не приказывает.

Региональная экономика

Готов ли Махонин поддерживать крупных и средних региональных экономических игроков? Что будет делать регион, если нефть станет нерентабельной? А экологические протесты снизят рентабельность добычи калия? Не возникнет ли у Махонина искушения либо, при помощи Москвы, национализировать «крупняк», либо ослабить его недобросовестной конкуренцией? И вообще, слоган «сделано в Перми» станет ли для региона определяющим? Или сектора экономики вновь, один за другим, будут сдаваться на прокат эффективным менеджерам из других регионов? Получит ли частный бизнес (душа болит за СМП особенно, в Перми) защиту губернатора? Или ларечников, автобусников, рекламщиков, рестораторов, застройщиков будут от души «кошмарить» ради светлого будущего? Лично я уверен, Пермь удержит свою роль «регионального магнита», только если добьётся существенных прорывов в развитии малого и среднего предпринимательства. Без этого просто не сохранить внедрение технологических инноваций! Вообще, принципиальный вопрос. Как не разрушать бизнес инициативу автократическими решениями? Ведь если «упадёт» нефть, то нас спасёт только развитие предпринимательства. Другого варианта просто нет.

Вертикально интегрированные компании

Особое место — наши большие промышленные предприятия. Будут работать заводы, будет жить край! Как втянуть в орбиту региональной экономической жизни вертикально интегрированные компании? Сейчас они никому не подчиняются. Москва далеко. На краевые власти назначенные из центра руководители положили с прибором. С одной стороны, пермские заводы вроде как есть, но, с другой, индифферентны проблемам региона. За последние годы мы видим, что у подобных предприятий возникают проблемы, и региону приходится искать средства для сохранения социальной стабильности. То есть, одним вершки, а другим корешки. Кто-то зарабатывает деньги, а кто-то вынужден их только тратить. Если не поправить этот подход, то кейсы ЗИДа, Мотовилихи, Порохового завода и т. д. будут возникать постоянно. А там работают десятки тысяч пермяков. И губернатор должен их защитить.

Что делать с здравоохранением и образованием?

Как вернуть/исправить здравоохранение? Сейчас так называемых «белых пятен» (куда медицинская помощь не может добраться за определённый стандарт времени) в регионе становится всё больше. Получится ли вернуть врачей в провинцию или больше будем работать с онлайн-медициной? И всё-таки сконцентрируем всю современную медицину в Перми? Как поступить с оптимизацией? Устроить деоптимизацию? Как увеличить количество и качество наших врачей? Где и у кого найти деньги, чтобы больше тратить на здравоохранение: оборудование, зарплату врачей и доступные лекарства? Как прижать коррупцию в здравоохранении?

Стоит ли продолжать переход к электронной (облачной) бухгалтерии? Особенно в образовании. Как отреагирует система образования на селе к «переходу и возможности» онлайн-образования? Значит ли это, что сельские школы придётся оборудовать системами для онлайн-образования? Или всё вернётся на круги своя? Как скажется на высшем образовании региона возможность получения знаний «онлайн»? Не вызовет ли это оптимизацию высшей школы в Перми?

Повернуться лицом к местному самоуправлению

И, наконец, самое главное. Губернатор должен решить. Либо он усиливает тренд, когда все решения принимаются на Куйбышева, 14. Либо даст возможность МО вести свою политику. Может, уже наступила пора вернуть ресурсы из края обратно, в города и посёлки региона? Может, пришла пора отдать обратно хотя бы часть? Или наша стратегия — пусть все деньги будут только у краевой власти, в одной понятной кубышке, так как все остальные ничего не понимают? Ну если в провинции одни дураки, с чем я категорически не согласен, тогда давайте сделаем для них муниципальный университет и будем обучать районных чиновников правильно вести дела? Особенно эта проблема, проблема свободы воли, касается Перми. Неужели кто-то верит, что чиновники с Куйбышева, 14 лучше понимают, что происходит на местах, чем те, кто на на этих местах находится?

***

«В ситуации с Махониным многое совпало». Врио губернатора Пермского края будет участвовать в выборах как самовыдвиженец

Новое на сайте

Отстранённые сотрудники «Машиностроителя» вернулись на работу. Вынужденный прогул им никто оплачивать не планирует

Максим Артамонов

Больше половины таксистов в Пермском крае работают на нелицензированных автомобилях

Стелла Феоктистова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+