X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Тимур Абасов

Любовь Мульменко: Это естественная потребность — смотреть, как протекает чья-то жизнь

Сценарист и драматург рассуждает о кинематографе, текстах и особенностях своего ремесла.

С 6 по 14 ноября на базе киноцентра «Премьер» состоялась вторая сессия Сценарной мастерской игрового кино. Преподаватель организованной Пермской кинокомиссией мастерской — сценарист и драматург Любовь Мульменко.

Мы встретились в стенах «Премьера» перед её занятием с молодыми авторами. Устроившись во втором ряду кинозала, навели объектив и сфокусировали внимание на собеседнице...

В 2014 году две полнометражные картины по сценариям Любови Мульменко были представлены на Роттердамском кинофестивале. «Комбинат Надежда» (реж. Наталия Мещанинова) попал в основной международный конкурс, а «Ещё один год» (реж. Оксана Бычкова) — в конкурс Spectrum (и получил главный приз Big Screen Award).

Фильм «Как меня зовут» (реж. Нигина Сайфуллаева), ещё одна сценарная работа Мульменко, был впервые показан на Кинотавре (2014 г.) и получил специальное упоминание жюри с формулировкой «за лёгкое дыхание и целостность художественного решения».

Все три фильма, прежде чем выйти в большой прокат, были показаны на российских и европейских фестивалях и получили там призы.

— Любовь, причина, по которой вы посетили Пермь в этот раз, — взаимодействие с учениками Сценарной мастерской. Во что выливается это общение и что сейчас происходит в провинциальном кинематографе?

— Нельзя сказать, что пермские ребята, которым я помогаю написать их первые сценарии, уже «делают кино в провинции». Когда они что-то снимут и снимут именно в Перми, — тогда и обсудим. Но всё равно это будет частный случай провинциального кино, потому что в разных регионах и городах дела обстоят по-разному.

Я не кинокритик, я не слежу за этим специально. Но я слышала, что, например, в Якутии очень сильное местное кинопроизводство. Они снимают кучу фильмов в год, там есть свои звёзды, которых узнают на улице. А на днях мой бывший коллега из «Соли» Влад Горин рассказывал мне, что в Екатеринбурге стало модно снимать «народный док»: насколько я понимаю, это такие реплики на проекты Расторгуева-Костомарова. На Международном фестивале «2morrow» есть секция регионального кино, для которой отбираются картины, созданные в провинции.

— Возможно ли игровое провинциальное кино вообще?

— Во-первых, кино — это дорого. Если вы не на фотоаппарат снимаете, а на профессиональную камеру — со светом, проездами или, не дай бог, пролётами, то вам нужна техника, нужны люди, которые умеют с этой техникой работать. Если этого в городе нет, приходится везти оттуда, где есть. В этом смысле Пермь не в таком плохом положении. В Перми есть маленькая, но действующая киностудия «Новый курс».

Во-вторых, в провинции сложнее найти крутых актёров. Иногда лучше взять попадающего в типаж непрофессионала, чем человека с «тюзовской» школой. «Тюзовская школа» или «тюзовская манера» — это такой режиссёрский жаргон, так говорят, если актёр переигрывает, «плюсует».

Короче говоря, в регионах режиссёру трудно собрать деньги и профессиональную команду, но эти трудности преодолимы. Балабанов свои студенческие работы снимал в Свердловске за копейки и с местными актёрами. Но всё равно это настоящее кино, в котором будущего большого Балабанова уже было хорошо видно.

Часто провинциальный режиссёр после переезда становится частью московской или питерской индустрии, но в фильмах транслирует содержание, накопленное вне столицы. Мне вообще кажется, что отечественный кинематограф делается в основном урождёнными россиянами, а не урождёнными москвичами.

— Какого кино не хватает нашей стране?

— Весёлого. Видите, как все счастливо нырнули в фильм «Горько». Мой любимый относительно новый русский фильм «Шапито-шоу» — тоже очень весёлый. Хотя это совершенно не жанровая вещь, в отличие от упомянутого «Горько». Нужны разные весёлые фильмы.

— В одном из интервью вы рассказывали, что планировали стать писателем. Это побудило вас поступить на филфак. Но время и обстоятельства привели в кинодраматургию. Чем одно отличается от другого?

— Кинодраматургия слабо связана с литературой. Есть режиссёры, которые считают, что чем более «литературен» сценарий, тем менее он пригоден для разыгрывания в кино. В прозе ты можешь позволить себе уйти в ритмику и поэтику. У тебя три страницы подряд может ничего не происходить: просто льётся текст и форма вдруг становится содержанием. Понятно, и в авторском кино так бывает, что 15 минут просто едет тележка. Тем не менее движение тележки — это уже киноязык, а мы говорим о языке русском.

Уйма вещей при переносе на экран теряется. Драматург должен быть скорее конструктором, психологом и сторителлером, нежели литератором. Твои литературные способности ничего тебе не гарантируют. Талантливый сценарист может быть посредственным прозаиком и наоборот.

— Вам удалось поработать сценаристом и в театре и в кино. Где вам комфортнее?

— Мне кажется, театр я плохо чувствую. Как иностранный язык. Получается такая нервная беготня в потёмках в процессе работы. В кино мне всегда понятно, что я делаю.

Как-то, пытаясь вывести формулу принципиального отличия драматургии театральной от киношной и телесериальной, мои опытные друзья постановили: разница — в интенсивности переживания на единицу времени.

В театре она самая высокая. В кино воздух более разрежённый. Там возможны лакуны, зависы, просто течение жизни: какое-то время в кадре ничего особенного может и не происходить. В сериале сюжетный ритм ближе всего к естественному. Долгие бытовые сцены, необязательные разговоры о еде, атмосферные зарисовки: как герой гуляет с собачкой или собирается на свидание. Это романный тип повествования: как в романе есть время на описание дизайна скатерти, так и в сериале. Мы заглядываем в жизнь героев сериала, как к соседям в окошко. Изо дня в день. Систематически въезжаем в этот мир, узнавая всё новые подробности. Далеко не все они двигают сюжет.

— Есть ощущение, что проблема молодого героя является лейтмотивом современного кинематографа?

— Даже на «Кинотавре» в этом году было очень много фильмов про молодых: про школьников или вчерашних школьников. Видимо, просто пришло новое поколение кинематографистов: фильмы про юность снимают 25-30-летние. То есть снимают о самих себе пятилетней давности.

Но я что-то уже подустала писать про малолеток, у меня три сценария из трёх — о них. И сейчас намечается четвёртый. Пятый точно надо про старичков.

— Какие личностные качества должны присутствовать в драматурге? Существуют ли такие, которые исключают возможность стать им?

— Не думаю, что есть какие-то запрещённые или строго рекомендованные свойства. Есть люди, мыслящие картинками, и другие — мыслящие словами. А сценарист, наверное, мыслит историями. Вот он едет в автобусе и замечает микроисторию. Подслушивает или подсматривает — и через неё что-то понимает о людях. Машинально, а не потому что находится в паническом поиске новых сюжетов. Это естественная потребность — смотреть, как протекает чья-то жизнь.

— Какова роль сценариста в создании фильма?

— Иногда режиссёр сам в состоянии придумать каркас и диалоги для своей картины, тогда сценарист ему не нужен. Иногда режиссёр придумывает только каркас, и сценариста зовут писать диалоги. Иногда — только стартовую идею, и сценариста зовут писать всё остальное. А бывает, что режиссёр берёт готовый чужой сценарий.

Сценарист, если он любопытный, может ходить на кастинг с режиссёром, а потом и на съёмки. Если ты не готов прощаться с фильмом после сдачи сценария, — тебе, скорее всего, в этом не откажут. Естественно, ты не должен прыгать на площадке и одновременно с режиссёром объяснять актёрам, как им играть. Хочешь что-то сказать режиссёру, — отведи его в сторонку и скажи, а дальше он сам решит, прислушиваться к твоему мнению или нет.

— Конфликты на этой почве не возникают?

— Режиссёр — главный на площадке. Всегда. Каждый должен это понимать. Как только разрушается авторитарная модель управления съёмочной группой, всё погружается в хаос. Люди начинают сомневаться. Режиссёр должен постоянно демонстрировать железную уверенность в том, что у него есть решение. Даже если у него этого решения нет. И ты — сценарист — в этом его сообщник.

— Одна из ведущих характеристик драматурга — наблюдательность и внимание к деталям. Интересно, какой выглядит сегодняшняя Пермь в глазах некогда местного жителя, способного теперь взглянуть на неё «со стороны»?

— Вот интересно было бы спросить у Пермского отделения Союза художников или у каких-нибудь ещё обиженных творческих работников, которые кричали во времена Чиркунова «Развал! Мутация!»: как они чувствуют себя сейчас? Не думаю, что хорошо. И я даже испытываю некоторое злорадство по отношению к носителям странной формы пермского патриотизма, которые ждали изгнания Гельмана, как советский народ — наступления коммунизма.

Гельмана больше нет в Перми, но и коммунизма тоже нет. Я не вижу, чтобы на месте ненавистного привозного появилось что-то любимое своё. Что-нибудь такое исконно пермское, родное, чему в 2009-2011 годах мешала пробиться насаждаемая сверху чужая культура.

После того, как Пермь якобы должна была вздохнуть с облегчением, дышать стало ещё тяжелее. Кажется, что всё сворачивается. Я сейчас говорю не про паблик-арт, мне не очень важно, какое количество яблок разложено по пермским газонам или сколько человечков сидит на крыше, но ощущение города, который закрывается на бессрочный ремонт, есть.

Рекомендуем почитать

«Когда нет сопротивления, все вынуждены работать, как им диктуют». Ксения Леонтьева о трудовом законодательстве в сфере кино, профсоюзе кинематографистов и том, как показывают женщин отечественные фильмы

Григорий Ноговицын

«Начинающим творцам важно, чтобы про них узнавали». Пермские независимые кинематографисты — в поддержку «Звезды»

Григорий Ноговицын
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+