Еженедельный проект Бориса Бейлина о пермской и не только пермской музыке
Фото: Дарья Межецкая
В этот «Понедельник» я поговорил с Русланом Тагировом о группе, в которой он сейчас играет, о фанке и о разнице между Пермью и Екатеринбургом.
С Русланом я знаком довольно давно: в нулевых, когда я работал на Радио Максимум, он был правоверным «депешистом»: организовывал Депеш Мод Пати, переписывался с Аланом Уайлдером, делал смешные римейки Recoil. Потом Руслан с Женей Горбуновым создали успешный электронный проект Dos Buratinos — пошли концерты, ремиксы стали их профессиональным делом и принесли известность. В 2008 году Руслан переехал в Екатеринбург. Мы периодически встречаемся во время его приездов в Пермь, но плотно пообщаться как-то не получалось. А хотелось. В первую очередь мне было интересно, почему музыкант, который всегда любил и играл электронику, вдруг стал играть абсолютно живую музыку — фанк, но поговорить хотелось не только про это. Вот я и воспользовался служебным положением, чтобы побеседовать с Тагировым посредством электропочты.
Что за группа Funky Bizness Gang, которой ты отдаешь столько своего времени? Как ты туда попал?
— Funky Bizness Gang — это «живой» коллектив единомышленников, играющий музыку на стыке классического фанка, диско-фанка, местами джаз-фанка и нью-фанка. Ну, из названия это должно быть понятно. Группа базируется в Екатеринбурге и до недавнего времени состояла из 11 человек: барабанщик, басист, гитарист, клавишник, перкуссионист, духовая секция из 4 человек, вокалист, концертный звукорежиссёр. Периодически у нас происходит изменение состава, но костяк группы неизменен уже лет пять. Я в группе с весны 2010 года, то есть тоже пять лет, а в Екатеринбурге живу с 2008 года. Львиную долю этого времени играю в FBG и активно участвую в её судьбе. В группу пришёл по приглашению Саши Ашбеля — её лидера и основного сонграйтера.
Мы познакомились на какой-то музыкальной тусовке, а потом я участвовал в организации концерта Инны Желанной. И Саша туда приходил послушать, и слово за слово («Что, как дела, какие планы?..») — я пожаловался на недостаток творческой активности и желание поиграть с кем-нибудь. А он уже знал кое-что о Dos Buratinos: мы уже сыграли к тому моменту на «Стереолете», разогревали Red Snapper в Телеклубе... И что-то там ещё я делал: лаунж играл где-то, знакомился с людьми и местной музыкой... В общем, мы начали общаться на предмет моего вливания в «банду». Потом я сходил на ознакомительный концерт Funky Bizness Gang, посетил репетиции, понемногу влился в коллектив... И уже через 2 месяца выступил впервые в составе группы. У меня до сих пор где-то лежат листочки с песнями тех репетиций, где я фиксировал структуру и гармонию, когда изучал материал.
Сначала было непривычно: я ведь раньше никогда не играл фанк, да ещё в банде из 10 человек. А до меня в группе сменилось несколько клавишников — более техничных и образованных. И надо было как-то найти себе в этих песнях место, какие-то партии придумать, начать делать свои мелодии... И всё в довольно сжатые сроки. А прежде всего — свои собственные силы и возможности попробовать.
Дальше стало легче, так как новые песни делались уже с моим участием, и я изначально встраивался в аранжировку со своими идеями и саундом, который уже традиционно в кругу друзей-музыкантов называется «тагировщина» — термин, естественно, в своё время придумал «буратино» Женя Горбунов.
Сейчас, кстати, у нас грядёт очередное изменение состава. Каким он в итоге будет — пока не понятно, но точно, что это будет интересно и круто.
Расскажи об истории группы?
— Группа была создана Сашей «Фиделем» Ашбелем летом 2006 года как полноценный авторский живой состав со своей музыкой и текстами. Ещё в её первоначальном составе был известный на Урале фанк/хип-хоп-DJ Тихий. Он скретчил и играл на перкуссии. Потом он вышел из группы, хотя дружеские отношения с ним сохраняются. Выступаем мы в основном в Екатеринбурге. Гастроли бывают нечасто, но бывают. Были мы несколько раз и в Перми, включая участие в «Рок-Лайне», в Челябинске, Сургуте, Нижнем Тагиле и ряде других соседних городов. Год назад был неплохой мини-тур по России — Нижний Новгород, Питер и Москва. Мы дали четыре концерта (в Питере было два). В Москве был замечательный концерт в джазовом клубе Алексея Козлова.
До сих пор его вспоминаем. Иногда удаётся поиграть на «разогреве» у солидных коллективов, например, у De-Phazz. А до моего прихода вроде были ещё Омар Торрес и Brazzaville. Регулярно участвуем в фестивалях. Например, в прошлом году играли на «Усадьбе Jazz», ещё на паре менее масштабных, но интересных мероприятий. В январе прошлого года выступали на «Старом Новом Роке», хотя это не совсем наш формат, но хедлайнерами были испанские фанк-рокеры O’Funk’Illo, и мы как-то удачно «напросились» на фестиваль и там даже с ними задружились. Группа является резидентом джазового клуба EverJazz — играем там по несколько концертов в год и регулярно участвуем в их мероприятиях и фестивалях.
Ещё у FBG есть своя промо-активность под маркой Black Music Promotion — это сайт, промо-группа, лейбл, паблики в соцсетях, своя серия вечеринок и прочее. Этим всем давно и очень системно занимается наш бэндлидер Саша «Фидель». Рекомендую как-нибудь найти ВКонтакте, почитать — много интересных обзоров, рецензий, анонсов концертов.
Почему вы играете именно фанк? Не самый модный жанр в наших суровых краях...
— Я, кстати, много думал, почему так сложилось. И пришёл к выводу, что в той или иной степени фанк, как один из системообразующих жанров современной поп-культуры, пронизывал и пронизывает очень много той музыки, которую я слушал в детстве, в юности и сейчас слушаю, начиная от Валерия Леонтьева и Джо Дассена и заканчивая брейкбитом от Fatboy Slim и The Chemical Brothers. Приличная доля танцевальной музыки либо напрямую сэмплирует старые фанковые пластинки, либо берёт за основу его ритмические конструкции. Другой вопрос: почему я не начал играть фанк раньше? Ну, видимо, не сложилась среда. Когда я жил в Перми, да и сейчас, насколько я знаю, там не было групп, играющих фанк. Не так сильно развита была в Перми эта субкультура. Ну!.. может, отдельные группы что-то играют сейчас? Есть пара диджеев... Но это не носит массового характера. В Екатеринбурге фанк более популярен, им занимается несколько тусовок сразу. И как минимум две-три группы играют этот материал. Во всяком случае, хотя бы часть программы.
Тот же Вова Бегунов из «Чайфа» — старый любитель фанкового винила, кстати. Играет его как диджей иногда. Ходит на концерты. Активно следит за нашим творчеством, критикует, даёт советы. Ну, и музыка очень веселая — не усидеть на месте. Опять же, публика очень хорошая, всегда живо реагирует. Поэтому в наших суровых условиях нужна такая музыка.
Кто ты в Funky Bizness Gang?
— Я в группе — клавишник и бэк-вокалист немного. Также последние два-три года за мной закреплена роль музыкального продюсера всех записей, то есть, прежде всего, организация проектов по выпуску релизов, именно в терминах проектного управления. Затем — вся техническая сторона записи — трекинг, сведение, мастеринг, в том числе моими руками. Также я участвую в создании аранжировок. И, естественно, все клавишные партии себе сам сочиняю. Песни у нас пишет Саша «Фидель» — гитарист и создатель группы. Пока их достаточно, хотя у пары других участников есть свои наработки и, возможно, мы их в этом году как-то претворим в жизнь.
А как ты сам дошёл до чёрной музыки? От «Депеш Мод» к Джеймсу Брауну?
— Вопрос звучит: как ты докатился до такого? :) Ну, сразу хочу сказать, что с Depeche Mode-движением я себя уже давно не ассоциирую. Ещё живя в Перми, я отошёл от организации этих вечеринок, предоставив дело более увлечённым людям. А после переезда в Екатеринбург я и вообще забросил эту тему. Сначала меня каждый год звали выступать в Пермь, но я отказывался. В Ебурге была пара интересных моментов — участие в мероприятиях с Recoil, De/Vision или Camouflage. Но это не носило системного характера, и в этом жанре я здесь себя никак не проявил. И в музыке DM, если взять последние три альбома, я всё больше и больше... не то чтобы разочаровываюсь, но, скажем так, не нахожу чего-то для себя.
Так вот... Как уже говорил, к фанку я пришёл через тот факт, что его элементы есть в половине современной танцевальной музыки... А также и через непосредственно слушание «отцов» жанра: Брауна, Parliament/Funkadelic, Херби Хэнкока, Стиви Уандера и так далее. Поскольку я всегда слушал не только и не столько классический синт-поп, индастриал и EBM, но и много танцевальной, в основном брейкбитовой разной электроники, эйсид-джаза, даунтемпо разное, то, естественно, и к фанку был предрасположен. Сэмплы из фанка — это же кладезь интересных ритмов. И для меня, как для музыканта, после моего приезда в Екатеринбург приглашение в эту группу показалось хорошей возможностью попробовать себя в новом жанре: поиграть то, чего я раньше не играл, да ещё в полноценном большом живом составе. Это интересный и захватывающий опыт. А потом, как ни крути, мне — посредственному, на мой взгляд, клавишнику — фанк даёт возможность хоть как-то развиваться, так как это точно интереснее попсы или электроники, но не так сложно, как джаз, на который у меня не хватает техники и образования... Ха-ха-ха! Шучу, а может, и не шучу. По личным ощущениям, развитие определённое есть, не хотелось бы его останавливать, хотя надо ещё учиться и учиться.
Допустим... До тех пор, пока не начал играть фанк, я совершенно не понимал прелести такого инструмента, как клавинет. Через фанк стал его внимательно слушать, смотреть видеоуроки, как кто его использует. По сути, клавинет — это дополнительная ритм-гитара. А с овердрайвом и «квакушкой» — и вообще самостоятельный конструктивный элемент фанка. По поводу жанра!.. Есть хорошая сцена в недавно вышедшем фильме о Джеймсе Брауне: он на репетиции показывает музыкантам, что в фанке любой инструмент в ансамбле — это не гитара, не саксофон, не что-то там ещё — это барабан, это составляющая ритма, дух... Это то, что заставляет людей двигаться в такт музыке и танцевать. Поэтому мне интересно играть в фанк-группе — этот грув очень затягивает.
Расскажи про ваш новый альбом?
— Новый альбом называется Like a Supernova. В нём мы собрали итоги работы последних двух лет и зафиксировали «состояние» коллектива в том виде, в котором весь 2014 год очень активно выступали. Часть песен была написана давно, но альбомные аранжировки, по сути, сложились в конце 2013 года и в первой половине 2014 года. По жанру это нельзя назвать стопроцентным фанком, хотя, безусловно, он там есть. Кроме того, прослеживается влияние диско, афробит, а также имеются нотки буги и электрофанка. Впервые в истории группы мы использовали женские голоса, пригласив чудесных бэк-вокалисток: Лизу Рыбалко и Юлю Дьячковскую. В Екатеринбурге они известные певицы. Там есть очень крутое гитарное соло от лидера Blues Doctors Вовы Демьянова, интересная девочка-рэпер Лала из Groovbag — это хороший местный нео-соул проект, на talkbox в одном из треков «играет» Виталик из Synoptix (они, кстати, часто в Перми бывают)... А ещё мы записали настоящий струнный квартет с весёлым названием STOUT. В общем, такая разноплановая и достаточно масштабная для группы работа.
Делать альбом мы начали летом прошлого года, когда записали ритм-секцию и основные клавишные партии, потом был небольшой перерыв — летние отпуска, разные изменения в семье и прочее. Осенью вернулись в студию, не спеша записывали духовые, перкуссию и сольные партии. В декабре-январе записали вокальные дорожки, бэк-вокалы, струнные, хлопки, шумы. А в феврале сводили. Релиз состоялся в последний день зимы — 28 февраля в клубе EverJazz.
Альбом выложен на Bandcamp, скоро должен появиться в iTunes, также доступен на CD — желающие могут купить диск. Возможно, будет винил, мы сейчас оцениваем окупаемость релиза на пластинке.
Послушать весь альбом можно по ссылке
Чем ты ещё занят, кроме группы? Студия? Dos Buratinos? Ремиксы?
— Днём я работаю в ИТ-отрасли, занимаюсь проектами, связанными с разработкой софта и внедрением в «телеком» разных решений. Но и музыкой я занимаюсь уже очень давно, по-прежнему ей отведена значительная роль в моей жизни.
Известный многим пермякам проект Dos Buratinos, все ещё существует. У нас было несколько хороших концертов в прошлом году, в том числе на «Белых ночах в Перми». Активность существенно, непростительно и преступно низкая. И тут много причин. А прежде всего потому, что мой соратник Женя Горбунов живёт в Перми, а я живу в Екатеринбурге, и на расстоянии у нас как-то не всегда «прёт» работа.
У нас «химия» творческая происходит, только когда мы вместе в студии сидим, когда есть личный контакт, что в силу ряда обстоятельств не всегда возможно. Однако вот в ноябре отлично сыграли на фестивале Greenfest, познакомились с Лироем Торнхиллом из Prodigy, пообщались с Антоном Беляевым, посмотрели на Die Antwoord.
Студия? Со студией произошла такая история. У нас было интересное общение с S. G. T. R. K. Media Lab (S. G. T. R. K Media-Lab — это творческое Содружество, основанное в Екатеринбурге группой «Смысловые Галлюцинации» на базе крупнейшей на Урале аудио-видео-студии, — прим. ред.). А я как раз искал помещение, куда все свои синтезаторы поставить, чтобы как-то их более продуктивно применять. Ну вот и влился в состав «S. G. T. R. K. Медиа-лаборатории» и делаю тут и для них что-то. Кроме того, мы делаем здесь свои проекты, разные группы записываем: например, приезжали к нам недавно из Перми «Упалинаушис» и Gnoomes. Надеюсь, кто-то ещё приедет.
Ремиксами сейчас я не особо занимаюсь, просто времени нет. Хотя в планах есть несколько. С Dos Buratinos у нас была большая работа в 2013 году — мы выпустили сборник избранных ремиксов, там были Red Snapper, Инна Желанная и ряд других больших и менее крупных артистов, в том числе и пермских. Инна, кстати, регулярно публикует у себя этот ремикс с разными отзывами. Я надеюсь, что у Dos Buratinos ещё есть будущее. К тому же в этом году проекту исполняется 10 лет. Ближе к лету мы с Женей планируем собраться, кое-что новое придумать, собрать классический наш материал в концертную программу... Несколько концертов в этом году мы сыграем, в том числе по поводу юбилея.
Ты хорошо знаешь музыкальные сцены и Перми, и Еката. В чём причина такой разительной разницы между городами в этой сфере?
— Я не то чтобы очень хорошо сейчас знаю пермскую сцену — просто общаюсь с некоторыми музыкантами. Также нельзя сказать, что прямо очень хорошо знаю сцену в Екатеринбурге. Есть некий круг общения. Анализировать причины — это тоже не очень благодарное дело. Можно лишь по внешним проявлениям судить, которые, по-моему, видны.
В Екатеринбурге музыканты более активные, амбициозные, что ли. Тут какой-то котёл, который сам себя подпитывает. И пусть тут нет какого-то братского единства, все по разным тусовкам разбиты, но есть очень активное и продуктивное общение и стремление что-то делать. Даже если ты не играешь с человеком в группе и не слушаешь его музыку — вы делитесь идеями, мнениями. Эта активность стабильно даёт плоды в виде каких-то новых хороших или не очень хороших, но модных проектов, которые регулярно «выстреливают». Достаточно посмотреть на актуальные музыкальные порталы.
Совершено чётко видно, что региональные элиты, медиа-менеджеры, индустрия развлечений целенаправленно стимулируют, помогают или как минимум не мешают местным творческим командам разных стилей. Вне зависимости от жанра у всех есть возможность найти свою публику.
Видимо, сказывается и наличие таких крутых площадок, как «Телеклуб», где ты, во-первых, можешь посмотреть концерты очень хороших групп мирового класса: Garbage, Питера Хука, Kosheen, GusGus, UNKLE... А во-вторых, если кое-что умеешь играть, то сможешь и выступить там, попробовать себя на большой сцене с хорошим звуком. Играет свою роль и существование таких творческих кластеров, как S. G. T. R. K. Media Lab, которая была создана «Смысловыми галлюцинациями» не только и не столько для продвижения своих проектов и проектов групп, которые официально входят в этот лейбл, но и для помощи любым местным интересным артистам.
Я не скажу, что этого всего нет в Перми. В Перми есть и группы, и промоутеры, которые делают ставку именно на местную идентичность, типа Наташи Шостиной и её «Камвы», при этом выдаётся очень хороший уровень: «Камва» — очень уважаемый за пределами Перми фестиваль. Или вот «Рок-Лайн» — заметное событие на фестивальном ландшафте России, тоже двигает местную музыку.
Но, видимо, критичная масса пока недостаточна, что ли? Надо просто не мешать местным талантам, создавать им условия, давать площадки, студии, сцены... А музыкантам быть более активными и амбициозными, если они ставят какие-то профессиональные цели.
Если же музыка делается для души, а не ради денег и славы, тогда хотя бы стремиться делать именно «от души» и делать хорошо, или чуть лучше, чем хорошо... А слушатель разберётся.
Как говорил Пастернак: «...но быть живым, живым и только, живым и только до конца».
Все желающие могут познакомиться с творчеством группы Funky Bizness Gang на концерте, который состоится в Перми 11 апреля в ресторане «Партизан». Приходите! Я уверен, будет очень круто!