Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Родители учащихся гимназии № 4 написали письмо в поддержку директора учреждения Татьяны Дьяковой. В письме говорится, что родители обеспокоены ситуацией, складывающейся вокруг руководителя гимназии. Документ направлен в адрес замглавы Перми Людмилы Гаджиевой, начальника департамента образования города Людмилы Сериковой, уполномоченного по правам человека Павла Микова, детского омбудсмена Светланы Денисовой.
«Мы полностью поддерживаем Дьякову Т. М. в установлении требований к внешнему виду учащихся и считаем необоснованными предъявляемые к ней претензии в нарушении прав детей при приёме в 1 класс гимназии».
Речь идёт о двух случаях, когда пермская прокуратура реагировала на выявленные в гимназии нарушения. Во-первых, так называемая история с «розовыми волосами», когда в 2018 году ученицу 9 класса, дочь депутата пермской городской думы Надежды Агишевой отстранили от занятий из-за того, что он покрасила волосы в розовый цвет. В заявлении говорится, что публичный скандал был спровоцирован родителями этой ученицы.
«Большинство родителей поддержало установление требований к внешнему виду учащихся, в том числе к недопустимости покраски волос в неестественные тона... Однако мнение родителей при рассмотрении конфликта... было проигнорировано как указанным родителем, так и органами власти города».
Во-вторых, в мае 2019 года стало известно, что при приёме в первый класс в гимназии были установлены разные проходные баллы для мальчиков и девочек. Авторы заявления оправдывают руководство школы тем, что правила поступления в данном учреждении такие же, как и везде в городе:
«Если такие правила являются нарушением закона, возникает вопрос, почему департамент образования города допускал такие „нарушения закона“ многие годы?! Почему при публичном разборе ситуации крайним назначается директор нашей гимназии?»
Мы попросили прокомментировать текст письма и ситуацию вокруг приёма в первые классы начальника департамента образования Людмилу Серикову.
— Родители пишут, что система поступления в первый класс в гимназии № 4 не отличается от системы поступления в других школах. Таким образом, директор гимназии Татьяна Дьякова стала «крайней». Это так?
— Вряд ли родители отдельной школы знают о правилах в других учреждениях. Что касается гендерного принципа — в других школах никогда не звучало о каких-либо особых условиях в приёме детей в первый класс. Департаменту образования не известны такие факты. Если родители имеют какие-то факты по другим школам, мы готовы выйти на проверку, как выходили неделю назад в гимназию № 4.
— То есть о «гендерной истории» вы узнали так же, как и все, из прессы?
— Да. Точно так же из прессы.
— После этой истории опять заговорили о принципах набора в первый класс в разных школах, в частности о прикреплённых домах. Дети, прописанные по этим адресам, имеют право быть зачисленными в первый класс данной школы. К гимназии № 4 прикреплено пять домов. К другим учебным заведениям — больше ста. Можете объяснить, по какому принципу дома прикрепляются к разным учебным заведениям?
— Да, действительно, у нас во всех школах, где есть обучение с первого класса, есть микрорайонный принцип закрепления. Он всегда утверждается постановлением главы города в начале каждого года. Список закреплённых за школами домов каждый год обновляется. Это происходит из-за того, что микрорайон разрастается или, наоборот, сокращается и т. д. Да, действительно, разные школы имеют разное количество закрепленных домов. Это зависит от того, сколько домов в микрорайоне, насколько плотно расположены к друг другу учебные учреждения. И мы понимаем, что есть школы, которые являются, как они раньше назывались, статусными. Они предлагают учебные программы повышенного уровня. Поэтому за такими школами закрепляется меньшее количество домов, и есть возможность всем детям в городе претендовать на обучение по этим программам.
Мы же прекрасно понимаем, что по физико-математической программе школы № 9 не могут обучаться только те, кто проживает рядом с этой школой. Эти дети, возможно, её не осилят, или она будет не востребована родителями и семьёй. Но есть дети, живущие на другой улице, в другой части города, которым физмат максимально интересен. Это дети, которые с этим потом по жизни пойдут. Понимая это и давая возможность получить образование разного уровня, департамент образования закрепляет дома за школами. Итак, мы анализируем расположение школ, дистанцию между ними. Если есть рядом общеобразовательные школы, то мы корректируем закрепление за школой, которая по углублёнке. В таких школах остаётся 60-70 % свободных мест.
— Какими документами регулируется этот набор?
— Есть федеральный закон об образовании, есть порядок по приёму в первые классы на территории Пермского края, в том числе на свободные места. Школа с 1-го июля, то есть после основного этапа набора, должна разместить на сайте количество свободных мест. И далее в полном соответствии со всеми законами этот набор сделать. В первые классы конкурсный отбор не предусмотрен. Все конкурсные отборы могут проводиться с пятого и выше классов на любые программы, на свободные места. Набирая на свободные места в первые классы, школы принимают заявления у всех желающих и могут пользоваться психолого-педагогическим наблюдением по уровню возрастного соответствия ребенка, то есть, может ли он пойти в эту школу и реально ли он освоит большие нагрузки. В в рамках закона РФ возможно только психолого-педагогическое наблюдение, без всяких установленных баллов и рейтингов при поступлении.
— Но ситуация с 4-й гимназией показала, что там были проходные баллы.
— Да, комиссия определила, что, действительно, был вывешен некий протокол или список с баллами. Школа прокомментировала, что таким образом она оценила успешность ребёнка в воскресной школе, но при этом проранжировала в баллах и по гендерной группе. Мы заявили, что это недопустимо. Далее мы изучили, есть ли у школы в своём локальном акте о приёме в первый класс условие, когда для дошколят, занимающихся в воскреске, имеются преимущества. И мы вот здесь соотнесли, что, значит, должна быть некая приёмная комиссия и должно быть прописано отдельное положение — правила работы этой комиссии. В гимназии этого не было. В данном случае, мы предъявили директору школы претензии, что это было не продумано и никак не прописано. И вот за это руководитель привлечён к ответственности в форме выговора, потому что часть нормативов локально не доработали. Мы даже не видели приказов по детям, которые в этих гендерных двух группах. Мы увидели приказы по закреплённым территориям, они действительно изданы. Это выполнено в соответствии с законодательством, а вот между воскреской и приёмом в первый класс есть разрыв, никак не урегулированный. Вот здесь реально не хватает чётких установок.
— Если нет чётких установок, то директор учебного заведения может принимать любые решения по приёму в первый класс, так получается?
— Нет, наоборот, если приём не прописан, он не имеет права вообще их принимать.
— Но, тем не менее, как-то же дети принимаются в первый класс.
— Директор не прописал условия зачисления в первый класс, за воскреску для дошколят поставил баллы, по гендерному принципу их развел. Всё это я считаю категорически неправильным.
— Известны ли департаменту образования примеры, когда в других учебных заведениях набирали детей по результатам тестов, когда начислялись какие-то баллы и т.д?
— Ежегодно, при проведении приёмной кампании, мы выходим на какие-либо ситуации по заявлению, либо если эта ситуация разбирается на уровне прокуратуры. Мы со своей стороны максимально всё проверяем и все факты вскрываем. Не может быть набора в первый класс на конкурсной основе. Мы в начале каждой приёмной кампании, на совещании руководителей школ это проговариваем. Мы должны действовать в рамках действующего законодательства. И ответственность в части правильного выполнения законодательства — на руководителе школы. Возвращаюсь к тому, о чём вы говорите: если родители пишут, что вроде правила похожи везде, если такие факты есть, мы будем максимально проверять в каждом учреждении, чтобы такого не допускалось.
Сейчас мы создаём рабочую группу, некий такой пилотный вариант. У нас статусные школы, скорее всего, перейдут на набор детей с пятого класса. Чтобы не было хитростей, уловок каких-то, разного понимания того, как можно набирать в первый класс. Почему? Потому что набор с пятого класса разрешён законодательно. Мало того, к этому периоду ребёнок и формируется как личность, которую можно по учебной деятельности, показателям оценивать. В 6,5 и 7 лет ребёнка по учебной успешности оценивать и сравнивать невозможно. Поэтому, скорее всего, переведём поэтапно школы на набор с 5-го класса.
— А как поступать в первый класс?
— Вот смотрите, мы понимаем, что резко и категорично мы внести изменения не сможем. У нас, например, по гимназии № 17 уже сейчас некоторые родители пишут: «Нет, мы хотим сюда попасть с первого класса». И надо будет этой рабочей группе решить, как и их права тоже не нарушить. Пока не знаю как.
— Но некий запрос на реформу системы приёма в школы есть?
— Запрос на реформу есть, но при этом есть и запрос на сохранение традиций. В принципе, ведь какая позиция родителей гимназии № 4? На самом деле, гимназия всегда пользовалась спросом. Поэтому родителей тревожит, будут ли сохраняться те традиции, которые заложены в гимназии. Контекст их письма я понимаю так.
— В письме родители высказывают озабоченность возможными кадровыми решениями в отношении директора гимназии № 4. Что вы можете сказать по этому поводу?
— По нашему акту мы не рассматриваем вопрос об увольнении директора. Вынесли выговор. Если прокуратура в своих выводах коснётся вопроса о снятии руководителя гимназии с должности, значит, это будет решение прокуратуры, и мы его будем выполнять. Надо дождаться выводов прокуратуры.
— Какой официальный статус этих «статустных» школ? Отличается ли финансирование этих учреждений?
— Ранее у нас было разделение на типы учебных учреждений. Например, гимназии и лицеи относились к разным группам. К ним предъявлялись разные требования по квалификации педагогов, по результативности учеников и тд. При введении нового закона об образовании все учреждения стали общеобразовательными. И названия — гимназия, лицей, школа с углублённым изучением — просто названия и указание на те программы, которые они реализуют. Но эти же гимназические программы, программы с углублённым изучением могут реализовывать и другие школы, не имея вывески «гимназия».
Что касается финансирования, оно частично различается. Есть нормативы для общеобразовательной программы, для программы повышенного уровня идёт чуть больший норматив, который финансируется краевым бюджетом. И ещё выше норматив — на углублённое изучение иностранного языка. Вот такие группы нормативов существуют. Но мы же понимаем, что не потому идут родители в статусные школы, что там выше норматив. Они идут туда за некой культурой, за некой традицией, за некой элитарностью, которое это учреждение формировало десятилетиями. Даже если сейчас все школы начнут финансироваться одинаково, всё равно будет спрос на отдельные выкристаллизованные традиции, на отдельные школы.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.