Илья Эминалиев побывал на художественной выставке «Арт-Пермь-2015» и поговорил с одним из самых известных карикатуристов Перми Дмитрием Кононовым — призёром различных международных конкурсов и автором книги-альбома «ЭрМИТЯж».
Когда вы начали рисовать карикатуры?
— Я начал рисовать в школе. В то время пользовались популярностью такие советские сатирические журналы, как «Чаян», «Крокодил» и т. д. То есть уже в детстве я искал подходящий мне стиль и определялся с художниками, которые мне нравятся. Я не думал, что когда-то буду рисовать именно карикатуры, хотя мама в детстве мне сказала: «Ты будешь художником». При этом я не ходил ни в какие художественные школы и ничего не оканчивал. После школы мама отправила меня в технический вуз. Я ещё подумал: «Где логика у мамы?». Немножко поучившись в том вузе, ушёл в армию. После армии работал на предприятии. Но параллельно я всегда что-то рисовал: в блокнотике, на бумажках, на чём попадалось. Показывал коллегам — они смеялись. Говорили: «Что ты делаешь на заводе? Иди в газету!». Я и отнёс несколько своих карикатур в «Звезду», «Молодую гвардию», «Вечернюю Пермь». Некоторые работы опубликовали. Мне заплатили деньги. Я был очень удивлён, потому что думал: это я должен деньги заплатить, чтобы опубликоваться.
Вы сразу поняли, что хотите связать с этим жизнь, или это пришло со временем?
— Это всё приходило постепенно. Чтобы рисовать карикатуры, должно быть чувство юмора, а его постоянно надо проверять на ком-то. Если люди смеются — это хорошо. Работая на заводе, я как-то раз на 1 апреля выпустил юмористическую газету, куда перерисовал своим стилем карикатуры авторов из других журналов, добавив к ним картинки со своими идеями. В итоге над моими картинками смеялись так же, как и над картинками других художников. С тех пор я стал смело носить свои работы в разные газеты. А начал я — с заводской. Правда, в 1993 году из-за кризиса наш цех закрыли со словами: «Идите куда ходите». Потом я встретил женщину, которая была редактором нашей заводской многотиражки. Она мне и посоветовала: «Сходи в газету „Пермские новости“, из неё художник ушёл в другое издание». В «Пермских новостях» были знакомы с моими работами и дали первое задание. Я его выполнил, меня взяли. И вот с 1985 по 2012 год я работал художником в газете «Пермские новости», потом она обанкротилась.
Со «Звездой» у вас не получилось сотрудничество?
— В «Звезде» тогда работал Григорий Демченко. Он как-то намекнул, что готов уступить место мне. Но я в то время считал, что художник, работающий в газете, должен иметь соответствующее образование. У меня никакого образования не было. Я отказался, сказав, что это у меня просто хобби такое, что я буду рисовать для себя, и всё.
Какая тематика карикатур вам наиболее близка: политическая, социальная, бытовая?..
— То, что вы перечислили, мне точно не близко. Но, так как я работал в газете, всё это мне приходилось рисовать. Политика, культура, спорт, бытовуха, социальщина и т. д. Мне нравится рисовать что-то философское, доброе, для души. Весёлое и ироничное. У меня не столько юмор, сколько именно ирония. Также я люблю подбирать яркие цвета. Они мне приятны.
Вы приветствуете злую насмешку?
— Ни в чужой, ни в свой адрес. Повторюсь — предпочитаю легкую иронию.
При выполнении работы вы учитываете национальность и вероисповедание героя карикатуры?
— Конечно, я стараюсь что-то выделить, но эксцессов на этой почве у меня не было. Поэтому я всё-таки, наверное, не так уж над людьми издеваюсь... Хотя и не отрицаю, что издеваюсь. Мы же смешные художники. Я не пытаюсь сделать людям то, чего не хочу, чтобы сделали мне.
На вас подавали в суд?
— Один раз. Я работал с Ириной Владимировной Колущинской. Она сейчас работает в «Трибуне». Раньше выпускала «Губернские ведомости», там я с ней и работал несколько лет. Однажды я иллюстрировал один из её политических материалов. Тема была криминальная, связанная с одним из бизнесменов. В рисунке я употребил часть фамилии, написав её половинку на двери. А он понял, что это про него, потому что статья касалась воровства на территории именно Пермского края. И он подал на газету в суд. Решения суда я не знаю, но Ирина Владимировна сказала: «Не переживай, всё будет замечательно».
Вы проводите мастер-классы?
— Пока не проводил, но предложения поступают. Я думаю время настало. Пора...
В чём вы ищете вдохновение?
— В общении со своими коллегами. Благодаря арт-салонам я нахожу много друзей не только среди карикатуристов, но и среди художников вообще. Допустим, мне понравился стиль, я подошёл к человеку, пообщался с ним... Приятно встречать людей, с которыми ты мыслишь на одной волне.
Как вы думаете, насколько в разных странах отличается уровень дозволенного юмора в карикатурах?
— Отличия имеются. Но особенно это касается французского юмора. Не зря страшная трагедия произошла именно там. Сатира у них в разы преобладает над чистым юмором. Я так считаю...
Вы посещаете международные художественные фестивали?
— Да. Я часто езжу во Францию на фестиваль в Сен-Жюст. Видел там с Жоржа Волински, который недавно трагически погиб.
Общались с ним?
— К сожалению, нет.
Из-за языкового барьера?
— Я не знаю французский, но дело не в этом. Такие известные карикатуристы, как Волински и Плантю, на фестивалях собирают вокруг себя толпы людей. К ним очень тяжело подобраться.
Что вы ощутили, когда услышали о Charlie Hebdo?
— Когда я об этом узнал, мне было очень тяжело, потому что эти люди занимались тем же, чем и ты. Согласен, у них очень жёсткий и провокационный юмор. Я всегда покупаю издания, где много карикатур, чтобы найти что-то под себя, чтобы черпать вдохновение... Когда я ездил во Францию, купил Charlie Hebdo. Там рисует очень много ребят, в разных стилях... Я взял журнал, полистал, счёл некоторые вещи неприятными, пусть и смелыми, и забыл. Я не могу обсуждать то, что они рисовали. Это их творчество, их жизнь. Каждый сам выбирает для себя свою планку — что рисовать, а что не рисовать. Но чтобы такие методы решения проблем... Однозначно недопустимо.