X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Диана Корсакова

«Я не сторонник культа Курентзиса». Музыковед Михаил Мугинштейн — о романтизме, «улётах» и худруке Пермской оперы

В Пермском театре оперы и балета завершается серия премьерных показов оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Интернет-журнал «Звезда» поговорил с музыковедом Михаилом Мугинштейном об одном из лучших оперных образцов стиля бельканто, привлекательности романтизма и творчестве Теодора Курентзиса.

Михаил Львович, в России «Лючию ди Ламмермур» ставят третий раз за последний год. Чем вызван такой интерес к опере?

— «Лючия» — одна из самых популярных опер, в которой певцы могут продемонстрировать вокальные доблести, если они у них, конечно, есть. Партия Лючии написана сложно, все виртуозные пассажи и украшения — это странствия, вибрации, прихотливые движения женской души, которая хочет себя реализовать в идеальном мире — любви, но не может — и поэтому сдается.

«Лючия» — один из пиков романтизма первой половины XIX века. Романтизм привнес в нашу жизнь прекрасную мечту, наркотик, который мы до сих пор не можем забыть — например, существование идеального мира. Ведь человек не может жить одними «котлетами», ему хочется жить и «улётами».

Чем-чем, простите?

— В человеческом сознании мир расколот. Для обычного человека главное — реальная жизнь. Но у него есть мечты, грёзы, сны. Эту раздвоенность, двоемирие романтики использовали остро и вдохновенно. Они считали, что подлинная жизнь духа — в идеальном мире. Но тот, кто в нём живёт, плохо себя чувствует на этой грешной земле — в реальности. В XIX веке эта проблема была поставлена наиболее остро... (из фойе театра доносится ария Эдгардо в исполнении тенора Пермской оперы Бориса Рудака, — прим. автора). Вот! Слышите? Эдгардо прощается со своей мечтой! Это иллюстрация моих слов!

Михаил Мугинштейн Фото: Диана Корсакова

В XXI веке многие раздражены романтическими иллюзиями. Сейчас считается, что нужно жить конкретными, реальными вещами. Время больше не нуждается в таком взлете души, как романтизм и романтическая опера. Но пока жив человек, он не сможет жить без чуда этого эликсира! Героиня оперы, Лючия, стиснута между двумя мирами: реальностью и идеальностью. Она не может в этом прессинге существовать. Женская хрупкая душа, которая грезит о бесконечности эмоционально-духовного начала, странствует в мир идеальности. И кончается это безумием и смертью.

Но, кажется, сегодня разговор о таких возвышенных вещах может быть только в оперном театре?

— Кому-то это может показаться устаревшим, но это человеческая матрица. Человек не может ограничиться так называемой реальностью. Я с юности люблю фильмы Феллини. Этот режиссёр вообще ставит вопрос о том, что на самом деле подлинно: конкретная жизнь или наши фантазии, сны, странствия духа? Я выбираю второе.

Михаил Мугинштейн Фото: Диана Корсакова

И как сегодня поставить оперу об этом ненастоящем, условном мире?

— Этот мир как раз настоящий! Но интерпретировать его очень сложно! Публике, которая привыкла к драматическому театру, кино, давлению визуальной информации, сложно понять оперу, где многое условно с «нормальной» точки зрения.

В опере Верди «Сила судьбы» главный герой Альваро хочет похитить свою возлюбленную Леонору, потому что её отец маркиз препятствует этому браку. Ночью парень приходит её похищать, но тут в комнату врывается маркиз с вооружёнными слугами. Альваро заявляет, что Леонора невинна, и бросает на пол пистолет, не желая поднимать руку на отца возлюбленной. Пистолет самопроизвольно стреляет, сражённый насмерть маркиз умирает, проклиная дочь. С этого момента начинается опера: с большой кровью, конфликтами, в финале которой все гибнут. И даже профессионалы говорят: «Фу, какая гадость либретто! Ну как это может пистолет упасть и выстрелить?» Но они просто не понимают условность оперы. Верди не нужна жизненная достоверность драматического театра. Он создает проникновенный анализ эмоционально-духовных состояний человека. Сила судьбы — это непреложный закон. Любовь, зависть, месть — всё обречено! И не важно, правдив ли упавший на пол пистолет — он всего лишь толчок, провокация для более глубоких вещей — ситуации человека в мире в трактовке романтика Верди.

«Лючию» ставили лучшие театры мира. И далеко не всегда успешно. Не только потому, что современный человек не верит в ценности романтического мира. Режиссёры не могут найти интересного решения, не могут совместить современный и исторический контекст.

Как вы относитесь к режиссёрскому замыслу пермской постановки?

— Он мне понятен — это попытка преодолеть условность оперы, используя известный приём «театр в театре». Молодая актриса готовится исполнить в театре роль Лючии. Любопытно, как наша современница будет вживаться в роль романтической героини XIX века. Она должна почувствовать связь со своей прапрабабкой. Ведь, что бы ни происходило в этом мире, девушке всегда будут нужны не только ухаживания и комплименты, но и горизонты идеальности.

Феминистки с вами бы не согласились.

— Да и бог с ними! Пусть они по-своему думают и возмущаются! Есть основа человеческих отношений — она неизменна.

Михаил Мугинштейн Фото: Диана Корсакова

Вам какая версия «Лючии» нравится?

— Мадридская постановка TeatroReal, копродукция с Английской национальной оперой. Режиссёр Дэвид Олден переносит действие оперы в Англию викторианской эпохи. Сюжет разворачивается в клинике для душевнобольных, где находится Лючия (прекрасная работа Лизы Оропеза). Она не безумна, но её душа — тонкий музыкальный инструмент — расстроена реальностью. Это соответствует духу оперы Доницетти. Люди с тонкой душевной организацией не выдерживают прямолинейности и жестокости реального мира, они грезят об ином.

В каком состоянии сейчас находится оперная труппа Пермского театра?

— Пермяки вышли на передовые позиции, они привлекают профессиональное и непрофессиональное сообщество. В прошлом году премией CastaDiva (единственная специальная премией для лауреатов в области оперного искусства России, — прим. ред.) был отмечен хор musicAeterna, в этом выдвинута оратория «Жанна на костре». Я могу выделить Надежду Павлову, Зарину Абаеву и Константина Сучкова. Но я не сторонник культа Теодора Курентзиса, я не буду петь ему осанну!

Да что вы!

— Теодор — очень талантливый человек, но это не значит, что он затмил всех остальных. Есть другие властители дум — например, Кирилл Петренко, главный дирижёр Баварской Оперы (Мюнхен), который через сезон возглавит Берлинский филармонический оркестр. Я могу сказать, что мне в Курентзисе нравится, а что не очень. Оценка искусства должна быть взвешена.

Михаил Мугинштейн

И что вам не нравится в Курентзисе?

— Я сторонник того, чтобы произведение выступало горизонтом-ориентиром для постановщиков. А сегодня многие считают, что произведение — это только повод для авторского театра режиссёра и даже дирижёра (он обычно служит хранителем партитуры). Пример — опера Моцарта «Милосердие Тита» в Зальцбурге, в трактовке Питера Селларса с Теодором Курентзисом. Они вставили в светскую оперу-сериа Моцарта фрагменты из других его сочинений, прежде всего, духовных. И вот что получилось. В конце первого акта у композитора идёт взрыв — великолепное драматическое трио (Вителлия узнает, что выбрана Титом в жены, и её терзаниям нет предела: она не в силах изменить роковой ход событий). И я хочу после него сразу услышать вершину оперы — финал: поразительная драма Секста (его воины уже проникают на объятый пламенем Капитолий, чтобы убить Тита) нарастает в трагичеcких вспышках квинтета с хором, чтобы достичь величия и красоты в замирающих репликах ансамбля. Но Теодору и Питеру интересно совсем другое. Они вставляют после трио большой фрагмент другого сочинения. Эти новые семь минут (в действии идет подготовка теракта), ломая неуклонное развитие в драматургии Моцарта, снижают градус истории автора — его большое дыхание. А часть публики ликует от радости узнавания — актуальности происходящего теракта!

Михаил Мугинштейн Фото: Диана Корсакова

Умберто Эко писал, что постмодернистская позиция напоминает ему положение человека, влюблённого в очень образованную женщину. Он знает, что не может сказать ей «люблю тебя безумно», так как она понимает, что подобные фразы — прерогатива Лиалы (второсортная писательница, автор мелодрам, — прим. ред.). Поэтому он, уходя от прямого признания, говорит ей: «По выражению Лиалы — люблю тебя безумно». Комментируя это, Александр Пятигорский замечает: если эта женщина действительно очень образованна и умна, делая выбор, она не обязательно скажет ему «да».

В своей истории авторский театр сегодня уходит от прямого признания. Далее проблема выбора. Я выбираю «Милосердие Тита» Моцарта в чистом виде: авторская драматургия мощнее и увлекательнее.

***

Читайте также: материал Дианы Корсаковой о тех, кто создавал пермскую «Лючию де Ламмермур», с прекрасными фотографиями с репетиции.

Рекомендуем почитать

Мы видим солнце и Лира с цветами для пластиковой мыши. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших во второй половине пандемийного сезона

Григорий Ноговицын

Гриппозная Россия Кирилла Серебренникова

Николай Гостюхин

Новое на сайте

Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня

Сергей Якупов

Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае

Юрий Куроптев

Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»

Полина Путякова

Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня

Сергей Якупов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+